Европейский Союз отсрочил требования по корпоративной отчетности и проверке цепей поставок, предоставляя бизнесу больше времени для подготовки. Однако украинским компаниям не следует останавливаться и внедрять принципы ESG, чтобы сохранить конкурентоспособность на европейском рынке. Как адаптироваться к регуляциям ЕС? Рассказывают Маргарита Татарова, руководитель практики ESG в ETERNA LAW, и Полина Гросс, младшая юрист ETERNA LAW
Купуйте передплату з економією 25% на 6 журналів Forbes Ukraine зі змістовними матеріалами, рейтингами та аналітикою, за ціною 1799 грн замість 2400 грн.
Европейский Союз официально утвердил решение, которое может изменить динамику устойчивого развития тысяч компаний на континенте. Так называемый механизм Stop-the-clock, одобренный Советом ЕС 14 апреля 2025 года, предусматривает отсрочку обязательных требований по корпоративной отчетности о устойчивом развитии (CSRD) и надлежащей проверке цепей поставок (CSDDD).
Суть перемен
CSRD – компании второй и третьей волны (которые должны были начать отчет в 2026 и 2027 годах соответственно) получают два дополнительных года для подготовки. Это касается:
- крупных компаний, еще не подпадавших под предыдущую директиву NFRD – первая отчетность для них переносится с 2026-го (за 2025 год) на 2028-й (за 2027 год);
- публичных малых и средних предприятий (listed SMEs) – с 2027 на 2029 год;
- компаний, зарегистрированных за пределами ЕС, но с оборотом более €150 млн в ЕС – с 2029-го на 2031 год.
CSDDD – отсрочено на год:
- новый дедлайн для имплементации в национальные законодательства – 31 декабря 2026-го;
- требования к первой волне компаний начнут действовать с 26 июля 2028 года, включая: (1) компании из ЕС, имеющие более 5000 работников и глобальное обращение свыше €1,5 млрд; (2) компании вне ЕС, если их обращение в пределах ЕС превышает €1,5 млрд.
Эти изменения – часть более широкой инициативы Еврокомиссии, известной как Omnibus I, направленной на дерегуляцию и повышение конкурентоспособности ЕС.
Для ЕС ESG – это не тренд, а новая норма. И хотя новые даты позволяют бизнесу еще немного «прокрастинации», никто не отменяет требования относительно прозрачности, оценки влияния на окружающую среду, прав человека и управленческие практики.
Поэтому CSRD и CSDDD можно и следует воспринимать не просто как бюрократические инициативы, а скорее как новый этап в подходе к корпоративной ответственности, превращающий нефинансовую отчетность из добровольной практики в стратегический элемент для инвесторов, банков, ритейлеров и транснациональных корпораций.
Значение для украинского бизнеса
Отсрочка требований CSRD и CSDDD не отменяет главного: ожидания европейских партнеров по прозрачности, формализованным политикам и ESG-практикам уже стали частью рыночной реальности.
Формально украинские компании могут не подпадать под действие директив, но участие в цепях поставок ЕС часто означает косвенную ответственность – из-за договорных обязательств, анкетирования, аудита или требований со стороны покупателя.
Для крупных компаний с существенным присутствием в ЕС – с оборотом более €150 млн в Союзе и наличием дочерней компании или филиала на его территории – требования CSRD остаются актуальными, даже если головной офис находится за пределами ЕС. Согласно обновленному графику, такие компании должны начать отчет с 2030 года.
Большинство украинских компаний пока не готовы к полноценной нефинансовой отчетности, и это ожидаемо. В то же время сформировать базовую систему управления устойчивым развитием следует уже сегодня.
Начать необходимо с оценки текущей ситуации: наличия внутренних политик, ответственных лиц, механизмов сбора релевантных показателей.
В среднем и крупном бизнесе ESG не может сосредоточиться в одном отделе. Ответственность должна быть распределена между ключевыми функциями:
- финансовая команда – за показатели и отчетность;
- HR – за политики равенства, инклюзии и охраны труда;
- закупки – за соответствие цепи снабжения;
- юридический отдел – за управление рисками и соблюдение нормативных требований.
Централизованная координация важна, но имплементация должна происходить в рамках каждой функции.
Разработка и внедрение базовых политик – таких как кодекс этики, антикоррупционная политика, политика по охране труда, политика по урегулированию конфликта интересов и т.п. – должна стать частью локальных актов компании. Это не только о формальном соответствии, но и о способности работать в соответствии с ожиданиями партнеров, финансовых учреждений и контрагентов.
Новые регуляторные подходы формируют обновленные правила игры.
Компании, стремящиеся сохранить или усилить свою позицию на европейском рынке, должны адаптироваться к этим изменениям уже сейчас с учетом как правовых требований, так и практических ожиданий со стороны ключевых стейкхолдеров.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.