Крупнейшая онлайн-платформа Казахстана в сфере платежей, финансовых технологий и маркетплейсов Kaspi.kz купила БТА Банк Украина, «дочку» казахстанского БТА Банка. Сумма сделки может составлять около $9 млн. Зачем казахстанскому единорогу украинский банк
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Kaspi.kz 25 октября отчиталась за третий квартал 2021 года и сообщила, что покупает БТА Банк Украина. Стороны планируют завершить сделку в первой половине 2022 года. Они не разглашают сумму. По информации управляющего партнера одной из украинских M&A-компаний, знакомого с деталями сделки, цена равна капиталу банка, то есть порядка $9 млн.
БТА давно искал нового собственника. Банк ведет ограниченную операционную деятельность, у него нет отделений и маленький кредитный портфель. Его собственный капитал на 1 сентября – 231 млн грн, обязательства – около 315 млн грн, убыток – 25 млн грн. В НБУ пока не получали документов от Kaspi на покупку БТА, но знают о подготовке сделки, рассказал собеседник Forbes в правлении Нацбанка.
Это вторая покупка Kaspi.kz в Украине в этом году. Kaspi Pay, дочерняя компания Kaspi.kz, 8 октября завершила сделку по приобретению местной платежной компании Portmone Group. По данным Forbes, Portmone стоила около $15 млн. Эти две сделки связаны: БТА Банк заинтересовал Kaspi лицензией, необходимой для дальнейшего развития Portmone. Имея банковскую лицензию и платежные лицензии Portmone Group, Kaspi планирует повторить успех своего «суперприложения» Super App в Украине. «Это позволит нам запустить финтехпродукты, открывать мобильные кошельки, счета и прочее», – пишет руководство Kaspi в финотчете.
Super App Kaspi – это приложение, в котором объединены онлайн-торговля, финтех- и платежные сервисы. Им пользуются 10,8 млн человек из 18,5 млн населения Казахстана. Доход компании за девять месяцев 2021 года – $1,52 млрд, половину генерирует финтех, 29% – платежи, 21% – маркетплейс. Из-за такой диверсификации Kaspi.kz считают казахским сочетанием украинского необанка monobank и ритейлера Rozetka. Также в экосистему Kaspi входит платформа Kaspi Smart Logistics, которая за последний год нарастила объем доставок на 138%. «У Kaspi сейчас все: от кредитов и депозитов до штрафов и уплаты налогов, – рассказывает Расул Рысмамбетов, финансовый эксперт из Казахстана. – Их приложение действительно можно назвать суперприложением».
В октябре 2020-го Kaspi вышла на Лондонскую фондовую биржу. В момент выхода на IPO рыночная капитализация компании оценивалась в $6,5 млрд, по состоянию на конец октября капитализация компании выросла до $23 млрд. Таким образом, состояние Вячеслава Кима и Михаила Ломтадзе, владеющих по 25% и 23% компании соответственно, можно оценить в около $5 млрд.
Планы у Kaspi в Украине
Экспансию можно объяснить попыткой найти новые точки роста, считает Елена Коробкова, глава Независимой ассоциации банков Украины. «Рынок электронной коммерции в сочетании с финансовыми сервисами (по удобной оплате и быстрому кредитованию) и будет основной целью компании в Украине», – говорит Коробкова. Рысмамбетов полагает, что украинский рынок может стать для Kaspi плацдармом для экспансии в Восточной Европе.
Предпосылки для этого есть. Компания с прошлого года наращивает присутствие в своем регионе, купив несколько финансовых компаний и сервисов в Азербайджане и Узбекистане. В Казахстане Kaspi поглотила сервис по покупке билетов Santufei.
Украина, согласно отчету компании за второй квартал, заинтересовала финтехгиганта низким проникновением цифровых платежей и перспективой электронной коммерции: 44% украинцев снимают деньги со своих банковских счетов и расплачиваются наличкой; доля онлайн-продаж – не более 8% от всей розничной торговли, и 15% покупателей все равно оплачивают заказ наличными курьеру. При этом Kaspi отмечает высокий уровень пользования смартфонами, которые есть у 70% пользователей.
Kaspi.kz не исключает перенос R&D центра Kaspi.kz в Украину.
Трансформация финансового рынка Украины
Приход такого игрока означает, что рынок платежных услуг в Украине на высоком уровне, говорит Елена Коробкова. Но чтобы повторить казахстанскую бизнес-модель в Украине, банковских и платежных лицензий будет недостаточно, полагает Андрей Кривошапко, СЕО NovaPay. «Необходимы решения для торговли и логистики: маркетплейс и логистический оператор или курьерская служба», – говорит Кривошапко.
Сильные конкуренты поджидают Kaspi практически во всех сегментах, где он работает: в финансовых сервисах, в маркетплейсах и в доставке, считает Кривошапко. «Локальные игроки быстро и гибко имплементируют новшества развитых зарубежных рынков. Удивить клиентов и конкурентов будет сложно, – говорит он. – Чтобы преуспеть, Kaspi нужно предложить что-то принципиально новое». От нового игрока ждут новых концепций и идей, подтверждает Евгений Великанов, СЕО iPay.ua.
Сильные конкуренты и возможное вмешательство государства могут помешать Kaspi раскрыться в Украине, считает основатель monobank Олег Гороховский. «В платежах им придется конкурировать с полностью бесплатными платежами от «моно», – говорит он. – А в эквайринге, в котором они сильны в Казахстане, придется познать все прелести вмешательства государства в регулирование этого рынка и конкурировать не только с нами и ПриватБанком, но и с Apple Pay и Google Pay».
Ломтадзе, генеральный директор и соучредитель Kaspi.kz, отказался дать интервью Forbes о планах по развитию компании в Украине.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.