Крупнейшая онлайн-платформа Казахстана в сфере платежей, финансовых технологий и маркетплейсов Kaspi.kz купила БТА Банк Украина, «дочку» казахстанского БТА Банка. Сумма сделки может составлять около $9 млн. Зачем казахстанскому единорогу украинский банк
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
Kaspi.kz 25 октября отчиталась за третий квартал 2021 года и сообщила, что покупает БТА Банк Украина. Стороны планируют завершить сделку в первой половине 2022 года. Они не разглашают сумму. По информации управляющего партнера одной из украинских M&A-компаний, знакомого с деталями сделки, цена равна капиталу банка, то есть порядка $9 млн.
БТА давно искал нового собственника. Банк ведет ограниченную операционную деятельность, у него нет отделений и маленький кредитный портфель. Его собственный капитал на 1 сентября – 231 млн грн, обязательства – около 315 млн грн, убыток – 25 млн грн. В НБУ пока не получали документов от Kaspi на покупку БТА, но знают о подготовке сделки, рассказал собеседник Forbes в правлении Нацбанка.
Это вторая покупка Kaspi.kz в Украине в этом году. Kaspi Pay, дочерняя компания Kaspi.kz, 8 октября завершила сделку по приобретению местной платежной компании Portmone Group. По данным Forbes, Portmone стоила около $15 млн. Эти две сделки связаны: БТА Банк заинтересовал Kaspi лицензией, необходимой для дальнейшего развития Portmone. Имея банковскую лицензию и платежные лицензии Portmone Group, Kaspi планирует повторить успех своего «суперприложения» Super App в Украине. «Это позволит нам запустить финтехпродукты, открывать мобильные кошельки, счета и прочее», – пишет руководство Kaspi в финотчете.
Super App Kaspi – это приложение, в котором объединены онлайн-торговля, финтех- и платежные сервисы. Им пользуются 10,8 млн человек из 18,5 млн населения Казахстана. Доход компании за девять месяцев 2021 года – $1,52 млрд, половину генерирует финтех, 29% – платежи, 21% – маркетплейс. Из-за такой диверсификации Kaspi.kz считают казахским сочетанием украинского необанка monobank и ритейлера Rozetka. Также в экосистему Kaspi входит платформа Kaspi Smart Logistics, которая за последний год нарастила объем доставок на 138%. «У Kaspi сейчас все: от кредитов и депозитов до штрафов и уплаты налогов, – рассказывает Расул Рысмамбетов, финансовый эксперт из Казахстана. – Их приложение действительно можно назвать суперприложением».
В октябре 2020-го Kaspi вышла на Лондонскую фондовую биржу. В момент выхода на IPO рыночная капитализация компании оценивалась в $6,5 млрд, по состоянию на конец октября капитализация компании выросла до $23 млрд. Таким образом, состояние Вячеслава Кима и Михаила Ломтадзе, владеющих по 25% и 23% компании соответственно, можно оценить в около $5 млрд.
Планы у Kaspi в Украине
Экспансию можно объяснить попыткой найти новые точки роста, считает Елена Коробкова, глава Независимой ассоциации банков Украины. «Рынок электронной коммерции в сочетании с финансовыми сервисами (по удобной оплате и быстрому кредитованию) и будет основной целью компании в Украине», – говорит Коробкова. Рысмамбетов полагает, что украинский рынок может стать для Kaspi плацдармом для экспансии в Восточной Европе.
Предпосылки для этого есть. Компания с прошлого года наращивает присутствие в своем регионе, купив несколько финансовых компаний и сервисов в Азербайджане и Узбекистане. В Казахстане Kaspi поглотила сервис по покупке билетов Santufei.
Украина, согласно отчету компании за второй квартал, заинтересовала финтехгиганта низким проникновением цифровых платежей и перспективой электронной коммерции: 44% украинцев снимают деньги со своих банковских счетов и расплачиваются наличкой; доля онлайн-продаж – не более 8% от всей розничной торговли, и 15% покупателей все равно оплачивают заказ наличными курьеру. При этом Kaspi отмечает высокий уровень пользования смартфонами, которые есть у 70% пользователей.
Kaspi.kz не исключает перенос R&D центра Kaspi.kz в Украину.
Трансформация финансового рынка Украины
Приход такого игрока означает, что рынок платежных услуг в Украине на высоком уровне, говорит Елена Коробкова. Но чтобы повторить казахстанскую бизнес-модель в Украине, банковских и платежных лицензий будет недостаточно, полагает Андрей Кривошапко, СЕО NovaPay. «Необходимы решения для торговли и логистики: маркетплейс и логистический оператор или курьерская служба», – говорит Кривошапко.
Сильные конкуренты поджидают Kaspi практически во всех сегментах, где он работает: в финансовых сервисах, в маркетплейсах и в доставке, считает Кривошапко. «Локальные игроки быстро и гибко имплементируют новшества развитых зарубежных рынков. Удивить клиентов и конкурентов будет сложно, – говорит он. – Чтобы преуспеть, Kaspi нужно предложить что-то принципиально новое». От нового игрока ждут новых концепций и идей, подтверждает Евгений Великанов, СЕО iPay.ua.
Сильные конкуренты и возможное вмешательство государства могут помешать Kaspi раскрыться в Украине, считает основатель monobank Олег Гороховский. «В платежах им придется конкурировать с полностью бесплатными платежами от «моно», – говорит он. – А в эквайринге, в котором они сильны в Казахстане, придется познать все прелести вмешательства государства в регулирование этого рынка и конкурировать не только с нами и ПриватБанком, но и с Apple Pay и Google Pay».
Ломтадзе, генеральный директор и соучредитель Kaspi.kz, отказался дать интервью Forbes о планах по развитию компании в Украине.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.