Инвесткомпания Capital Times за 15 лет поработала с проектами на $500 млн. Как она пережила разделение бизнеса между партнерами /Фото Александр Чекменев
Категория
Компании
Дата

Инвесткомпания Capital Times за 15 лет поработала с проектами на $500 млн. Как она пережила разделение бизнеса между партнерами

В свободном плавании. После 13 лет партнерства с Эриком Найманом Сергей Гончаревич развивает свой бизнес в одиночку. Фото Александр Чекменев

Компании средней руки все реже привлекают финансовых посредников для слияний и поглощений. Куда дрейфовать бизнесу инвестфирмы Capital Times.

В марте 2020‑го управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Сергей Гончаревич лишился покоя и сна. Дело было не только в пандемии. Ему предстояло разделить бизнес с многолетним партнером Эриком Найманом.

К лету паника улеглась, а партнеры полюбовно разошлись. Гончаревич, 44, сохранил за собой бренд Capital Times и инвестбанковский бизнес B2B. Найман развивает wealth management и направление B2C под маркой Hugs. С тех пор Гончаревич завершил пять сделок на сумму около $100 млн, последнюю из них – в конце сентября.

За 15 лет Capital Times закрыл 38 сделок на рынках Украины и Беларуси и реализовал свыше 180 консалтинговых проектов на $500 млн, сообщил бизнесмен.

Гончаревич – уроженец Беларуси. Работал в Минском транзитном банке, был CFO в производственной компании, а в 2004 году стал зампредом в инвесткомпании «Юнитер». Ему поручили открыть филиал в Украине. Первую сделку на украинском рынке «Юнитер» провел в сентябре 2006‑го. «Продали значительный пакет акций Запорожского трансформаторного завода физлицу и неплохо на этом заработали», – рассказывает Гончаревич. В Киеве он познакомился с Найманом. Тот возглавлял управление инвестиционно‑банковских услуг Укрсоцбанка.

Владельцы «Юнитера» как раз предложили Гончаревичу выкупить украинскую «дочку». В 2007‑м он за $200 000 продал квартиру в Минске и переехал с семьей в Киев. Найман стал партнером: сначала с долей в 25%, а в 2017 году довел свой пакет до 44%. В 2007‑м партнеры помогли Дельта Банку поглотить белорусский Атом‑банк за €5,5 млн, а в 2008–2009 годы сконцентрировались на слияниях и поглощениях. Найман развивал доверительное управление активами. В 2012‑м Гончаревич и Найман сопровождали покупку одесской медицинской сети Into‑Sana фондом Russia Partners («дочка» американской Siguler Guff & Company LP).

В 2013 году Capital Times провел еще три сделки с российскими инвесторами. Но после 2014‑го российский и беларусский капитал ушел из Украины, былое преимущество компании стало недостатком. «Они были практически без сделок в 2014–2016‑м», – говорит управляющий партнер Soul Partners Игорь Верхогляд. Пока рынок M&A был на дне, компания выживала за счет доверительного управления. Война и финансовый кризис подталкивали бизнесменов к выводу капитала за рубеж. «Инвесторы хотели иметь подушку безопасности в другой стране»,– объясняет Гончаревич.

На рынок M&A Capital Times вернулся в 2017‑м, выступив финансовым советником IT‑компании Terrasoft, которая продала одно из своих подразделений белорусскому SoftClub. «По украинским меркам сделка была на приличную сумму», – говорит Александр Попов, бывший управляющий партнер и СТО Terrasoft. Партнеры сопровождали продажу Ляховичского молочного завода французской Groupe Lactalis (сумма сделки оценивается в $10–11 млн) и помогли привлечь финансирование харьковской сети детских товаров и услуг «Мамин Дом».

Венцом M&A‑бизнеса Capital Times стала серия крупных сделок с группой Orexim, которая экспортирует зерновые через черноморские порты. В 2018‑м партнеры помогли Orexim привлечь €31 млн у Черноморского банка торговли и развития. А в 2019‑м Orexim продала южнокорейской Posco Daewoo 75% акций терминала в Николаеве. Над сделкой работали два года, рассказывает глава Orexim Group Юрий Будник. «Это сделка на десятки миллионов долларов, но меньше 100, ведь мы продавали строящийся объект, – рассказывает Гончаревич. – Найти покупателя было сложно, хотя аналогичные объекты стоят больше $100 млн».

Третья «портовая» сделка состоялась в 2020‑м. Международный трейдер Glencore купил у Orexim николаевский терминал по экспорту растительного масла Everi. Объем сделок с Posco Daewoo и Glencore – около $170 млн, говорит Будник. «После этих сделок Capital Times может заявлять об уникальном опыте в секторе портовой логистики», – говорит Верхогляд.

Украинские инвесткомпании успешно закрывают в среднем 30–40% сделок, над которыми работают, констатирует Гончаревич. В США и Европе показатели выше – 70% и 50% соответственно, свидетельствуют данные объединения Globalscope Partners, в которое входит 55 независимых M&A‑компаний.

Одна из крупнейших неудач Capital Times – борьба за контрольный пакет производителя товаров для дома «Эргопак», который оценивался в $20 млн. Гончаревич представлял интересы корпорации «Биосфера» Андрея Здесенко, который хотел купить компанию у фонда Horizon Capital*. Гончаревич говорит, что «не почувствовал за спиной конкурента из‑за рубежа». «Эргопак» купила греческая Sarantis Group. «Со Здесенко мы остаемся в дружеских отношениях,– говорит Гончаревич. – Но непростой период в общении все же был». Здесенко не комментирует эту ситуацию.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

После сделок с Orexim затеяли ребрендинг. Привлекли агентство Андрея Федорива. «Мы хотели стать ближе к клиентам из IT», – говорит Гончаревич. Бюджет трансформации потянул на пару сотентысяч долларов, но бизнесмен остался доволен. Фирма переехала в бизнес‑центр «Астарта», где много IT‑компаний.

В 2018 году Capital Times помог Intellias продать миноритарный пакет акций фонду Horizon Capital и сопровождал продажу беларусского IT‑аутсорсера SolbegSoft эстонскому разработчику Helmes. На долю в Intellias претендовали компании из США, Великобритании и Польши, а также украинский AVentures Capital. Компания выбрала в качестве советника Capital Times. «Иностранные советники, возможно, более технически подкованы, но глубина понимания украинского рынка у них намного меньше», – говорит CEO и один из основателей Intellias Виталий Седлер.

Движущей силой развода был Найман. «Нужно концентрироваться на своем бизнесе,– объясняет он. – Мой бизнес – В2С, но 20–25% моего времени уходило на обсуждение совместных проектов и бизнес‑процессов». Решением разделить бизнес он доволен: расходы его подразделения после этого сильно сократились. «Стабильно прибыльный wealth management Наймана дополнял циклический бизнес M&A»,– говорит основатель инвесткомпании InSoft Partners Виталий Горовой.

Благодаря Найману компания оставалась прибыльной даже в самые сложные времена, подтверждает Гончаревич. «Доходы M&A‑бизнеса рваные: закрывается сделка – ты экстраприбыльный, сделок нет – балансируешь около нуля»,– рассказывает он. У подразделения Гончаревича достаточно резерва, чтобы работать самостоятельно даже в тощие годы, уверен Найман. По его словам, оба направления зарабатывали в последние годы примерно одинаково.

Комиссионные Capital Times при M&A – 3–5% от суммы сделки, говорит Гончаревич. Если речь о привлечении финансирования, процент ниже. «Наш целевой клиент – с проектами от $10 млн, но в IT суммы могут быть и от $5 млн»,– говорит Гончаревич. После «развода» Гончаревич провел сделку с Glencore, сопровождал покупку «Новой почтой» 81,46% сервиса курьерской доставки iPOST и продажу беларусской ювелирной сети «Царское золото» иностранному инвестору.

Последнюю крупную сделку Гончаревич закрыл в конце сентября 2021 года, организовав для Ascet Shipping финансирование от ОТР Leasing на приобретение барж. Выручку Capital Times он оценивает в несколько миллионов долларов в год. В киевском и минском офисах у него около 30 сотрудников. В портфеле компании – 20 проектов, по которым подписаны контракты. Обсуждаются еще 37. Приоритеты – аграрная логистика, инфраструктура и ТМТ (телеком, медиа, технологии).

Есть и личные инвестиции. У Гончаревича миноритарная доля в Glovo и гейминговой компании ARVI VR, а также 25% в IT‑компании Beesender.com, которая занимается чат‑ботами. Среди ее клиентов – «Леруа Мерлен», BNP Paribas, Ajax, EVA. Оставаться M&А‑бутиком рисковано, говорит Горовой из InSoft Partners. Все меньше компаний прибегают к услугам советников. «Необходима глубокая экспертиза в конкретном рынке, чем не всегда могут похвастаться инвесткомпании, работающие сразу во многих отраслях»,– объясняет он.

В Украине только 15% компаний обращаются к профессионалам по M&A, говорит Гончаревич. Например, Intellias, с которой Гончаревич сотрудничал ранее, создала свое подразделение по слияниям и поглощениям. Гончаревич присматривается к направлениям smart‑инвестиций и корпоративного управления– консультирование в обмен на долю в компании. «Планируем активнее заниматься корпоративным управлением и не только»,– говорит финансист, который состоит в реестрах независимых директоров в Украине и Беларуси и имеет опыт работы в наблюдательных советах. Одна из новых услуг Capital Times – запуск advisory board и наблюдательного совета.

*После публикации текст был исправлен. В первоначальной версии было сказано, что Гончаревич представлял интересы Здесенко и фонда Horizon Capital. Редакция приносит свои извинения.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"