150 спартанцев. Альфа-Банк бросился в погоню за технологическими лидерами. Как устроен его программистский спецназ
Категория
Компании
Дата

150 спартанцев. Альфа-Банк бросился в погоню за технологическими лидерами. Как устроен его программистский спецназ

Рафал Ющак, СЕО Альфа-Банка. Фото Альфа-Банк

Символ свирепого общества доблестных граждан, осенью 2020 года «Спарта» атаковала украинский банковский рынок. Под слоганом «This is Sparta!» Альфа-Банк запустил проект собственной цифровой трансформации. Цель – настигнуть крупнейший в стране ПриватБанк и быстрорастущий monobank. Средство – полторы сотни «спартанцев», работающих над десятками новых IT-продуктов. 

«Мы запустили цифровой банк Sense SuperApp, – перечисляет СЕО Альфа-Банка Рафал Ющак, 51. – Сделали полноценную удаленную идентификацию через видеочат, технологию платежей в одно касание drag’n’drop, первое цифровое медиа Now внутри приложения». После старта в ноябре 2020-го в приложении появилось еще несколько функций, включая управление токенами (оцифрованными картами для привязки к смартфонам или часам) и подписками на онлайн-сервисы. 

«Спарта» – детище Ющака, который до переезда в Украину вывел Альфа-Банк Беларусь в тройку крупнейших на своем рынке, и директора по развитию розничного бизнеса Ольги Филипенко, в активе которой партнерство белорусской «Альфы» с AliExpress. Подбором команды занимается HR-директор банка Мария Гаравская, за операционную часть отвечает Роберт Дзялак. 

Командует «спартанцами» Андрей Гриценюк, который до назначения IT-директором Альфа-Банка занимал аналогичный пост в ПриватБанке. «Они буквально зажгли меня своими идеями», – объясняет он мотивы перехода. 

Гриценюк пришел в «Альфу» 1 сентября, и в тот же день стартовал проект «Спарта». «Кто с нами хочет построить лучший цифровой банк мира? – написал он в Facebook. – Обещаю, будет невероятно сложно, но очень интересно!»

Банк объявил о наборе айтишников, маркетологов и бизнес-аналитиков. «Мы наделали много шума», – говорит Гаравская. Конкурс был 10 человек на одно место. Отобрали 146 человек. Большая часть, или 60% команды, – айтишники. Остальные – специалисты по банковским сервисам, рискам и HR. 

«Спарту» позиционировали как отдельную группу для решения стратегических задач, говорит Гриценюк, но спустя год задумались о присоединении к ней основного ІТ-подразделения банка из 600 человек. Набор персонала продолжается и в «Спарту», и в основное ІТ-подразделение.

В Райффайзен Банке тоже работает 700 программистов. По словам СЕО банка Александра Писарука, в планах нанять еще около 100 специалистов. 450 разработчиков трудится в ПУМБ. В «Привате» в подчинении Гриценюка было 2200 человек.

Управлять разработчиками Гаравской помогает книга «Как пасти котов» Ханка Рейнвотера. «Айтишнику должно быть интересно и комфортно, – говорит она. – Это изобретатели, которые любят быть первыми». 

Часть «спартанцев» трудится удаленно, часть – в коворкингах Creative States в Киеве и Днепре, остальные – в «антиофисе», оборудованном в стиле большой квартиры с зонами для встреч, переговорными, детской комнатой, кухней и фитнес-залом. 

Еженедельные встречи команды проводятся в формате стендапа. Когда стоишь, задачи решаются быстрее, поясняет Гаравская. 

«Классические менеджеры находятся над процессом, – говорит Гриценюк, который один день в месяц уделяет программированию. – А мы закатываем рукава и делаем проекты вместе с командой». 

Банк работает с 12 ІТ-компаниями по модели аутстафа и планирует расширять эту практику, говорит он. Такой подход, по его словам, позволяет быстрее запускать новые проекты. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Бюджет «Спарты» не раскрывается. Основные расходы – на персонал. В первой половине 2021 года зарплаты в Альфа-Банке увеличились по сравнению с тем же периодом 2020-го на 5,5%, до 1,3 млрд грн. Для сравнения: в ПриватБанке зарплаты выросли на 7%, в Ощадбанке – на 9%, в ПУМБ – на 19%. 

KPI для команды, по словам Гаравской, – это количество проектов, запущенных в срок, и бизнес-показатели – например, число активных клиентов. 

В первой половине 2021 года банк запустил 23 проекта, говорит Гриценюк, на второе запланировано 35. Ускориться позволила методология hybrid agile. Теперь несколько команд могут работать параллельно, каждая над своим проектом. 

Команда Гриценюка одной из первых в стране использовала приложение «Дія» для удаленной идентификации по ID-карте или загранпаспорту: около 2000 клиентов открыли с февраля 2021-го счета в банке с использованием этой функции. «Альфа» также предоставила возможность владельцам iPhone подтягивать в свое приложение карту другого банка и списывать с нее деньги.

Продажи цифровых кредитов (без похода в отделение) выросли у «Альфы» почти в 10 раз по сравнению с 2020 годом, говорит Гриценюк. Время на получение кредита для новых клиентов сократилось с часа до 10 минут. 

«Первых 100 000 пользователей Sense мы набрали менее чем за месяц после запуска, 900 000 – за восемь месяцев», – рассказывает Гриценюк. Первый миллион пользователей, по его прогнозу, будет в начале сентября, или через 10 месяцев после старта. 

У лидера по темпам роста клиентской базы, monobank, на то, чтобы набрать первый миллион клиентов, ушло 18 месяцев. Трепета перед «спартиатами» там не испытывают. «Главное преимущество нового продукта – возможность построить все процессы с нуля, – говорит CMO monobank Анатолий Рогальский. – Альфа-Банк не смог воспользоваться этим преимуществом». По его словам, некоторые его коллеги не смогли пройти регистрацию в приложении «Альфы». Те же, кому это удалось, жаловались на проблемы с пополнением карты и сложность для пользователя. 

Андрей Гриценюк, IT-директор Альфа-Банка. Фото Альфа-Банк

Андрей Гриценюк, IT-директор Альфа-Банка. Фото Альфа-Банк

Старший продуктовый менеджер ІТ-компании Ciklum Ирина Василенко не сумела в полной мере оценить функциональность нового приложения «Альфы». Василенко использовала для своего теста iPhone 12 Pro. «Уже на входе у меня возникли проблемы. – говорит она. – Приложение очень сырое». Кнопка авторизации находилась вне основного экрана, а при выборе типа занятости «предприниматель» программа требовала указать работодателя. «После успешной регистрации мне не удалось войти в приложение ни с помощью Face ID, ни с помощью пароля», – говорит она.

Пользователи в Google Play оценивают новое приложение «Альфы» невысоко – 2,7 балла из пяти возможных. У «Приват24» – 4,4 балла, у monobank – 4,9. У старого приложения Alfa-Mobile Ukraine оценка выше – 4,6 балла, а количество скачиваний превышает 1 млн. 

«Приложение новое, и это нормально, что пишут в первую очередь критические замечания, – говорит представитель банка. – Мы не разгоняем искусственно позитивные комментарии». У нового приложения – 1200 комментариев, у старого – больше 60 000. 

В августе 2021-го «Спарта» организовала вечеринку хейтеров. Руководители проекта пообещали учесть пожелания самых активных критиков в следующих обновлениях, которые выходят раз в две-три недели. 

«Иногда я до утра переписываюсь с клиентами в мессенджере, а потом рождаются новые фичи либо обновления», – рассказывает Гриценюк. 

Показателем успешности приложения банк считает не отзывы в Google Play или Apple Store, а количество скачиваний и активных пользователей. Sense SuperApp – на третьем месте по количеству скачиваний в Apple Store после «Приват24» и mono. Доля продаж в диджитал-каналах «Альфы», по данным банка, выросла за год с 25% до 72%, общий объем розничных кредитов – на 39%.

При этом доля «Альфы» на рынке кредитования физлиц снизилась с июля 2020 года на два процентных пункта, до 11%. Общее число активных карт в банковской системе увеличилось на 13%, у «Альфы» – на 10%. Что пошло не так? Представитель банка объясняет это консервативной политикой в период локдаунов, когда фокус сместился на поддержку действующих клиентов, а не привлечение новых.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Украинские потребители избалованы хорошим сервисом, привлечь инновационных клиентов в традиционные банки непросто, говорит Василенко. Нужно придумать то, чего еще нет у конкурентов. Американские приложения, к примеру, позволяют клиенту видеть его кредитную историю и контролировать доходность по инвестициям.

«Из эксклюзивных предложений я бы отметил интеграцию Sense SuperApp с «Киевстаром», – говорит соучредитель Sportbank Денис Сапрыкин. Этой функцией, по информации банка, воспользовалось более 177 000 клиентов. «Установил Sense Supper App от Альфа-Банка и теперь большую часть операций делаю самостоятельно – перевожу деньги по своим счетам и шаблонам, меняю валюту, проверяю статус счета «Киевстара», – рассказывает вице-президент Новокраматорского машиностроительного завода Дмитрий Скударь. 

Новое оружие «Альфы» – карта Cameleon, продажи которой начались в августе. Банк обещает «бесконечный» льготный период по карте: ставка за оплату покупок в кредит – всего 0,01% в месяц, а не около 3%, как в «Привате» или mono. Обязательный платеж по кредиту вдвое больше, чем у конкурентов – 10% в месяц, а максимальный кредитный лимит небольшой – 30 000 грн. Доступный кешбэк по карте вдвое больше, чем у mono, – 1000 грн, и для него можно выбрать семь категорий товаров, а не две. Интересно? Попробуйте зарегистрироваться в Sense SuperApp.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков