Як бізнес АТБ, Auchan, «Три ведмеді», «Молочного Альянсу» переживають проблеми з електрикою /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Без света. Как магазины и производители продуктов питания спасают бизнес во время энергокризиса

3 хв читання

Как бизнес АТБ, Auchan, «Три ведмеді», «Молочного Альянсу» переживают проблемы с электричеством Фото Getty Images

После атак РФ на энергетические объекты ритейлеры временно закрывали свои магазины, а производители останавливали производственные линии. Как бизнес АТБ, Auchan, «Три ведмеді», «Молочного Альянсу» переживают проблемы с электричеством

18 октября РФ обстреляла критическую инфраструктуру Житомирской области, ее часть осталась без электричества. Остановился завод полуфабрикатов «Три ведмеді». День простоя обошелся компании почти в 30 т неизготовленной продукции, рассказывает основатель компании Дмитрий Ушмаев.

Если электричества не будет дольше, Ушмаев прогнозирует сбои в работе своего предприятия. Оно работает, отгружая продукцию в ритейл почти с конвейера. Такая модель не предполагает больших запасов на складах, так что покрыть недопроизводимый объем будет нечем.

Россия с начала октября атакует украинские энергообъекты. В результате разрушены 30% электростанций, сообщил 18 октября президент Украины Владимир Зеленский. Это привело к массовым отключениям электроэнергии по всей стране.

Российские власти обещают продолжить атаки, украинское правительство призвало бизнес и население экономить энергию. Из-за обесточивания у ритейлеров и производителей продуктов питания могут нарушиться производственные процессы. Это путь к дефициту целых категорий продуктов питания.

Forbes поговорил с компаниями «Молочний Альянс», «Родинна ковбаска», «Три ведмеді», Auchan и АТБ о том, как они справляются с энергокризисом.

Энергокризис в ритейле

Во вторник, 11 октября, в некоторых районах Львова не было электричества. Там не работали магазины и аптеки. Однако в одном из гипермаркетов Auchan продолжалась торговля. Этот магазин тестировал работу торгового зала на генераторах небольшой мощности, рассказывает руководитель по связям с общественностью Auchan Елена Орлова. Их мощностей достаточно для обеспечения базовых потребностей магазина. К примеру, они обеспечивают минимальное освещение и работу касс.

Запаслись почти сотней дизельных генераторов в сети АТБ. Часть из них – переносные, на базе автомобилей. Ими обеспечивают опорные торговые точки АТБ в районах городов, где есть риск обесточивания после атак РФ, говорит начальник управления по корпоративным коммуникациям Сергей Демченко.

Дизельные генераторы – одна из возможностей не останавливать свою работу при перебоях электроснабжения. Однако это оборудование не может поддерживать работу холодильников в торговых залах. Чтобы продукты не испортились, сотрудники гипермаркетов переносят их из залов в холодильные камеры в служебных помещениях. «Там продукция может храниться некоторое время. Холодовая цепь не прерывается», – говорит Орлова из Auchan.

Если ток не появляется, ритейлер будет переносить продукты, требующие низких температур хранения, в фуры-рефрижераторы.

Наибольший риск быстро испортиться без охлаждения – у продуктов категории «ультрафреш». Это свежая рыба, мясо, молочные продукты, имеющие короткие сроки годности. «Не успеваем продать – имеем убытки», – говорит Орлова.

Что делают производители продуктов питания

Но если у супермаркетов проблема решается с помощью генераторов, то производителям продовольствия намного сложнее.

К примеру, у крупных производителей мяса при обесточении на фермах скот начнет погибать через полтора дня, об этом рассказывает совладелец производителя мясной продукции «Барком» Олег Баран. Его агрофирма до войны имела 80 000 свиней и 470 голов крупного рогатого скота. Он говорит, что при отсутствии электричества животные останутся без воды и пищи, поскольку оно подается автоматизировано. Чтобы минимизировать эти риски, Баран уже закупает мощный дизельный генератор за €15 000, который можно будет перемещать из производственного подразделения на ферму или наоборот.

Для производителей молочной продукции длительный период отсутствия электричества может принести проблемы с сырьем, говорит председатель наблюдательного совета группы компаний «Молочний Альянс» Сергей Вовченко. Его компания выпускает продукцию под торговыми марками «Яготинське», «Славія», «Златокрай» и другие. Вовченко объясняет, что нарушаются привычные режимы доения коров. Для этого используется оборудование, работающее на электричестве. Это уже повлияло на стоимость молока, которая с начала октября выросла на 5%.

Предприятия «Молочного Альянсу» еще несколько лет назад закупили дизельные генераторы. Они при обесточивании позволяют завершить начавшиеся технологические процессы, чтобы не испортить сырье. Кроме того, эти генераторы создают запас воды из скважин.

Повлияет ли энергокризис на стоимость продуктов? Аренда одного дизель-генератора стоит 6000 грн в день, говорит Баран. Плюс заправка топливом, стоимость которого даже оптом превышает 50 грн за л. К примеру, сутки работы на дизельном генераторе мощность 1500 кВт Пирятинскому сырзаводу, который входит в «Молочный Альянс», обойдется более 310 000 грн, рассказывает Вовченко. Это в 1,8 раза дороже, чем работать на сетевом электроснабжении.

Вовченко прогнозирует, что при постоянном использовании дизельных генераторов цены, в том числе на молочку, могут вырасти вдвое.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд