Весной 2021-го сотрудники харьковского отделения Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей пришли с внеплановой проверкой на отделения «Новой Почты» №49 (Харьков) и №3 (Чугуев, Харьковской области). Повод – жалобы от двух клиентов на то, что на почте повредили посылку стоимостью 500 грн, и на то, что клиента обсчитали на отделении, поясняется в пресс-релизе Госпотребслужбы.
Чиновники не смогли подтвердить достоверность жалоб. «Новая Почта» (НП) не предоставила документы и пояснения, необходимые для всесторонней проверки обращения граждан», – сказано в пресс-релизе главного управления харьковского подразделения Госпотребслужбы. Предприятие обвинили в создании препятствий в расследовании и насчитали штраф в 325,9 млн грн.
Компания уже подала иск в суд на действия проверяющих, жалобу в Госпотребслужбу и обратилась к омбудсмену и международным правозащитным организациям, утверждает ее пресс-служба.
Позже в Госпотребслужбе объяснили, что сумма состоит из двух штрафов. Отделение №49 оштрафовали на 151 млн грн, а №3 – на 174 млн грн. В пресс-релизе отмечается, что чиновники просили руководство отделения предоставить документы для проверки. На это у компании было три дня. «Это не было сделано, что является нарушением п.8 ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» – были созданы препятствия законной деятельности должностных лиц», – говорится в пресс-релизе ведомства.
Кроме того, «Новой Почте» отправили письмо с приглашением на рассмотрение дела о наложении штрафных санкций, говорят в Госпотребслужбе. Возражений не поступило, и представители НП на рассмотрение дела не явились. Штраф назначили максимальный из возможных – 10% стоимости продукции, реализованной юридическим лицом за предыдущий календарный месяц. «Контролирующий орган определяет процент по своему усмотрению, – говорит управляющий партнер юридической компании Grishakov Law Company Александр Гришаков. – По закону за создание препятствий Госпотребслужба может начислить штраф от 1% до 10% от оборота компании за последний месяц».
Выручка ООО «Новая Почта» за 2020 год – $598 млн. С учетом этого максимальный штраф, предусмотренный законом, не может превышать $5 млн (по курсу на 1 июня 2021-го – 136 млн грн).
«Проверяющий вручил документы о проверке руководителю отделения», – написала в Facebook директор по корпоративным коммуникациям группы ЧП Елена Плахова. Он не был уполномочен принимать документы от сотрудников Госпотребслужбы и предоставлять им документы НП, отмечает Плахова. Руководитель отделения предложил чиновникам обратиться к главному руководству.
Кроме того, была нарушена и процедура проверки. Представитель любого контролирующего органа при осуществлении проверки должен расписаться в специальном журнале. Этого сделано не было. В Госпотребслужбе на это говорят, что все было законно и фиксировалось на видео.
«Акт о штрафе тоже был составлен с нарушениями, – отмечает пресс-служба НП. – Там не указано, в чем именно компания препятствовала проверяющему органу, и не указана дата правонарушения». В НП также считают неправомерным, что штраф был рассчитан от оборота всей компании, а не отделения, в котором осуществлялась проверка.
Если сотрудник отделения не нарушил должностную инструкцию и предложил проверяющим связаться с уполномоченным лицом, то компания выиграет дело, считает юрист Александр Гришаков. По его оценке, процесс может длиться от полугода до полутора лет. «Если бы чиновники доказали, что «Новая Почта» виновна в повреждении посылки, то штраф бы составил 5000 грн», – говорит юрист. Он отмечает, что Госпотребслужба чаще приходит с внеплановыми проверками по элементарным жалобам, так как к плановой проверке компания может подготовиться.
Штраф, выписанный НП, входит в десятку крупнейших за последние три года. В 2019 году Антимонопольный комитет Украины оштрафовал участников рынка табака на 6,5 млрд грн за антиконкурентные действия. В 2021-м Верховный Суд Украины отменил наложенные на табачников штрафы. В 2021-м АМКУ выписал Укрнафте и Укртатнафте штраф на 4,7 млрд грн, а участникам рынка энергоугля – на 775 млн грн.
На наступний день після заяв «Нової пошти» глава Держспоживслужби Владислава Рутицька заявила, що провела внутрішнє розслідування. «Такого штрафу не буде, — написала вона в Facebook. — Бо він неадекватний порушенню. Юристи готують відповідне рішення». З «винуватцями» скандалу Рутицька пообіцяла розібратися. «Мене особисто цікавлять мотиви такого рішення», — підкреслила вона.
Позиция главы Госпотребслужбы добавлена после публикации материала.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.