Блеск и нищета креатива. Почему так трудно экспортировать украинский дизайн  /из личного архива
Категория
Свой бизнес
Дата

Блеск и нищета креатива. Почему так трудно экспортировать украинский дизайн 

из личного архива

Мебель FAINA продается в миланской галерее Rossana Orlandi и лондонском бутике Matches Fashion, ее покупают саунд‑продюсер Мадонны и начинающие звезды Голливуда.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Виктория Якуша, 38, придумала FAINA в 2014 году, чтобы привлечь внимание к Украине. «У нас шла война, умирали люди, а в Европе были «обеспокоены происходящим», – вспоминает она. – Я думала, как это изменить, и решила сделать коллекцию предметов мебели, основанную на украинском фольклоре».

Чтобы довести экспорт до $0,7 млн в год, Якуша шла путем проб и ошибок. В 2015‑м она представила свои изделия на выставке в Болонье. «Дизайн всем понравился, но я ничего не продала», – вспоминает дизайнер. Она не знала, как правильно упаковывать, к какой категории относится товар, как формировать цену, сколько стоит доставка. Пока Якуша восполняла пробелы в знаниях, проект спонсировался за счет прибыли от архитектурной студии Yakusha Design Studio.

Начинающие дизайнеры плохо ведут учет и не готовы на протяжении трех‑четырех лет инвестировать в проект €20 000–50 000 ежегодно, говорит креативный директор PR‑агентства Maїno Design Ukraine Анастасия Белецкая. «Это вложения в PR, менеджмент, участие в выставках, – отмечает она. – На выставках нужно быть регулярно и часто, чтобы бренд заметили».

Мебель, которую продает Якуша, – ручной работы. Ее производят шестеро ремесленников, живущих в разных украинских селах.

Переломным моментом стала выставка в Стокгольме в 2018 году. «Известный шведский дилер купил несколько предметов, – вспоминает Якуша. – Так мы наконец‑то поняли, кто наш клиент». Категория, в которой оказалась FAINA, – уже не масс‑маркет, но еще и не «дорогой арт», говорит Якуша. Стоимость мебели FAINA варьируется от €700 до €30 000 за изделие.

из личного архива

Виктория Якуша, придумала FAINA в 2014 году. Фото из личного архива

FAINA работает с 20 дилерами по всему миру. «Экспорт – это дорого», – признает Якуша. Товар штучный, поэтому под каждую поставку приходится формировать отдельную логистическую цепочку. Часть заказов FAINA теряет из‑за того, что с Украиной сложно работать. «Клиенты жалуются, что им приходится заключать с нами договор, проходить валютный контроль, получать массу документов»,– говорит Якуша.

Проблему с доставкой FAINA частично решила, открыв в конце 2019 года шоурум в Бельгии. В нем представлены наиболее популярные позиции. Якуша продает более 350 изделий в год. Вложенные в проект средства она собирается окупить в 2021 году.

Прежде чем участвовать в международных выставках, дизайнеру нужно хорошо оценить свои силы. «Не всем дизайнерам нужен экспорт, – говорит Белецкая. – Не все могут произвести нужные объемы и отправить заказ в срок. Выставка – это только инструмент, а экспортный путь гораздо сложнее и дороже». 

Опубликовано в седьмом номере журнала Forbes (январь-февраль 2021)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине