Энтони Шей в последний момент отменил выход на IPO. Как искусство ожидания помогло ему стать миллиардером
Категория
Компании
Дата

Энтони Шей в последний момент отменил выход на IPO. Как искусство ожидания помогло ему стать миллиардером

Энтони Шей, основатель loanDepot. Фото LoanDepot

На земле, выжженной финансовым кризисом, Энтони Шей построил ипотечный бизнес, который бьет рекорды по темпам роста и сделал его миллиардером. Секрет Шея – умение выждать нужный момент, даже если на это уйдут годы.

Однажды вечером в ноябре 2015 года Энтони Шею не терпелось сесть за праздничный стол на верхнем этаже небоскреба Morgan Stanley в центре Манхэттена. Утром его компания loanDepot должна была разместить акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Иммигрант из Тайваня, который начинал простым менеджером по ипотеке, работавшим за процент от сделок, был в шаге от воплощения мечты. Но ему не давала покоя турбулентность на рынке: основателю Square Джеку Дорси, который планировал вывести свой стартап на биржу неделей позже, пришлось снизить его оценку. 

В последнюю минуту Шей отменил IPO.

«Ощущение было такое, словно это мой последний ужин. Позже я много раз себя спрашивал, не совершил ли ошибку, – рассказывает Шей, 56, о первой попытке IPO. – Но, оглядываясь назад, понимаю, что поступил совершенно правильно». 

Этот ход себя оправдал. Следующие пять лет loanDepot стабильно рос, и в итоге Шей провел IPO в феврале 2021-го. Размещение сделало его миллиардером. Forbes оценивает состояние бизнесмена в $2 млрд. Шей владеет 54% акций компании и особняком в Калифорнии, купленным в октябре за рекордный $61 млрд. 

Подгадывать идеальный момент для выхода на биржу – пустая затея: события 2015-го едва не повторились. В последний момент loanDepot предложил для размещения куда меньше акций, чем от него ожидали. Причина – снижение спроса на кредиты и прогнозы о росте процентных и ипотечных ставок. На бирже торгуется всего 3,2% акций loanDepot. В своих расчетах Forbes дисконтирует стоимость доли, которой владеет предприниматель, если у его компании в открытом обращении меньше 5% акций. Шей обещает увеличить объем акций в свободном обращении.

Шей – ветеран отрасли. До того как создать loanDepot в 2010-м, он основал и продал две компании ипотечного кредитования. Бизнесмен разглядел возможность в хаосе, царившем после финансового кризиса и краха гигантов Countrywide Financial и Ameriquest. loanDepot – сочетание технологической платформы, которая помогает дешевле привлекать новых клиентов, и сети из 2500 кредитных менеджеров во всех штатах. В последнее десятилетие компания пожинает плоды бурного роста на рынке ипотеки. Привлеченные низкими ставками, миллионы американцев покупают дома. Жилищный бум в разгаре, цены на недвижимость бьют рекорды, началась новая волна рефинансирования, а миллиардеры рынка ипотечного кредитования – Шей, Дэн Гилберт из Rocket Companies, Мэт Ишбиа из United Wholesale Mortgage и другие – набивают кошельки.

«У loanDepot лучшая в своем классе технологическая платформа и узнаваемый бренд, – говорит старший аналитик инвестиционного банка Jefferies Райан Карр. – Это помогает компании быстро наращивать долю клиентов, которые впервые покупают жилье. Их становится все больше».

Шей любит сравнивать loanDepot с райдшеринговым сервисом Lyft, а Rocket – с Uber. loanDepot и Rocket соревнуются в том, чья технологическая платформа привлечет больше покупателей, впервые обратившихся за ипотекой, а затем сделает их лояльными клиентами. loanDepot использует платформу Mello. Она упрощает получение кредита с помощью алгоритмов машинного обучения, а ее технологии сбора данных помогают продавать услугу рефинансирования ипотеки. Результат впечатляет: 72% клиентов, получивших в компании первый ипотечный кредит, рефинансируют его через loanDepot. Это в четыре раза больше, чем в среднем по отрасли.

Многие не в восторге от агрессивного маркетинга loanDepot: фирма отбивается от двух коллективных исков о надоедливой телефонной рекламе. loanDepot «отрицает обвинения и решительно защищается в суде». Из четырех клиентов компании, с которыми побеседовал Forbes, трое рассказали, что прельстились низкими ставками и удобством онлайн-платформы. Но затем попадали к плохо подготовленным брокерам, работающим в тысячах километров от них, и месяцами ждали заключения кредитного договора. В ответ loanDepot указывает на высокие оценки, которые дают клиенты: в среднем четыре с половиной звезды на Google, LendingTree, Zillow, TrustLink и других онлайн-платформах.

Всего за 11 лет калифорнийский стартап стал седьмым по величине ипотечным брокером в США, подсчитало отраслевое издание Inside Mortgage Finance. Компания контролирует 3% американского рынка новых жилищных кредитов объемом $11 трлн. Рост прибыли в 2020-м ошеломляет: 5750% – до $2 млрд. Выручка увеличилась более чем в три раза, до $4,3 млрд.

«Мы затмили Bank of America и теперь отстаем только от Rocket и культовых американских банков вроде Chase и Wells Fargo, – рассказывает Шей. – Наши позиции прочны, перспективы на следующее десятилетие радуют».

Первые 10 лет Энтони Шея в Калифорнии не были столь радужными. В 1973-м родители увезли восьмилетнего мальчика и двух его младших сестер из Тайваня в Лос-Анджелес. На следующий день после прилета Шея отправили в государственную школу. «Очень интересный был опыт», – вспоминает он. Через несколько лет семья переехала из Лос-Анджелеса в округ Ориндж, и с тех пор Шей живет там.

«Я не говорил по-английски, не знал, как тут принято одеваться, – рассказывает бизнесмен. – Испытал на себе все прелести жизни иммигранта. Английский учил по мультфильмам о кролике Багзе Банни».

В середине 1980-х Шей поступил в Калифорнийский университет на факультет управления бизнесом и едва тянул учебу. Книгам он предпочитал серфинг и рыбалку, а вечерами играл в бейсбол и подрабатывал установщиком стереосистем. В 1986-м на бейсбольном матче 21-летний парень узнал, что его товарищ по команде устроился кредитным менеджером в ипотечную компанию Tricor. Об этой профессии Шей тогда даже не слышал.

«Я спросил приятеля, чем он занимается, и тот ответил, что дает людям взаймы. Я ответил: у тебя же нет ни гроша, ты ведь на мели! – улыбается Шей. – А он мне: ты не понял, я помогаю другим получать кредиты. Меня это заинтриговало. Я пошел на собеседование, и меня тут же приняли».

Три года спустя Шей получил диплом. Все это время он подрабатывал на двух работах, чтобы обеспечить себя, скопить денег и помочь родителям с выплатой ипотеки. «Другие тусовались на вечеринках, а я вкалывал, пытаясь освоить специальность кредитного менеджера», – вспоминает он.

В 24-летнем возрасте, проработав в сфере кредитования три года, Шей решил объединить все накопления и выкупить бизнес Tricor. В 1989-м он приобрел компанию за $300 000 (с учетом инфляции сегодня это было бы $650 000). Сумму выплачивал частями полтора года, по $30 000 в месяц. Первый шаг в индустрии ипотечного кредитования дорого ему обошелся: 10 лет Шей отбивался от обвинений в недобросовестных действиях, которые, по его словам, совершили прежние владельцы.

В разгар бума доткомов Шей решил предлагать стандартные кредиты заемщикам с хорошей кредитной историей онлайн. Компания сменила имя на LoansDirect.com и заплатила $900 000 за веб-адрес.

«Мы были небольшой фирмой и решили отказаться от традиционной модели продаж. Мы обращались к потребителю напрямую, и это сработало», – вспоминает исполнительный вице-президент loanDepot Томо Йебису, который познакомился с Шеем, когда оба работали кредитными менеджерам в Tricor.

В 2001-м Шей продал быстрорастущий бизнес онлайн-брокеру E-Trade Financial за $56 млн и в 35 лет вышел на пенсию. Но ему быстро надоело сидеть сложа руки: «Я воплотил американскую мечту – разбогател. И понял, какая это скука – ничего не делать».

В следующем году истек срок запрета на конкуренцию с E-Trade. Шей пустил заработанное от сделки на запуск второй фирмы – HomeLoanCenter.com. Она опиралась на наработки LoansDirect, но помимо стандартных кредитов предлагала множество других продуктов – займы под залог недвижимости, вторичную ипотеку, а также печально известные субстандартные кредиты, которые позже привели к краху ипотечного рынка. HomeLoanCenter.com предлагала их онлайн по всем Соединенным Штатам. Через два года компания превратилась в одного из крупнейших цифровых операторов ипотечного кредитования с 3000 сотрудников. Успехи HomeLoanCenter.com привлекли внимание основателя холдинга IAC – миллиардера Барри Диллера. В 2004-м подразделение онлайн-кредитования IAC приобрело HomeLoanCenter.com. Сумма сделки не разглашалась.

Шей перешел в IAC руководить подразделением и оставался у руля до конца 2007-го. Затем снова отошел от дел – создал профессиональную рыболовную команду, которая била рекорды на турнирах и заработала свыше $7 млн призовых. И тут на рынке жилья начался обвал.

«Я стоял в стороне и наблюдал, как рушатся финансовые рынки, – говорит Шей. – Мозг рисовал единственную картинку – ядерный апокалипсис».

Шей в очередной раз с головой погрузился в ипотечный бизнес. Третьим актом пьесы стала инвестиция в «альтернативного ипотечного оператора» Grander Financial. Компания предлагала деньги в обмен на паи в жилых домах, но идея не взлетела. В конце 2009-го Шей продал свою долю. Но коллапс ипотечного рынка, вызванный крахом отраслевых гигантов вроде Countrywide, он считал шансом, который нельзя упускать.

«Спрос на ипотечные кредиты никуда не делся, а предложение схлопнулось, – вспоминает Шей. – Я понял: настал мой черед взойти на трон».

В 2010-м он основал loanDepot. Идея была создать технологическую платформу, которая максимально эффективно предлагала бы ипотечные кредиты потребителям. Кризис стер с лица земли крупнейших конкурентов – небанковских операторов ипотечного кредитования. Некоторые банки тоже ушли с рынка ипотеки. Остались игроки с крепкой репутацией вроде Quicken Loans Дэна Гилберта (ныне Rocket Mortgage), и они быстро росли. Шей хотел получить свою долю этого пирога. 

Шей – ветеран отрасли. До того как создать loanDepot в 2010-м, он основал и продал две компании ипотечного кредитования. /Фото Getty Images

Шей – ветеран отрасли. До того как создать loanDepot в 2010-м, он основал и продал две компании ипотечного кредитования. Фото Getty Images

Его затея многим показалась нелепой. «Я говорил: Энтони, ты разве не видишь, что случилось? Здесь же был ипотечный армагеддон! Что ты такое предлагаешь?» – вспоминает Йебису. Но Шей был непреклонен, и вскоре Йебису присоединился к предприятию. 

Через три года loanDepot получил лицензии на ведение бизнеса во всех штатах и поглотил меньшего по размеру ипотечного брокера. Десятилетия опыта и крупное личное состояние помогли Шею преодолеть высокий порог входа в индустрию ипотеки (на запуск бизнеса и получение лицензий от государственных ипотечных агентств вроде Fannie Mae и Freddie Mac уходит масса времени и денег). Но Шею было еще далеко до того, чтобы отвоевать значимую долю рынка у Rocket и ей подобных. Поэтому loanDepot начал строить платформу Mello. Запущенная в 2017-м, она помогала клиентам быстрее и проще получать ипотечные кредиты онлайн. Кроме того, Mello облегчала адаптацию новых сотрудников.

«Эта платформа помогла им удовлетворять огромный спрос, возникший в 2020 году, когда процентные ставки упали, – говорит старший аналитик инвестбанка Jefferies Райан Карр. – Многим конкурентам не хватило для этого технологических возможностей».

Впереди еще много сложностей. Акции большинства ипотечных операторов, недавно вышедших на биржу, в том числе Rocket Companies Дэна Гилберта (август 2020-го), United Wholesale Мэта Ишбиа (февраль 2021-го) и loanDepot (февраль 2021-го), торгуются по цене размещения или ниже. Несколько ипотечных брокеров отказались от выхода на биржу и приняли предложения о слиянии. Инвесторам не нравится, что ставки ипотечных кредитов хоть и низки по историческим меркам, в последнее время растут. Возможно, это признак того, что темпы рефинансирования замедлились.

«Нужно подождать. Когда волна рефинансирования сойдет на нет и ожидания немного снизятся, инвесторы снова захотят вкладывать в этот рынок», – считает старший аналитик Barclays Марк ДеВрис.

Шей настаивает на том, что уникальное сочетание узнаваемого бренда, продвинутой технологической платформы и широкой сети брокеров loanDepot во всех штатах будет отличать компанию от конкурентов, когда цикл снижения процентных ставок завершится. «Клиент сможет выбрать блюдо, которое ему больше по вкусу, – говорит он. – Захочет оформить ипотеку онлайн, не общаясь с менеджером? Пожалуйста. Нужна поддержка брокера в родном городе? Клиент ее получит».

loanDepot рассчитывает к концу года нарастить свою долю на рынке новых ипотечных кредитов и рефинансирования с 3,2% до более чем 4%. Для сравнения: United Wholesale контролирует 8,3% этого рынка, Rocket – 3,8%. loanDepot вкладывает в продвижение бренда. В марте он заключил многолетний контракт с бейсбольным клубом «Майами Марлинс» о переименовании его стадиона в LoanDepot Park.

Шей уверен, что вывел loanDepot на биржу в нужный момент и что хорошие времена еще долго не закончатся: «Похоже, мы угнались за двумя зайцами».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков