В свободном плавании. После 13 лет партнерства с Эриком Найманом Сергей Гончаревич развивает свой бизнес в одиночку. /Александр Чекменев
Категория
Компании
Дата

Инвесткомпания Capital Times за 15 лет поработала с проектами на $500 млн. Как она пережила разделение бизнеса между партнерами

5 хв читання

В свободном плавании. После 13 лет партнерства с Эриком Найманом Сергей Гончаревич развивает свой бизнес в одиночку. Фото Александр Чекменев

Компании средней руки все реже привлекают финансовых посредников для слияний и поглощений. Куда дрейфовать бизнесу инвестфирмы Capital Times.

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

В марте 2020‑го управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Сергей Гончаревич лишился покоя и сна. Дело было не только в пандемии. Ему предстояло разделить бизнес с многолетним партнером Эриком Найманом.

К лету паника улеглась, а партнеры полюбовно разошлись. Гончаревич, 44, сохранил за собой бренд Capital Times и инвестбанковский бизнес B2B. Найман развивает wealth management и направление B2C под маркой Hugs. С тех пор Гончаревич завершил пять сделок на сумму около $100 млн, последнюю из них – в конце сентября.

За 15 лет Capital Times закрыл 38 сделок на рынках Украины и Беларуси и реализовал свыше 180 консалтинговых проектов на $500 млн, сообщил бизнесмен.

Гончаревич – уроженец Беларуси. Работал в Минском транзитном банке, был CFO в производственной компании, а в 2004 году стал зампредом в инвесткомпании «Юнитер». Ему поручили открыть филиал в Украине. Первую сделку на украинском рынке «Юнитер» провел в сентябре 2006‑го. «Продали значительный пакет акций Запорожского трансформаторного завода физлицу и неплохо на этом заработали», – рассказывает Гончаревич. В Киеве он познакомился с Найманом. Тот возглавлял управление инвестиционно‑банковских услуг Укрсоцбанка.

Владельцы «Юнитера» как раз предложили Гончаревичу выкупить украинскую «дочку». В 2007‑м он за $200 000 продал квартиру в Минске и переехал с семьей в Киев. Найман стал партнером: сначала с долей в 25%, а в 2017 году довел свой пакет до 44%. В 2007‑м партнеры помогли Дельта Банку поглотить белорусский Атом‑банк за €5,5 млн, а в 2008–2009 годы сконцентрировались на слияниях и поглощениях. Найман развивал доверительное управление активами. В 2012‑м Гончаревич и Найман сопровождали покупку одесской медицинской сети Into‑Sana фондом Russia Partners («дочка» американской Siguler Guff & Company LP).

В 2013 году Capital Times провел еще три сделки с российскими инвесторами. Но после 2014‑го российский и беларусский капитал ушел из Украины, былое преимущество компании стало недостатком. «Они были практически без сделок в 2014–2016‑м», – говорит управляющий партнер Soul Partners Игорь Верхогляд. Пока рынок M&A был на дне, компания выживала за счет доверительного управления. Война и финансовый кризис подталкивали бизнесменов к выводу капитала за рубеж. «Инвесторы хотели иметь подушку безопасности в другой стране»,– объясняет Гончаревич.

На рынок M&A Capital Times вернулся в 2017‑м, выступив финансовым советником IT‑компании Terrasoft, которая продала одно из своих подразделений белорусскому SoftClub. «По украинским меркам сделка была на приличную сумму», – говорит Александр Попов, бывший управляющий партнер и СТО Terrasoft. Партнеры сопровождали продажу Ляховичского молочного завода французской Groupe Lactalis (сумма сделки оценивается в $10–11 млн) и помогли привлечь финансирование харьковской сети детских товаров и услуг «Мамин Дом».

Венцом M&A‑бизнеса Capital Times стала серия крупных сделок с группой Orexim, которая экспортирует зерновые через черноморские порты. В 2018‑м партнеры помогли Orexim привлечь €31 млн у Черноморского банка торговли и развития. А в 2019‑м Orexim продала южнокорейской Posco Daewoo 75% акций терминала в Николаеве. Над сделкой работали два года, рассказывает глава Orexim Group Юрий Будник. «Это сделка на десятки миллионов долларов, но меньше 100, ведь мы продавали строящийся объект, – рассказывает Гончаревич. – Найти покупателя было сложно, хотя аналогичные объекты стоят больше $100 млн».

Третья «портовая» сделка состоялась в 2020‑м. Международный трейдер Glencore купил у Orexim николаевский терминал по экспорту растительного масла Everi. Объем сделок с Posco Daewoo и Glencore – около $170 млн, говорит Будник. «После этих сделок Capital Times может заявлять об уникальном опыте в секторе портовой логистики», – говорит Верхогляд.

Украинские инвесткомпании успешно закрывают в среднем 30–40% сделок, над которыми работают, констатирует Гончаревич. В США и Европе показатели выше – 70% и 50% соответственно, свидетельствуют данные объединения Globalscope Partners, в которое входит 55 независимых M&A‑компаний.

Одна из крупнейших неудач Capital Times – борьба за контрольный пакет производителя товаров для дома «Эргопак», который оценивался в $20 млн. Гончаревич представлял интересы корпорации «Биосфера» Андрея Здесенко, который хотел купить компанию у фонда Horizon Capital*. Гончаревич говорит, что «не почувствовал за спиной конкурента из‑за рубежа». «Эргопак» купила греческая Sarantis Group. «Со Здесенко мы остаемся в дружеских отношениях,– говорит Гончаревич. – Но непростой период в общении все же был». Здесенко не комментирует эту ситуацию.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

После сделок с Orexim затеяли ребрендинг. Привлекли агентство Андрея Федорива. «Мы хотели стать ближе к клиентам из IT», – говорит Гончаревич. Бюджет трансформации потянул на пару сотентысяч долларов, но бизнесмен остался доволен. Фирма переехала в бизнес‑центр «Астарта», где много IT‑компаний.

В 2018 году Capital Times помог Intellias продать миноритарный пакет акций фонду Horizon Capital и сопровождал продажу беларусского IT‑аутсорсера SolbegSoft эстонскому разработчику Helmes. На долю в Intellias претендовали компании из США, Великобритании и Польши, а также украинский AVentures Capital. Компания выбрала в качестве советника Capital Times. «Иностранные советники, возможно, более технически подкованы, но глубина понимания украинского рынка у них намного меньше», – говорит CEO и один из основателей Intellias Виталий Седлер.

Движущей силой развода был Найман. «Нужно концентрироваться на своем бизнесе,– объясняет он. – Мой бизнес – В2С, но 20–25% моего времени уходило на обсуждение совместных проектов и бизнес‑процессов». Решением разделить бизнес он доволен: расходы его подразделения после этого сильно сократились. «Стабильно прибыльный wealth management Наймана дополнял циклический бизнес M&A»,– говорит основатель инвесткомпании InSoft Partners Виталий Горовой.

Благодаря Найману компания оставалась прибыльной даже в самые сложные времена, подтверждает Гончаревич. «Доходы M&A‑бизнеса рваные: закрывается сделка – ты экстраприбыльный, сделок нет – балансируешь около нуля»,– рассказывает он. У подразделения Гончаревича достаточно резерва, чтобы работать самостоятельно даже в тощие годы, уверен Найман. По его словам, оба направления зарабатывали в последние годы примерно одинаково.

Комиссионные Capital Times при M&A – 3–5% от суммы сделки, говорит Гончаревич. Если речь о привлечении финансирования, процент ниже. «Наш целевой клиент – с проектами от $10 млн, но в IT суммы могут быть и от $5 млн»,– говорит Гончаревич. После «развода» Гончаревич провел сделку с Glencore, сопровождал покупку «Новой почтой» 81,46% сервиса курьерской доставки iPOST и продажу беларусской ювелирной сети «Царское золото» иностранному инвестору.

Последнюю крупную сделку Гончаревич закрыл в конце сентября 2021 года, организовав для Ascet Shipping финансирование от ОТР Leasing на приобретение барж. Выручку Capital Times он оценивает в несколько миллионов долларов в год. В киевском и минском офисах у него около 30 сотрудников. В портфеле компании – 20 проектов, по которым подписаны контракты. Обсуждаются еще 37. Приоритеты – аграрная логистика, инфраструктура и ТМТ (телеком, медиа, технологии).

Есть и личные инвестиции. У Гончаревича миноритарная доля в Glovo и гейминговой компании ARVI VR, а также 25% в IT‑компании Beesender.com, которая занимается чат‑ботами. Среди ее клиентов – «Леруа Мерлен», BNP Paribas, Ajax, EVA. Оставаться M&А‑бутиком рисковано, говорит Горовой из InSoft Partners. Все меньше компаний прибегают к услугам советников. «Необходима глубокая экспертиза в конкретном рынке, чем не всегда могут похвастаться инвесткомпании, работающие сразу во многих отраслях»,– объясняет он.

В Украине только 15% компаний обращаются к профессионалам по M&A, говорит Гончаревич. Например, Intellias, с которой Гончаревич сотрудничал ранее, создала свое подразделение по слияниям и поглощениям. Гончаревич присматривается к направлениям smart‑инвестиций и корпоративного управления– консультирование в обмен на долю в компании. «Планируем активнее заниматься корпоративным управлением и не только»,– говорит финансист, который состоит в реестрах независимых директоров в Украине и Беларуси и имеет опыт работы в наблюдательных советах. Одна из новых услуг Capital Times – запуск advisory board и наблюдательного совета.

*После публикации текст был исправлен. В первоначальной версии было сказано, что Гончаревич представлял интересы Здесенко и фонда Horizon Capital. Редакция приносит свои извинения.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд