Категория
Компании
Дата

Битва за Харьков. Как бизнес помог выстоять городу во время российского вторжения

5 хв читання

Битва за Харьков. Как бизнес помог выстоять городу во время российского вторжения

Более двух месяцев Харьков находился в осаде российских войск. Ежедневные обстрелы, тысячи разрушенных и поврежденных домов и, к сожалению, сотни погибших харьковчан. Как повели себя местные предприниматели в момент наибольшей угрозы для их города и жизни

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

24 февраля на харьковской фабрике Nestle, выпускающей еду быстрого приготовления «Мивина», должен был состояться официальный визит делегации из киевского офиса. В тот день фабрика так и не открылась. Только через несколько дней на «Мивину» смогли попасть восемь сотрудников, которые по решению руководства начали бесплатно раздавать склад городским волонтерам. За пять недель эта восьмерка выдала 7 млн пачек «Мивины», всего 400 т. «Мивина выручала», – говорит харьковский волонтер Оксана Завгородняя, которая до 24 февраля работала директором нескольких местных ресторанов. А после – координатором и участницей «пищевого фронта», который готовит еду для больниц, военных и простых людей.

Кроме Nestle, в битву за жизнь города включились сотни харьковских и неместных бизнесов. Вот несколько примеров. МХП передал в Харьков 500 т курятины, «Эпицентр» предоставил стройматериалы, защищающие главные памятники в городе, генераторы, продукты и бытовую химию, «Антошка» подарил подгузники и детское питание на 250 000 грн. Технологические компании, входящие в Kharkiv IT Cluster, собрали на благотворительные нужды более 400 млн грн, на которые закупили тысячи аптечек, бронежилетов, ноутбуков, сотни шлемов, раций и тепловизоров.

О проекте

Описать полную картину помощи бизнеса городу очень сложно. Централизованного реестра такой помощи не существует. Но, безусловно, без участия предпринимателей, без их самоотверженности, средств и организаторских способностей Харькову было бы гораздо сложнее. Это первый материал из серии о том, как украинские предприниматели помогают городам. Если вы хотите предоставить примеры такого самопожертвования, присылайте их на электронный адрес Екатерины Шаповал: [email protected] .

Уже три месяца в вип-зале пятизвездочной харьковской гостиницы Superior Golf and SPA Resort живут нетипичные гости. Ранее здесь останавливались и тренировались известные теннисисты, например, Элина Светолина и Сергей Стаховский, а сегодня нашли пристанище харьковчане, чьи дома разрушили российские снаряды и ракеты. Оказалось, зал для особых событий – хорошее бомбоубежище, его крыша – это массивная бетонная плита. Еще одно «военное» удобство пятизвездочного гольф-курорта – собственный бассейн. В него можно набрать впрок воду, которая пригодится, когда отключат электричество.

На пике «битвы за Харьков» в Superior проживало более 100 человек, рассказывает его владелец Юрий Сапронов, 58, харьковский бизнесмен. Он называет себя русскоязычным бандеровцем и говорит, что сейчас его жизнь проходит за рулем Toyota Land Cruiser: развозит по Харькову гуманитарную помощь. Успевает совершить три-четыре рейса в день, до комендантского часа. В багажнике – лекарства, хлеб, вода, генераторы, сигареты… Адресаты – больницы, многоэтажки на Салтовке, блокпосты, позиции военных…

Сапронов родился и вырос в России, в Харькове живет с 20 лет. Говорит, что и мысли не возникало уехать из города в более безопасный регион. «В окопах я был бы не очень полезен, – размышляет бизнесмен. – Но как менеджер смог организовать много процессов, помогающих людям во время войны». К примеру, организовать покупку 11 автомобилей для военных. Один из пикапов, который был необходим срочно, приобрели у владельца прямо на улице Харькова. Кроме того, бизнесмен отдал три свои собственные машины.

Битва за Харьков. Как бизнес помог выстоять городу во время российского вторжения /Фото 1

Юрий Сапронов

Битва за Харьков. Как бизнес помог выстоять городу во время российского вторжения /Фото 2

Александр Колб – крайний слева – в подвале офиса своей компании

Битва за Харьков. Как бизнес помог выстоять городу во время российского вторжения /Фото 3

Всеволод Кожемяко (справа) и теннисист Сергей Стаховский, служащий в территориальной обороне столицы

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Сапронов не хочет рассказывать, сколько потратил на помощь Харькову, говорит, что это сотни тысяч долларов. Однако главным своим вкладом считает не столько деньги, сколько то, что не уехал из города, когда судьба Харькова висела на волоске и было очень страшно. Это подбадривало других.

Однако известные бизнесмены-харьковчане на улицах обстреливаемого города – не только успокаивающий эффект. Благодаря «телефонной книге» предприниматели могут быстро привлечь больше ресурсов, – говорит Сапронов. «Люди знают и поэтому помогают», – объясняет он. Совладелец компании Promodo Александр Колб говорит, что только дважды публично просил о донатах, когда собирал средства на помощь армии, всегда клиенты и партнеры сами предлагали ресурсы. Всего Promodo и их «Фонд 14» собрали более 9 млн грн и купили 12 авто. А харьковский IT-кластер, где Колб является соучредителем, передал военным под Харьковом полторы сотни машин.

Автомобили – важный элемент нынешней войны, повышающий мобильность войск. Этот фактор является одним из тех, что помогло успеху украинских контратакующих сил на харьковском направлении, писало в одном из отчетов министерство обороны Британии. «Пикап позволяет передвигаться менее заметно где угодно: в поле, на асфальте, по дороге», – объясняет владелец IT-компании Rozdoum Андрей Дехтяр. Он разговаривает с Forbes за рулем внедорожника Mitsubishi Shogun, который перегоняет в 92-ю бригаду. Это одиннадцатая волонтерская машина айтишника.

«Люди готовы рубашку с себя снять ради оставшихся харьковчан, – говорил городской голова Харькова Игорь Терехов в интервью Forbes в начале мая. – Сегодня [такая] атмосфера в городе, люди помогают друг другу во всем, о деньгах вообще речь не идет».

Однажды Терехов зашел в местный строительный магазин «Будмен», тамошние менеджеры подобрали необходимый товар и отказались брать за него деньги. «Вы ведь не для себя, а для Харькова», – вспоминает мэр города.

Такая же история и с неформальным волонтерским food-кластером Харькова, куда вошли известные за пределами города гастро-кафе «1654» Дмитрия Запорожца, PanAzia, Roll Сlub и многие другие заведения. Это примерно четыре десятка заведений, которые отдали продукты, свои кухни и другие помещения для приготовления пищи для военных, больниц, роддомов, харьковчан в бомбоубежищах, рассказывает ресторатор Михаил Черноморец, его кафе «Молодость» тоже в кластере. Волонтер Оксана Завгородняя рассказывает, что рестораторы-волонтеры договорились: ни один ресторан не должен остановиться. Если это произойдет, несколько сотен человек в Харькове будут не накормлены. На пике боев за Харьков food-кластер готовил 12 000–14 000 порций горячей еды в сутки, рассказывает Черноморец. Рестораторы быстро наладили обмен и совместное распределение продуктов, что позволяло не останавливаться.

«Были прямые попадания в рестораны, люди, работавшие там, пострадали», – рассказывает Завгородняя. По ее словам, из ресторанного движения уже выросли несколько официальных волонтерских организаций. Она зарегистрировала Kharkiv help, также открылись Help me Kharkiv и «Несокрушимый Харьков», которые занимаются не только едой, но и помогают военным, эвакуируют людей из освобожденных поселков области. А продукты, полученные в качестве гуманитарной помощи, распределяют по-прежнему между всеми ресторанными командами.

Из личного волонтерства вырос еще один благотворительный фонд – CodIT4Life. Его основатель, фаундер компании CodIT Алексей Холоденко сначала лично возил в Харьков продукты, закупая их в соседних городах, затем с друзьями организовал бомбоубежище, в которое эвакуировал людей из опасных районов. «Я умею строить бизнес-системы, – говорит Холоденко. – То же самое – построить волонтерское движение. Единственная разница: он некоммерческий». Фонд уже собрал, по словам бизнесмена, сотни тысяч долларов.

После победы

Владелец компании «Агротрейд» Всеволод Кожемяко свой 49-й год рождения встретил в статусе командира батальона. Харьковский бизнесмен, почётный консул Австрии, организовал военное подразделение в составе территориальной обороны города и сам его возглавил. Бизнесмен, состояние которого в 2020 году Forbes оценивал в $100 млн, на момент начала войны отдыхал с детьми в Альпах, но сразу вернулся в родной город. «Иначе поступить не мог», – ответил он на вопрос о мотиве. Название подразделения Кожемяко «Хартия» придумал харьковский поэт Сергей Жадан.

Сейчас главные задачи «Хартии» – войти в освободившиеся районы, окопаться и подготовиться к контратаке, чтобы враг не вернулся, рассказывал он в интервью The Wall Street Journal. Какие задачи планирует решать боевой командир после победы? «Вернусь в бизнес», – говорит Forbes Кожемяко.

Битва за Харьков. Как бизнес помог выстоять городу во время российского вторжения /Фото 4

Гольф-поле Superior Golf and SPA Resort

Сапронов очищает гольф-поле от обломков российских ракет: собирается возобновить бизнес.

Холоденко из CodIT после победы планирует взять «кураторство» над восстановлением какого-нибудь крупного объекта в городе, например больницы. И для этого уже зарегистрировал в США фонд.

Черноморец из «Молодости», учредивший фонд Rescuenow, тоже собирается вернуться в бизнес. Но распускать волонтерскую организацию не планирует. «После войны нам предстоит еще восстанавливаться, – говорит он. – К сожалению, еще долго будет кому помогать».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд