Мебель FAINA продается в миланской галерее Rossana Orlandi и лондонском бутике Matches Fashion, ее покупают саунд‑продюсер Мадонны и начинающие звезды Голливуда.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Виктория Якуша, 38, придумала FAINA в 2014 году, чтобы привлечь внимание к Украине. «У нас шла война, умирали люди, а в Европе были «обеспокоены происходящим», – вспоминает она. – Я думала, как это изменить, и решила сделать коллекцию предметов мебели, основанную на украинском фольклоре».
Чтобы довести экспорт до $0,7 млн в год, Якуша шла путем проб и ошибок. В 2015‑м она представила свои изделия на выставке в Болонье. «Дизайн всем понравился, но я ничего не продала», – вспоминает дизайнер. Она не знала, как правильно упаковывать, к какой категории относится товар, как формировать цену, сколько стоит доставка. Пока Якуша восполняла пробелы в знаниях, проект спонсировался за счет прибыли от архитектурной студии Yakusha Design Studio.
Начинающие дизайнеры плохо ведут учет и не готовы на протяжении трех‑четырех лет инвестировать в проект €20 000–50 000 ежегодно, говорит креативный директор PR‑агентства Maїno Design Ukraine Анастасия Белецкая. «Это вложения в PR, менеджмент, участие в выставках, – отмечает она. – На выставках нужно быть регулярно и часто, чтобы бренд заметили».
Мебель, которую продает Якуша, – ручной работы. Ее производят шестеро ремесленников, живущих в разных украинских селах.
Переломным моментом стала выставка в Стокгольме в 2018 году. «Известный шведский дилер купил несколько предметов, – вспоминает Якуша. – Так мы наконец‑то поняли, кто наш клиент». Категория, в которой оказалась FAINA, – уже не масс‑маркет, но еще и не «дорогой арт», говорит Якуша. Стоимость мебели FAINA варьируется от €700 до €30 000 за изделие.
FAINA работает с 20 дилерами по всему миру. «Экспорт – это дорого», – признает Якуша. Товар штучный, поэтому под каждую поставку приходится формировать отдельную логистическую цепочку. Часть заказов FAINA теряет из‑за того, что с Украиной сложно работать. «Клиенты жалуются, что им приходится заключать с нами договор, проходить валютный контроль, получать массу документов»,– говорит Якуша.
Проблему с доставкой FAINA частично решила, открыв в конце 2019 года шоурум в Бельгии. В нем представлены наиболее популярные позиции. Якуша продает более 350 изделий в год. Вложенные в проект средства она собирается окупить в 2021 году.
Прежде чем участвовать в международных выставках, дизайнеру нужно хорошо оценить свои силы. «Не всем дизайнерам нужен экспорт, – говорит Белецкая. – Не все могут произвести нужные объемы и отправить заказ в срок. Выставка – это только инструмент, а экспортный путь гораздо сложнее и дороже».
Опубликовано в седьмом номере журнала Forbes (январь-февраль 2021)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.