€300 млн потенциально могут потерять украинские фермеры из-за очередей на украинско-польской границе. Дополнительные расходы на перевозку грузов уже равны трети стоимости доставки. Почему фуры стоят в многокилометровых пробках и когда уедут?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«С одной стороны лесопосадка, с другой – лесопосадка. Вот все условия», – описывает условия прохождения западной границы водитель грузовика Петр. Он не пожелал, чтобы его фамилия была упомянута в статье. Он стоит в очереди со многими другими водителями на украинско-польском пограничном переходе Ягодин–Дорогуск уже шестой день. По состоянию на утро понедельника, 5 сентября, Петр преодолел примерно половину из 40-километровой очереди.
Петру еще повезло. После того, как он приехал на переход Ягодин–Дорогуск, очередь за ним выросла. Сейчас она протянулась более чем на 50 км, сообщил Forbes операционный директор по транспортной логистике Ekol Logistics Ukraine Игорь Стороженко.
На других переходах, по данным Стороженко, на украинско-польской границе очереди меньше. На переходе Краковец–Корчева – 27 км, Шегини–Медика – 25 км и Рава-Русская–Гребенне – 18 км.
5 сентября на польском пункте пропуска «Дорогуск» польские водители перекрыли трассу, пропуская ежечасно не более двух автомобилей: один с товаром и один пустой. Они выдвинули три требования: ускорить фитосанитарный и ветеринарный контроль, перевести службу на круглосуточный режим работы и отменить «транспортный безвиз» для украинских перевозчиков, который те получили два месяца назад. Если последнее требование будет удовлетворено, украинским водителям нужно будет получать специальные разрешения на доставку грузов в ЕС.
На границах с другими странами очереди гораздо меньше. К примеру, украинско-словацкую границу грузовики могут преодолеть за сутки-полтора, говорит директор департамента международных автоперевозок группы логистических компаний Zammler Александр Кирилюк.
Почему возник коллапс, а самые большие пробки на границе с Польшей?
Виновата кукуруза и Польша
«Украинцы-таможенники пропускают быстро. А дальше машинам некуда деваться», – говорит водитель Петр. По словам заместителя министра инфраструктуры Мустафы Найема, главная причина возникновения многодневных очередей – плохая работа польских служб, которые проводят фитосанитарный и ветеринарный контроль.
С начала полномасштабного вторжения РФ этот контроль на польской границе замедлился в несколько раз, рассказывает Найем. Если раньше польские фитосанитарные и ветеринарные службы принимали в пункте пропуска «Дорогуск» около 80 грузовиков в сутки, в августе – в 5–6 раз меньше.
Польская сторона не справляется с ростом объемов экспорта украинского зерна, связанного с началом сбора нового урожая, говорит Игорь Стороженко. Польский фитоконтроль должен проверять каждую фуру на соответствие груза сопроводительным документам.
В апреле, по данным Минагрополитики, автотранспортом экспортировано 91 551 т агропродукции, а в августе уже 624 887 т. Доля автотранспорта в экспорте зерна составила 13,7%. Если автотранспортом перевозится в среднем 22 т груза за рейс, можно посчитать, что для доставки апрельской агропродукции выполнено 4161 рейсов, тогда как для августовской в 6,8 раза больше.
Найем говорит, что польские ветеринарная и фитосанитарная службы, подчиненные Министерству сельского хозяйства и развитию сельских территорий, не отвечают на предложения украинского Мининфраструктуры (МИУ) по решению проблемы. МИУ готово направить своих сотрудников на помощь, а также предлагало перенести ветеринарный и фитосанитарный контроль в глубь польской территории или на территорию Украины.
Готовы открыть еще два пункта пропуска, чтобы разгрузить очереди. Готовы уже сегодня перевести два действующих пункта пропуска на границе на обслуживание только пустых грузовиков», – говорит Найем.
Сами виноваты
Основной причиной пробок в Ягодине является изменение организации пограничного движения пустых грузовиков, сообщили Forbes в пресс-службе Министерства финансов Польши.
Что это значит на практике? Украинские перевозчики начали блокировать польские пустые грузовики, которые пытаются вне очереди пересечь украинско-польскую границу, после того как привезли грузы в нашу страну. Они имеют право на это, поскольку Украина обустроила на пунктах пропуска специальные полосы для пустого транспорта.
«Это привело к тому, что польский перевозчик, который благодаря эффективности наших служб почти без очереди въехал в Украину, успевает через неделю сделать две «ходки», в то время как украинские водители стоят неделю в очереди», – говорит Найем.
Одна из причин пробок – большое количество неопытных водителей, которые не знакомы с процедурами контроля, связанными с перевозкой товаров, сообщили Forbes в пресс-службе польского Минфина. К примеру, водители не полностью оформляют необходимые для проверки документы.
Польские ветеринарные службы могут умышленно снизить количество проверок украинского зерна, чтобы уменьшить его поставки на свой рынок, говорит владелец трейдинговой компании MVP Group Вадим Ставинский. «Сейчас в Польше снижаются закупочные цены на зерно. Одна из причин – увеличение экспорта из Украины», – говорит он. За последние два месяца цены на рапс в Польше упали почти в 1,5 раза, до 2800 злотых (€592).
Потенциальная проблема, с которой могут столкнуться местные фермеры в результате увеличения поставок украинского зерна, – нехватка элеваторных мощностей. «На польских элеваторах может не остаться места для польского зерна, – говорит Ставинский. – А увеличение загрузки может привести к снижению цен из-за отсутствия возможности продать зерно польским фермерам».
В результате увеличиваются риски протестов польских агропроизводителей. «Польские чиновники из-за ветеринарного контроля на границе могут попытаться замедлить поставки украинского зерна», – предполагает Ставинский.
Сколько теряют украинские аграрии
Многодневные пробки на границе приводят к существенным финансовым потерям украинских экспортеров. Каждые сутки в очереди – это дополнительные €100 расходов на топливо, зарплату, амортизацию и т.п., которые мы переводим на отправителей, говорит Кирилюк из Zammler.
Стоимость груза, по его словам, иногда может быть соизмеримой либо меньше, чем затраты на его перевозку. Например, стоимость перевозки фуры с 22 т кукурузы из Киева в порты Балтийских стран составляет примерно €2500–2700, или €120 на тонну кукурузы, говорит Александр Кирилюк.
Столько же, по данным «АПК-Информ», составляют закупочные цены на кукурузу в северных областях Украины. «Если бы не очереди, то стоимость перевозки была бы меньше примерно на треть, подсчитал Кирилюк.
В текущем аграрном сезоне Украина планирует экспортировать 65–70 млн т зерновых и масличных, сообщал 2 сентября министр аграрной политики и продовольствия Тарас Высоцкий. Если проблема с очередями не будет решена, а доля автотранспорта сохранится на августовском уровне, то общие потери украинских аграриев на пребывание в очередях могут потенциально составить €300 млн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.