Большое желание продавать. Готовность украинских мебельщиков конкурировать по качеству с западными игроками и умение Дмитрия Патиса находить клиентов стали основой устойчивого бизнеса. /ANDRII GOLUBTSOV / ESKADA-M
Категория
Свой бизнес
Дата

Дмитрий Патис организовал необычную форму экспорта – кластер производителей мебели. Как организация прошла жесткий тест-драйв войной

Большое желание продавать. Готовность украинских мебельщиков конкурировать по качеству с западными игроками и умение Дмитрия Патиса находить клиентов стали основой устойчивого бизнеса. Фото ANDRII GOLUBTSOV / ESKADA-M

В конце февраля у Дмитрия Патиса, 40, было две проблемы: довезти семью до границы с Румынией и успокоить иностранных клиентов, ожидавших украинскую мебель. «Если бы не действовал быстро, весь экспорт, который я налаживал четыре года, распался бы», – говорит Патис. Заказчики получили мебель почти вовремя.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Патис уже 15 лет на строительно-мебельном рынке. В 2007 году он вместе с братьями основал в Киеве компанию-производителя шпонированных плит Eskada-M. Четыре года назад он ввел нестандартную бизнес-модель. Предприниматель находит большой иностранный заказ, который исполняет пул производителей мебели в Украине. В прошлом году пять объединенных в кластер мебельщиков экспортировали более чем на $1 млн.

Первым клиентом Патиса был ортодоксальный израильтянин, заказавший мебель в общежитие на 200 человек. Религиозность клиента повлияла на развитие бизнеса. Большинство религиозных организаций в Израиле муниципальные и могут сотрудничать только с израильскими компаниями. Поэтому в 2019 году там была создана компания Alpi.

Заказ на $20 000 из Франции сгорел, как и фабрика.

Дмитрий Патис

После первого заказа заработала цыганская почта. Alpi начала набирать популярность среди ортодоксов и их знакомых. Кластер из Украины поставил мебель в синагогу в Израиле и Швейцарии, в школу в Нью-Йорке, на виллу во Франции.

За четыре года Патис нашел 30 клиентов и создал кластер из семи постоянных производителей в Украине, еще семь привлекает для производства специфических деталей. Скелет кластера составляют компании «Ки-про», «Новый стиль», «Мебель-Сервис», «Техно плюс», Pavlуk, Eskada-m, Domberg. Команда архитектора Олега Борейко конструирует мебель и проекты. «Я горжусь, что мы сейчас продаем интеллектуальную составляющую – дизайн, инженерию», – отмечает Патис.

Сила кластера – каждый производитель делает то, что у него лучше всего получается, говорит Иосиф Павлик, основатель фабрики Pavlуk. В кластере легче решать проблемы: кадровые, технологические, логистику, коммуникации с клиентом, объясняет Павлик. До войны Alpi обеспечивала Павлику до 15% заказов, сейчас – около 5%.

Война устроила жесткий краш-тест бизнес-модели Патиса. Россияне уничтожили производство «Семейное Дерево» в Ирпене. «Заказ на $20 000 из Франции сгорел, как и фабрика», – говорит Патис.

Блокада морских путей, очереди на границах, отказ страховщиков страховать грузы, рост цен на горючее повысили затраты на логистику в два-три раза, говорит Оксана Донска – руководитель кластерной платформы в Украинской ассоциации мебельщиков.

Патис решил часть логистических проблем: уже в начале марта нашел склад в Молдове и разобрался с экспортом через румынскую Констанцу. «Думаю, что первым из Украины в Израиль пошел наш контейнер, – говорит Патис. – Это было 15 апреля».

Клиенты увидели, что война не мешает выполнять обязательства, и появились новые заказы. Сейчас у кластера в работе вилла в Швейцарии, школа в Бельгии и три общежития в Израиле.

«Для многих мебельщиков экспорт стал возможностью выжить», – говорит Донска. Украинский рынок упал на 30-40%. А экспорт за восемь месяцев просел на 18%, составив $551 млн, данные офиса по развитию предпринимательства и экспорта. «Экспорт проходит вопреки преградам, – говорит Донска. – Но экспорт начинается с заказчика. Все остальное можно преодолеть». Основной канал клиентов – международные выставки. На последних четырех ивентах свою продукцию представили более 50 наших мебельных фабрик.

Патис уверяет, что его бизнес-модель выдержала тестирование войной. Месячный доход почти вышел на довоенный уровень – $60 000 – 80 000. «В октябре мы отгружаем заказчику два контейнера, и еще один поедет в декабре», – делится планами предприниматель.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине