Матеуш Талпаш, генеральний директор SmartLunch
Категория
Компании
Дата

Девять лет назад у Матеуша Талпаша была только идея и огромные амбиции. Сейчас его кейтеринг-компания SmartLunch работает по всей Польше и генерирует свыше 100 млн злотых выручки. Как ему это удалось?

Матеуш Талпаш, генеральный директор SmartLunch, источник: SmartLunch

Когда Матеуш Талпаш был студентом, он продал свой автомобиль, чтобы финансировать собственный бизнес по доставке обедов. Сегодня его компания SmartLunch работает по всей Польше, приносит многомиллионные выручки и имеет большие планы на будущее. Forbes Polska узнал больше о пути продвижения этой кейтеринговой компании.

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Инновационный стартап не обязательно должен быть связан с индустрией высоких технологий или цифровых услуг. Иногда даже лучше, когда бизнес-модель основана на традиционных потребностях потребителей в реальном мире, а инновационные технологии просто упрощают их удовлетворение. Примером такого стартапа является SmartLunch, доставляющий обеды для работников разных компаний. Питание софинансируется работодателями, поэтому является формой льгот для работников.

Альтернатива корпоративной столовой

В Польше льготы на питание на работе не слишком распространены, но набирают популярность. Особенно часто работодатели решают открыть столовую для сотрудников заводов или других промышленных объектов, расположенных далеко от магазинов и заведений питания. Еда влияет на производительность, благосостояние и здоровье работников, поэтому в интересах работодателя обеспечить их питанием.

Однако стоимость строительства и оснащения столовой обходится в несколько миллионов злотых, а еще нужно подписать долгосрочный контракт с оператором, который будет ее обслуживать. Все эти затраты и усилия могут оказаться бесполезными, если кухня окажется не по вкусу людям.

И здесь на помощь приходит SmartLunch со своим сервисом, а именно маркетплейсом, соединяющим местные заведения питания с предприятиями. Работодатели подписывают договор со стартапом и выставляют единый счет на субсидирование питания своим работникам. В то же время они избегают расходов, связанных с содержанием столовой. Сотрудники же могут вкусно и дешево поесть.

Некоторые компании работают по модели ежедневной льготы, по которой работник стандартно получает скидку в 7–8 злотых на питание. Если он не покупает еду в этот день, то сумма теряется. Также существует ежемесячная модель, согласно которой работник получает определенную сумму на один месяц. Обычно работодатели ориентируются на сумму пособия на питание, устанавливаемую Управлением социального страхования и которое в настоящее время составляет 300 злотых. В этой модели у нас больше пространства, чтобы предлагать бесплатные обеды работникам», – объясняет Матеуш Талпаш, соучредитель и генеральный директор SmartLunch.

SmartLunch

Иллюстративное фото обедов SmartLunch, источник: SmartLunch

Сотрудники компаний могут заказать еду в приложении, на сайте или в Smartbox, специальном устройстве, устанавливаемом на рабочем месте. Еда доставляется курьером или ее кладут в Lunchomat, устройство, похожее на почтоматы, откуда работник может взять горячую еду в удобное время.

Важно, что доступные блюда обычно поступают из нескольких ресторанов, меню регулярно меняется, а продвинутые алгоритмы помогают в его разработке. Идея в том, чтобы еда не надоела, а сотрудники были удовлетворены и пользовались сервисом.

План, похоже, работает. В этом году компания продала свой 20-миллионный обед. SmartLunch понадобилось семь лет, чтобы достичь первых 10 млн, а на вторую десятку ушло полтора года. За последние 12 месяцев компания выступила посредником в продаже блюд на сумму более 100 млн злотых 500 компаниям по всей Польше.

Средняя оценка блюд, доставленных SmartLunch, составила 4,42 по пятибалльной шкале. В 2022 году стартап принес 86,2 млн злотых выручки, а с июля 2022-го по июнь 2023-го – уже целых 111,3 млн злотых.

Однако начало этой компании было не из простых, и судьба этого бизнеса была под большим вопросом.

SmartLunch

Фасовка обедов в SmartLunch, источник: SmartLunch

Трудное начало бизнеса

Как признается Матеуш Талпаш, идея создания Lunchomat родилась несколько случайно. Все началось с его первой работы в акселераторе для стартапов в Wrocławski Park Technologiczny. Там же он получил опыт и понимание стартап-индустрии, а заодно узнал бизнес с точки зрения предпринимателей.

В то время он был студентом факультета менеджмента Вроцлавского университета экономики и бизнеса, а в будущем хотел создавать мобильные приложения. Однако вдохновение для открытия собственного дела пришло с неожиданной стороны – повседневные проблемы с питанием на работе.

«В Wrocławski Park Technologiczny было несколько ресторанов, но надо было найти время сходить в них. Однако существовала компания, предлагавшая питание сотрудникам со скидкой, которую покрывали работодатели. Проблема заключалась в том, что она работала очень аналогово: заказы записывались в блокнот, что было сложно как для людей, собиравших заказ, так и для бухгалтерии и расчетов. Так что у меня возникла идея предложить этой компании лучшее решение», – вспоминает Талпаш.

Он приступил к реализации идеи с юношеским энтузиазмом, вместе со своим партнером Радославом Бартелой и солидным бизнес-планом. Через несколько месяцев после основания стартапа, в июле 2014 года, им удалось получить 80 000 злотых финансирования от акселератора RST LIFT-OFF.

SmartLunch

Сотрудники SmartLunch, источник: SmartLunch

«Когда мы принимали инвестиционное решение с партнерами по RST, не было ни компании, ни бизнес-модели, ни первого клиента, ни даже продукта, то есть технологии. Единственное, что там было, это лидер и идея того, что компаниям нужен инструмент для автоматизации процесса заказа и расчетов за еду для сотрудников», – говорит Томаш Попов, один из инвесторов SmartLunch.

За месяц стартап подписал предварительное соглашение об инвестировании с фондом, который должен был дать SmartLunch еще 800 000 злотых. Деньги должны были пойти на создание программы, интегрированной с существующими на рынке системами управления персоналом и начислением заработной платы. После обсуждений с потенциальными клиентами в конце 2014 г. был создан тестовый продукт.

И вот здесь начались первые серьезные проблемы. Тесты прошли плохо. Несмотря на расходы в 120 000 злотых, ПО нужно было доработать. Кроме того, инвестиции утихли за одну ночь.

«Незадолго до Рождества, 20 декабря 2014 года, мы узнали, что фонд, который должен был инвестировать в нас, не будет запускаться и инвестировать ни в один проект. Мы остались без финансовой поддержки, и вместо обещанных 800 000 злотых у нас оказался долг в размере 40 000 злотых первому инвестору, никаких шансов на успех без изменений в ПО и денег на текущую деятельность компании», – рассказывает Талпаш.

Однако вместе с Радославом Бартелой они решили, что так просто не сдадутся. Они приостановили выплату заработной платы и начали искать выход из тупика.

Без авто, зато с компанией

«У Матеуша было всё, чтобы выиграть, и нечего терять. С первого дня он проявлял инициативу, много работал и не задавал вопросов типа: «Какая у меня зарплата?». Скорее: «Как мы можем сделать ПО более быстрым?» Начало было непростым, и когда даже я начал отчаиваться, Матеуш продал свой Passat 1.6 TDI 2005 года и вложил 25 000 злотых, полученных за него, в покупку техники. Это, по моему мнению, и есть лидерство. Ему тогда было 22 года, и он еще даже не закончил бакалавриат», – говорит Томаш Попов.

Неожиданно удачным решением оказалось изменение целевого рынка. Вместо «белых воротничков» они решили нацелиться на производственные предприятия. Первым клиентом, с которым они наладили сотрудничество, стал завод Bombardier во Вроцлаве. Смена бизнес-модели стала именно тем, что требовалось.

«В настоящее время мы работаем во всех воеводствах. Для крупных компаний с заводами по всей Польше, мы можем предложить внедрение нашего решения на всех объектах одновременно. Мы также общаемся с международными компаниями, которые слышат хорошие отзывы о нас от сотрудников, поэтому международный рост для нас будет органичным следующим шагом. Мы планируем выйти на рынки Литвы или Венгрии», – говорит Талпаш.

SmartLunch

SmartLunch работает во всех воеводствах Польши, источник: SmartLunch

«Мы инвестировали в студента третьего курса, у которого была идея и желание искать решение. Сегодня мы являемся инвестором стремительно развивающейся компании, а ее руководителям чуть за 30. Впереди у них лучшие годы достижения результатов, а их компания уже большая по польским меркам», – говорит Попов.

На строительство SmartLunch ушло около 7,5 млн злотых. В компанию инвестировали LF Accelerator (пополам Томаш Попов и RST) и владелец одного из первых заводов, который стал клиентом SmartLunch.

В 2023 году компания может стать прибыльной: по словам Талпаша, в последнем квартале они зафиксировали полмиллиона злотых прибыли. Во время спада на рынке технологий инвесторы начали ценить прибыльные стартапы, чем и намерены воспользоваться SmartLunch в дальнейшем развитии.

«Во время следующего раунда инвестиций мы планируем привлечь несколько десятков миллионов злотых. Эти средства пойдут на маркетинг и сбыт, а также развитие технологий и начало зарубежных операций. Наш отдел развития продукта постоянно создает решения, которые позволят нам обеспечивать здоровыми, вкусными и дешевыми блюдами не тысячи, а миллионы пользователей», – заявляет Талпаш.

Амбициозно. Но, в конце концов, удача улыбается смелым.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине