Михаил Ломтадзе стал миллиардером благодаря управлению
Kaspi. Иллюстрация Михаил Александров/Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

Kaspi наступает | На Украину надвигается финтех-гигант из Казахстана стоимостью $27 млрд. Стоит ли бояться украинским компаниям?

Михаил Ломтадзе стал миллиардером благодаря управлению Kaspi. Иллюстрация Михаил Александров/Анна Наконечная

Подробное описание истории казахстанской Kaspi.kz можно за $9 купить на сайте Harvard Business School (HBS). «Розничный банк, который развился в финтех, e‑commerce и платежную компанию,– говорится в кейсе HBS. – Подобных примеров на мировом уровне еще не было». В 2020 году Kaspi.kz привлекла на IPO на Лондонской бирже $870 млн, ворвавшись в круг крупнейших финтех‑компаний мира с текущей капитализацией около $27 млрд. В 2021‑м ее основатели – Вячеслав Ким, 51, и Михаил Ломтадзе, 46, который в начале 2000‑х сам учился в HBS, – впервые вошли в глобальный список миллиардеров. Forbes оценивает состояние Кима в $4,3 млрд, Ломтадзе– $3,9 млрд.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Осенью 2021‑го Kaspi.kz заявила о планах выйти на украинский рынок, купив платежный сервис Portmone и БТА Банк. За оба актива казахстанцы заплатили около $24 млн. На очереди – маркетплейс. Украинская финансовая индустрия и ритейл еще не видели подобных мультисервисных игроков.

Менеджмент и акционеры Kaspi.kz отказались комментировать Forbes свои планы в Украине. «Нам еще нужно немного времени», – сказала исполнительный директор компании Маржан Ельшибаева.

К чему готовится финтех‑гигант из Казахстана и как он изменит украинский рынок?

От «Каспийского» к Kaspi

В 2002 году сеть магазинов «Планета электроники», основанная Кимом, приближалась к пику. Чтобы расширяться, бизнесмен купил банк «Каспийский» с идеей продавать технику в кредит.

В 2006‑м 51% акций быстрорастущего «Каспийского» купил российский фонд Baring Vostok Capital Partners, основанный в начале 1990‑х американцем Майклом Калви. Вместе с ним в казахстанский проект пришел уроженец Батуми Ломтадзе. Унего за плечами уже был успешный бизнес‑проект– консалтинговая компания GCG Audit, купленная Ernst & Young.

В 2007‑м Ломтадзе стал предправления «Каспийского». Позже партнеры переименовали его на более современный лад – в Kaspi Bank. Сменилась и команда менеджеров– вместо банкиров, сформировавшихся в 1990‑х, Kaspi стали развивать выпускники западных бизнес‑школ. Через 10 лет в проспекте эмиссии Kaspi менеджмент и непосредственно Ломтадзе будут названы ключевым фактором успеха компании, а зависимость от лидера – риском.

За пять лет фокус на рознице вывел Kaspi в лидеры сегмента кредитных карт на казахстанском рынке. В 2012 году этот бизнес приносил банку 40% доходов, но Ломтадзе решил его закрыть, после того как увидел отрицательное значение индекса лояльности клиентов (Net Promoter Score – NPS). Потребителей раздражали высокие комиссионные по кредиткам.

Этот эпизод возвел NPS в ранг главного ориентира для менеджмента Kaspi. Компания ежемесячно опрашивает 50 000 клиентов. Kaspi стремится удерживать индекс на уровне 90% при среднемировом значении в 40%, говорил Ломтадзе в интервью партнеру PwC Kazakhstan Наталье Лим. «Для нас NPS важнее, чем чистая прибыль,– отмечал он в интервью российскому изданию FutureBanking. – Чем выше NPS, тем выше будущие доходы».

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

В 2014 году Kaspi сделала первый радикальный шаг за пределы чисто банковского бизнеса, запустив маркетплейс. В 2015‑м Ким и Ломтадзе, которые ранее совместно инвестировали в сайты объявлений по покупке авто и недвижимости, купили казахстанский сервис коммунальных платежей АЛСЕКО.

К 2016‑му Kaspi уже была розничной экосистемой, добавив доставку товаров на дом, автокредиты, p2p‑платежи, несколько досок объявлений и программу лояльности. В 2017‑м появилось мобильное приложение.

В портфолио было и банковское ноу‑хау – картоматы, которые без участия менеджеров выпускают именные карты. Благодаря этой технологии флагманский продукт, карту Kaspi Gold, используют 9 млн казахстанцев, или почти половина населения страны.

В конце 2010‑х главный актив Кима и Ломтадзе окончательно вырос в Kaspi.kz – компанию, в состав которой входят крупнейший розничный банк Казахстана (третье место по активам), маркетплейс и платежный сервис внутри одного мобильного приложения, который в Kaspi называют Super App, сеть сайтов объявлений в Казахстане, Азербайджане и Узбекистане, портал покупки авиабилетов.

Взрывной рост Kaspi совпал с появлением в компании еще одного влиятельного инвестора – Кайрата Сатыбалды, племянника многолетнего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

В 2015 году Сатыбалды купил 30% Kaspi. По данным Forbes.kz, вместе с Кимом и Ломтадзе он владеет холдингом «Колеса», в который входят четыре сайта объявлений.

Getty Images

Штаб-квартира Kaspi.kz в Алма-Ате. Осенью 2020 года компания стала самой дорогой в Казахстане, ее стоимость $6,5 млрд. Фото Getty Images

Незадолго до IPO Сатыбалды продал свою долю в Kaspi. По данным американского Forbes, в этот же момент Ким выкупил акции компании на $390 млн, позднее (декабрь 2018‑го) передав крупный пакет Ломтадзе.

Партнерство бизнесменов не было оформлено на бумаге вплоть до самого IPO, вспоминал Ломтадзе в интервью PwC Kazakhstan. Forbes USA со ссылкой на неназванного представителя Kaspi рассказал о полуформальных договоренностях между Ломтадзе и Кимом относительно права собственности в Kaspi. Сатыбалды был «финансовым инвестором без прямого участия в компании», однако сейчас он не связан с ней, хотя и может опосредованно владеть определенной долей, допускает Forbes USA.

По состоянию на конец третьего квартала 2021 года Baring Vostok принадлежало 29% в Kaspi.kz, Киму – 24%, Ломтадзе – 23%, публичным инвесторам – 21%, менеджменту – 3%.

Переросли Казахстан

Super App ежедневно используют 6 млн казахстанцев. Внутри – свыше 5000 услуг, оплатить которые можно без комиссии, маркетплейс на 1,2 млн товаров от 80 000 продавцов с опцией рассрочки и бесплатной доставки, бонусная система.

За последний год в приложении появились разделы «Госуслуги» (через приложение можно получить соцвыплаты, оплатить штрафы, зарегистрировать автомобиль и зафиксировать результат ПЦР‑теста) и Travel (авиабилеты).

Пример Kaspi вдохновил другие банки на похожую трансформацию: многие крупные игроки тоже запустили свои маркетплейсы, говорится в исследовании e‑commerce Казахстана за шесть месяцев 2021 года, подготовленном PwC Kazakhstan и ассоциацией «Цифровой Казахстан».

«Уникальность нашего бизнеса заключается не в том, что у нас много сервисов, а в том, что все они собраны в одном приложении», – сказал в ноябре Ломтадзе на форуме «Финтех без границ. Цифровая Евразия». В отчете Kaspi за третий квартал 2021‑го отмечается, что все три платформы Super App используют только 43% потребителей, а значит, у компании есть хорошие возможности для роста.

«Мы смотрим на Среднюю Азию и Кавказ, это рынки на 85 млн человек», – говорил Ломтадзе «Интерфакс‑Казахстан» осенью 2019 года. Тогда Kaspi зашла в Азербайджан через покупку трех площадок по торговле автомобилями, недвижимостью и другими товарами. В Узбекистане финтех‑гигант также купил агрегатор объявлений о продажах авто.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Почему Kaspi не решается на экспансию в Россию, с которой Казахстан входит в Таможенный союз? «Это очень конкурентный рынок, в который нужно вложить сотни миллионов долларов,– говорит на условиях анонимности украинский инвестбанкир, имеющий опыт работы в России.– В Украине для аналогичного результата можно потратить в 10 раз меньше».

Акционеры Kaspi считают финансовый рынок России токсичным из‑за большого влияния на бизнес со стороны властей, рассказывает собеседник Forbes на российском банковском рынке, знакомый с планами владельцев Kaspi.

В феврале 2019‑го основатель Baring Vostok Майкл Калви был арестован по обвинению в растрате 2,5 млрд рублей ($34,3 млн) банка «Восточный», в котором он занимал пост председателя совета директоров, а Baring Vostok владеет контрольным пакетом акций. После длительных судебных разбирательств в августе 2021‑го российский суд приговорил Калви к пяти с половиной годам лишения свободы условно.

Украина до и после Kaspi

Экспансию в Украину Kaspi анонсировала в отчете для инвесторов за второй квартал 2021 года. Компания рассчитывает воспользоваться особенностями украинского рынка: значительной долей наличных расчетов при высоком проникновении смартфонов.

В 2020 году объем рынка электронной коммерции в Украине достиг $4 млрд (в Казахстане, по оценке PwC,– в два раза меньше), говорится в исследовании, которое подготовили компании Soul Partners, «Baker Tilly Украина» и Aequo при поддержке USAID. За пять лет рынок e‑commerce вырос почти в три раза, с начала пандемии – на 41%.

В ближайшие годы сегмент может вырасти еще в полтора‑два раза. Доля e‑commerce в соседних с Украиной странах занимает 10–15% розничного рынка, у украинского рынка– около 9%, говорится в исследовании. Средний чек – $22, в два раза ниже, чем в Казахстане.

Перестройка нишевых онлайн‑магазинов в маркетплейсы – главный тренд последних лет. Бизнес‑модели уже изменили Rozetka, АЛЛО, «Эпицентр» и Kasta. «Точка заработка смещается от прямой продажи продуктов к дополнительным сервисам», – объясняет СЕО Kasta Андрей Логвин.

Kaspi начала в Украине с покупки платежной системы Portmone, о чем объявила в июле этого года. Сумма сделки, по данным собеседника Forbes, знакомого с ходом переговоров, составила $14,5 млн. В 2020 году оборот сервиса составлял около 3,3 млрд грн. Ежемесячно Portmone обслуживает около 1 млн пользователей, которые проводят примерно 400 оплат в минуту.

Следующим шагом стала покупка банковской лицензии – за БТА Банк казахстанцы заплатили около $9 млн, говорит управляющий партнер одного из инвестбанков.

Других серьезных сделок в Украине Kaspi в этом году уже не планирует: компания пока займется решением технических вопросов, говорит собеседник Forbes в топ‑менеджменте Kaspi.kz, попросивший не называть его имени в статье.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

На украинском рынке компания рассчитывает повторить стратегию Super App. Для этого ей не хватает решений для торговли (маркетплейс) и логистики (логистический оператор, курьерская служба), говорит СЕО платежной системы NovaPay Андрей Кривошапко. Потенциальная цель среди маркетплейсов – облачный e‑commerce с собственными точками выдачи, полагает СЕО IT‑платформы для торговцев HUBBER Максим Беляк.

«Все зависит от того, насколько быстро они хотят продвигаться на нашем рынке, – говорит управляющий партнер инвесткомпании AVentures Capital Евгений Сысоев.– Покупка одного из лидеров ускорит этот процесс».

Сооснователь крупнейшего маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин называет «полной чушью» сообщения об интересе Kaspi к его компании. Другая возможная цель – маркетплейс Kasta. Это экосистема из 277 точек выдачи, фулфилмент‑центра на 15 000 кв. м в Броварах, финкомпании для обработки платежей и базы мерчантов. Основные показатели Kasta в 2021 году: 1,5 млн товаров, 3000 партнеров, 8 млн покупателей и 25 000 заказов ежедневно.

«Kasta – идеальный кандидат. Если сделка будет с кем‑то из других e‑commerce, для меня это будет сюрпризом»,– говорит Беляк из HUBBER. Основатель Kasta Логвин заявил, что не ведет переговоров с казахской компанией. В беседе с Forbes он позже отметил, что «разговоры между ключевыми игроками постоянно идут в той или иной плоскости».

«Если ты «добежал» до состояния, когда у тебя миллиардные обороты, то хочешь или нет, будешь на радарах», – говорит Логвин.

Как приход Kaspi изменит украинский рынок?

В 2018 году на рынок Турции вышел Amazon. Спустя три года компании нет даже в пятерке лидеров. «C ресурсами и командой у Amazon все хорошо, но это не всегда 100% гарантия результата», – говорит Логвин.

«Билет» на рынок маркетплейсов в Украине стоит, по его мнению, от $100 млн. «У Kaspi деньги есть, но это длинная дорога, – говорит Логвин. – Ни клиенты, ни торговцы пока не подозревают об их существовании».

Kaspi наступает | На Украину надвигается финтех-гигант из Казахстана стоимостью $27 млрд. Стоит ли бояться украинским компаниям? /Фото 1

Уникальность бизнеса не в том, что у Kaspi много сервисов, а в том, что все они собраны в одном приложении, говорит Михаил Ломтадзе.

Полноценно выйти на рынок Kaspi сможет не раньше второй половины 2022 года, а на завоевание лидирующих позиций может уйти несколько лет, полагает СЕО sportbank Денис Сапрыкин.

«Чтобы занять свое место на рынке, мы инвестировали в IT и логистическую инфраструктуру сотни миллионов долларов, – говорит Чечеткин. – Конечно, приход Kaspi – это незаурядный вызов. Но я вижу здесь скорее синергию, чем конкуренцию».

Украинский e‑commerce ждет от нового игрока инноваций. «Пытаться повторить существующий кейс, на мой взгляд, бесперспективно», – полагает СЕО платежного сервиса iPay.ua Евгений Великанов.

Чем Украина может удивить Kaspi? Высокая конкуренция, сформированные клиентские предпочтения (например, оплата через Google Pay и Apple Pay, к которым Kaspi не подключен, и не получившие пока массового распространения в Украине платежи по QR), сложная регуляция, перечисляет Сапрыкин из sportbank. Украинский рынок на 60% серый, поэтому Kaspi придется приспосабливаться к таким вещам, как контрабанда, кеш и ФЛП, добавляет Логвин из Kasta.

Крупный конкурент активизирует борьбу за место под солнцем: привлечь и удерживать клиента станет дороже. «Многие финтех‑игроки будут вынуждены менять стратегии, – говорит Сапрыкин. – Самая жесткая конкуренция будет в «высшей лиге». Нишевым игрокам место будет всегда».

В сентябре украинскую «дочку» зарегистрировал британский необанк Revolut стоимостью $33 млрд. Директор компании – фаундер и один из богатейших украинцев Влад Яценко. Впереди – много интересного.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине