202 бизнес-чемпиона 2024 года
Год «Новая почта» начала с презентации нового названия группы — NOVA. За 23 года группа разрослась до холдинга из шести подразделений, среди которых логистическая «Новая почта», ІТ-компания Nova Digital, авиакомпания SuperNova, энергетическая «Нова Энерджи» и финансовая NovaPay.
В первом полугодии 2024-го компания расширила сеть на 13% — до 12 180 отделений и 18 000 почтоматов, объем доставки вырос на 17%, до 222 млн посылок. Вне Украины экспансия НП затормозилась.
До сентября компания собиралась выйти на рынки 18 стран ЕС, план удалось выполнить на треть. Все заявленные ранее страны будут открыты, убеждает СЕО Nova Post Europe Александр Лисовец. «Мы не просто идем по ранее намеченному плану, а адаптируем его», — уточняет он.
25 крупнейших инвесторов страны
В 2023-м «Новая почта» вложила в развитие больше, чем в довоенные времена, — 5,3 млрд грн. План на этот год — более 7 млрд грн. Почти половину всех инвестденег в прошлом году потратили на строительство новых и автоматизацию существующих сортировочных терминалов. Компания ставит цель не терять скорость доставки, несмотря на стремительно растущее количество посылок. В прошлом году НП доставила 412 млн посылок, что на 30% больше, чем в 2022-м.
Сейчас компания финансирует капинвестиции на две трети за счет собственных средств, остаток — внешние заимствования. В 2023-м НП была одной из немногих компаний, разместивших облигации, объем выпуска достиг 800 млн грн. В этом году и в дальнейшем НП планирует довести долю кредитных средств до 50%.
Топ инвестиционных проектов 2023 года
— Строительство и модернизация терминалов — 2,4 млрд грн.
— Развитие сети отделений и почтоматов — 1,1 млрд грн.
— Ремонт, стандартизация рабочих мест, безбарьерность — 1 млрд грн.
— Инвестиции в IT- и R&D-направление — более 300 млн грн.
30 крупнейших продавцов в уанете
При подготовке рейтинга крупнейших игроков e-commerce журналисты Forbes несколько раз слышали, что этот рынок вырос «на плечах» «Новой почты». Стремительное развитие инфраструктуры доставки вкупе с простыми сервисами оплаты помогают предпринимателям переводить бизнесы на рельсы электронной коммерции. Только с 2017 года этот рынок в Украине вырос в 2,6 раза в валюте.
В 2023-м количество B2C-предпринимателей и компаний, пользующихся услугами «Новой почты», выросло почти на 27%, до 63 200. Суммарно они отправили через красно-белые отделения и почтоматы 127 млн посылок — на 40% больше, чем годом ранее. Количество наложенных платежей через NovaPay в пользу юрлиц выросло более чем на треть.
Сейчас группа работает более чем в 10 000 населенных пунктах Украины. Инвестиционный бюджет группы
на 2024 год — до 7 млрд грн. «Новая почта» планирует увеличить собственную сеть еще на треть — открыть 3000 новых отделений и 5000 почтоматов.
В конце 2023-го группа компаний «Новая почта» отказалась от слова «почта» в своем названии и изменила его на NOVA.
25 лучших работодателей для ветеранов
В 2023-м в «Новой почте» ввели новые должности: специалист по работе с мобилизованными и специалист по работе с ветеранами. Задача последнего — искать индивидуальный путь адаптации. «Один из наших коллег после возвращения с фронта заблокировал номер линии поддержки сотрудников, — вспоминает руководитель по развитию HR-бренда Анастасия Ялова, — Он вернулся к работе и отказался от восстановления после тяжелой контузии».
Команда реинтеграции осторожно объяснила, какие возможности у него есть: расширенное медстрахование, поддержка психологов, реабилитация. В конце концов ветеран сам позвонил в службу поддержки. Сейчас он в реабилитационном центре.
«Новая почта» обеспечивает восстановление ветеранов в течение двух — четырех месяцев. При необходимости закрепляет за сотрудником психолога. «Карьерные» тренеры работают с ветеранами, которые не могут вернуться на предыдущую должность. В компании предполагали, что ветераны будут ожидать особого внимания. Первые кейсы показали: демобилизованным важно, чтобы о них не забыли, но они негативно реагируют на пренебрежение. «Ищем золотую середину», — говорит Ялова.
30 стойких компаний
2% от довоенного уровня составил объем доставок 26 февраля. «Когда видишь несколько процентов от [бывшего] дохода, начинаешь думать о банкротстве», – говорит соучредитель НП Владимир Поперешнюк.
2021 год был очень успешным. Выручка выросла на 23%, до 20,8 млрд грн, чистая прибыль – в 2,6 раза, до 2,6 млрд грн. Количество посылок – 372 млн (+14%).
Компания еще не вернулась к довоенным показателям, но близка к этому. В конце сентября объем отправлений превзошел 90% от довоенного, сеть восстановлена почти на 90%. Динамика выручки коррелируется с объемами посылок, объясняет цифры Климов.
Труднее всего было продержаться первый месяц. Покрыть кассовый разрыв в марте помогла отсрочка перед поставщиками и финансовый резерв в размере месячного бюджета, который компания держала на черный день.
Главное новшество военного времени – управленческая реформа. Климов и Поперешнюк присоединились к оперативному управлению и убрали лишние звенья в принятии решений. Децентрализация придала гибкости.
План до конца года – выйти на довоенный уровень доходов. В следующем – инвестировать в развитие несколько миллиардов гривен. Среди приоритетов – достройка терминалов в Киеве и Одессе и закрепиться на рынке Польши. «Точно скажу, что сеть будет расти, и это будут двузначные цифры», – говорит Климов.
25 самых умных компаний
Год основания: 2001
Год запуска R&D‑отдела: 2019
Штат R&D‑отдела: 20
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Владимир Масюк
В конце июля 2021 года дрон Discovery украинского производителя «Аэродрон» доставил посылку «Новой почты» из Киева в Харьков. Беспилотник грузоподъемностью 340 кг преодолел 480 км за пять часов. «Цель – сократить время полета до трех часов», – говорит СЕО НП Александр Бульба. В будущем дроны‑доставщики смогут приземляться на крышу депо «Новой почты» – компактных отделений с круглосуточно работающими почтоматами.
С 2019 года роботизацией цепочки поставок занимается команда iHub. Разработчики разместились на 720 кв. м 16‑го этажа киевского бизнес‑центра «Европа». Проектный офис работает по методике Scrum, недельными спринтами. После успешного завершения проект передают в отделения для тестирования, а затем масштабируют на всю сеть.
Помимо дронов разного типа, R&D‑подразделение «Новой почты» разрабатывает электротранспорт, почтоматы, упаковку, форматы приема и выдачи посылок. Одна из разработок – почтоматы нового формата без дисплея, где ячейки открываются с помощью мобильного приложения. Комплектующие для производства заказываются по всему миру, а финальная сборка осуществляется в Украине. До конца 2021 года НП планирует увеличить сеть почтоматов в 2,5 раза – до 17 000 устройств.
100 крупнейших частных компаний
Стабильный рост «Новой Почты» чуть не омрачили два колоссальных штрафа на 326 млн грн, которые выписало компании харьковское подразделение Госпродпотребслужбы. Одного клиента якобы обсчитали в отделении в Чугуеве, другому не вернули 500 грн за разбитый аквариум. «Рэкет в законе», – назвал решение чиновников сооснователь НП Вячеслав Климов. «Такого штрафа не будет. Потому что он неадекватный нарушению», – сообщила после разбирательства глава Госпродпотребслужбы Владислава Магалецкая.
В остальное время на повестке – быстрое масштабирование и технологические решения. До конца 2021 года «Новая Почта» планирует увеличить количество почтоматов с 7000 до 17 000. Для сравнения: крупнейший логист Польши, компания InPost, оперирует сетью из 15 000 почтоматов. В январе InPost вышла на Амстердамскую биржу с капитализацией $9,7 млрд. Другая точка роста – платежная система NovaPay. За 2020 год через нее провели денежных переводов на 121 млрд грн. «Собственная платежная система – это уверенность в завтрашнем дне, – говорит директор NovaPay Андрей Кривошапко. – Идея в том, что мы можем сами управлять своим ключевым бизнесом».
100 крупнейших частных компаний 2020
В 2019 году украинцы отправили через «Нову Пошту» 175 млн посылок – в семь раз больше, чем через государственную «Укрпочту». Гендиректор УП Игорь Смелянский, 44, оценивает долю НП в этом сегменте в 75%, свою – в 11%. Он признает доминирование частного оператора и отмечает его сильные стороны: динамичное расширение сети и повышение качества сервиса. «Все направлено на то, чтобы человек меньше времени проводил в очереди», – объясняет совладелец НП Вячеслав Климов, 45. Компания постоянно измеряет NPS – уровень готовности клиентов рекомендовать ее друзьям или родственникам. В мае прошлого года он превысил 70%: семь из 10 клиентов были промоутерами бренда.