Категория
Компании
Дата

Госпотребслужба оштрафовала «Новую Почту» на 326 млн грн. Компания идет в суд. В чем суть вопроса (Обновлено)

2 хв читання

Киевский инновационный терминал «Новой Почты». Фото Ярослав Дебелый

Киевский инновационный терминал «Новой Почты». Фото Ярослав Дебелый

Весной 2021-го сотрудники харьковского отделения Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей пришли с внеплановой проверкой на отделения «Новой Почты» №49 (Харьков) и №3 (Чугуев, Харьковской области). Повод – жалобы от двух клиентов на то, что на почте повредили посылку стоимостью 500 грн, и на то, что клиента обсчитали на отделении, поясняется в пресс-релизе Госпотребслужбы.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Чиновники не смогли подтвердить достоверность жалоб. «Новая Почта» (НП) не предоставила документы и пояснения, необходимые для всесторонней проверки обращения граждан», – сказано в пресс-релизе главного управления харьковского подразделения Госпотребслужбы. Предприятие обвинили в создании препятствий в расследовании и насчитали штраф в 325,9 млн грн.

Компания уже подала иск в суд на действия проверяющих, жалобу в Госпотребслужбу и обратилась к омбудсмену и международным правозащитным организациям, утверждает ее пресс-служба.

Позже в Госпотребслужбе объяснили, что сумма состоит из двух штрафов. Отделение №49 оштрафовали на 151 млн грн, а №3 – на 174 млн грн. В пресс-релизе отмечается, что чиновники просили руководство отделения предоставить документы для проверки. На это у компании было три дня. «Это не было сделано, что является нарушением п.8 ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» – были созданы препятствия законной деятельности должностных лиц», – говорится в пресс-релизе ведомства.

Кроме того, «Новой Почте» отправили письмо с приглашением на рассмотрение дела о наложении штрафных санкций, говорят в Госпотребслужбе. Возражений не поступило, и представители НП на рассмотрение дела не явились. Штраф назначили максимальный из возможных – 10% стоимости продукции, реализованной юридическим лицом за предыдущий календарный месяц. «Контролирующий орган определяет процент по своему усмотрению, – говорит управляющий партнер юридической компании Grishakov Law Company Александр Гришаков. – По закону за создание препятствий Госпотребслужба может начислить штраф от 1% до 10% от оборота компании за последний месяц».

Выручка ООО «Новая Почта» за 2020 год – $598 млн. С учетом этого максимальный штраф, предусмотренный законом, не может превышать $5 млн (по курсу на 1 июня 2021-го – 136 млн грн).

Госпотребслужба оштрафовала «Новую Почту» на 326 млн грн. Компания идет в суд. В чем суть вопроса (Обновлено) /Фото 1

Инфографика: Леонид Лукашенко

«Проверяющий вручил документы о проверке руководителю отделения», – написала в Facebook директор по корпоративным коммуникациям группы ЧП Елена Плахова. Он не был уполномочен принимать документы от сотрудников Госпотребслужбы и предоставлять им документы НП, отмечает Плахова. Руководитель отделения предложил чиновникам обратиться к главному руководству.

Кроме того, была нарушена и процедура проверки. Представитель любого контролирующего органа при осуществлении проверки должен расписаться в специальном журнале. Этого сделано не было. В Госпотребслужбе на это говорят, что все было законно и фиксировалось на видео.

«Акт о штрафе тоже был составлен с нарушениями, – отмечает пресс-служба НП. – Там не указано, в чем именно компания препятствовала проверяющему органу, и не указана дата правонарушения». В НП также считают неправомерным, что штраф был рассчитан от оборота всей компании, а не отделения, в котором осуществлялась проверка.

Если сотрудник отделения не нарушил должностную инструкцию и предложил проверяющим связаться с уполномоченным лицом, то компания выиграет дело, считает юрист Александр Гришаков. По его оценке, процесс может длиться от полугода до полутора лет. «Если бы чиновники доказали, что «Новая Почта» виновна в повреждении посылки, то штраф бы составил 5000 грн», – говорит юрист. Он отмечает, что Госпотребслужба чаще приходит с внеплановыми проверками по элементарным жалобам, так как к плановой проверке компания может подготовиться.

Штраф, выписанный НП, входит в десятку крупнейших за последние три года. В 2019 году Антимонопольный комитет Украины оштрафовал участников рынка табака на 6,5 млрд грн за антиконкурентные действия. В 2021-м Верховный Суд Украины отменил наложенные на табачников штрафы. В 2021-м АМКУ выписал Укрнафте и Укртатнафте штраф на 4,7 млрд грн, а участникам рынка энергоугля – на 775 млн грн.

На наступний день після заяв «Нової пошти» глава Держспоживслужби Владислава Рутицька заявила, що провела внутрішнє розслідування. «Такого штрафу не буде, — написала вона в Facebook. — Бо він неадекватний порушенню. Юристи готують відповідне рішення». З «винуватцями» скандалу Рутицька пообіцяла розібратися. «Мене особисто цікавлять мотиви такого рішення», — підкреслила вона.

Позиция главы Госпотребслужбы добавлена после публикации материала.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд