Польские энтузиасты биометрических технологий Даниэль Яжомб и Радослав Руда не отказались от идеи создать технологию осуществления платежей с помощью глаз, даже когда все говорили, что это нечто из области фантастики. Их настойчивость принесла результаты в Польше, а вскоре PayEye выйдет на международный рынок. Первыми попытаются завоевать США и ОАЭ. Историю стартапа рассказывает Forbes Polska.
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Как-то в 2018 году Даниэль Яжомб и его друг Радослав Руда обедали в ресторане и поняли, что забыли дома кошельки. Тогда технология Apple Pay только распространялась, и не была так популярна, как сейчас. В тот момент Яжомб задумался, что технологии так быстро развиваются, а нам все еще нужно носиться с какими-то предметами, без которых невозможно сделать закупки. Именно так родилась идея платежей посредством сканирования радужки глаза.
Потребовалось пять лет, чтобы разработать эту передовую технологию и сопутствующую экосистему, получить лицензии и сертификаты, заручиться доверием партнеров и запустить пилотные проекты. Уже год продолжаются коммерческие операции компании в Польше: с помощью глаз можно рассчитаться более чем в 200 заведениях, хотя в основном во Вроцлаве, где живут сами основатели.
Теперь компания готовится к запуску пилотного проекта в США, где уже собрана команда местного подразделения, а коммерческие сделки планируют на этот год. Кроме того, в следующем году предстоит запуск «пилота» в Дубае.
PayEye уже сотрудничает с крупнейшими в мире эмитентами кредитных карт — Visa и Mastercard, компанией платежных решений IT Card, а также завершает интеграцию с американской платежной компанией Stripe, работающей более чем в 100 странах.
У стартапа несколько источников финансирования:
- первые инвестиции соучредителей, которые составили более €1 млн;
- бизнес-ангел вложил €1 млн;
- €3 млн субсидий от ЕС;
- почти €5 млн от лихтенштейнского фонда Colters Capital;
- на финальном этапе соглашение с еще одним фондом на «несколько миллионов евро».
Как рассчитываться с помощью глаз
При регистрации в приложении (и дополнительно в терминале при первом платеже в магазине) лицу и глазам пользователя предоставляют биометрический код, являющийся эквивалентом бесконтактной формы оплаты с помощью телефона. В магазинах, принимающих оплату с помощью глаз, есть специальный терминал с ридером, который разработала и собрала PayEye. В сентябре выйдет последняя версия терминала компании, принимающего платежи с помощью карт, бесконтактно и посредством глаз.
Терминал сканирует ваши глаза и лицо, чтобы подтвердить вашу личность, для этого нужно смотреть на конкретные точки на терминале в течение 0,9 секунды. Взгляд должен быть целенаправленным и на конкретном расстоянии во избежание «случайных транзакций». В первую очередь сканируют глаза, а сканирование лица – это дополнительная проверка для большей безопасности. Далее искусственный интеллект решает, достаточно ли было биометрической идентификации. Если по какой-либо причине ее недостаточно (например, волосы закрывают глаза или очки грязные), пользователя попросят ввести пин-код.
«В радужной оболочке глаза примерно 250 уникальных черт, а на лице – около 500. Все эти черты закодируются в уникальный токен PayEyeCode, – объясняет Радослав Руда, главный технологический директор PayEye. – Мы не храним фото, а только специально запрограммированный токен, который привязывается к определенным платежным картам».
Ни Яжомб, ни Руда не являются программистами, но их всегда интересовали инновационные технологии. Биометрия увлекла Яжомба, когда он купил себе iPhone 5S и был шокирован возможностью разблокировать телефон отпечатком пальца.
Во время того судьбоносного обеда друзья загуглили «биометрические платежи» и увидели, что такие уже есть и они доступны в Китае, где впервые расплатились с помощью лица в KFC в 2017-м. Яжомб и Руда знали, что Китай не выйдет с такой технологией на рынки США и Европы, так как китайским компаниям не доверяют из-за вероятности шпионажа и незаконного хранения данных. Предпринимателей увлекла возможность распространить в мире эту инновацию. Вскоре они полетели в Шанхай, чтобы увидеть технологию в действии.
Руда рассказал, что тогда они наткнулись с большим количеством научной информации о глазе, который является наиболее уникальным биометрическим идентификатором. Черты лица меняется с возрастом, в результате хирургических процедур или изменения прически. Глаз остается тем же самым от рождения и до смерти, но даже у близнецов они разные, объясняет Руда.
Уверенность в собственной идее
Нелегко было собрать команду программистов, потому что в начале большинство деятелей индустрии говорили что-то типа: «Да ну вас, это не сработает. Google, Amazon и Apple уже, вероятно, работают над этой технологией и оставят вас далеко позади». Но Яжомб был убежден, что с таким настроением мир никогда не достигнет прогресса, поэтому решил рискнуть.
Яжомб работал в автомобильной индустрии более 20 лет, в том числе в шоурумах BMW и Porsche. Со многими успешными людьми он занимался разными проектами: от производства окон и масла из печени акулы до ресторанов и недвижимости. Он решил искать контакты на бизнес-конференциях, а также пригласил экспертов из иностранных компаний. Сегодня команда PayEye насчитывает более 100 сотрудников.
Пилотный запуск друзья-предприниматели планировали начать в марте 2020-го с большой кампании во Вроцлаве. Однако пандемия и локдаун разрушили эти планы. Яжомб и Руда закачали рукава, надели маски, взяли рюкзаки с терминалами и пошли от заведения к заведению убеждать продавцов попробовать платежную инновацию PayEye.
«В мире платят все. Если удастся сделать этот процесс даже более удобным, чем платежи по телефону, то новинку подхватят повсюду в мире», – считает Даниэль Яжомб, соучредитель и президент PayEye.
Место назначения: США
Соединенные Штаты стали первым рынком для распространения, так как он сравнительно неразвит в отношении платежей (бесконтактные платежи картой – редкость, не говоря уже о бесконтактных с помощью телефона) и в то же время огромен. Но была и другая причина.
«Наша цель – вывести компанию на Нью-Йоркскую фондовую биржу, поэтому американский рынок для нас важен», – объясняет Яжомб.
«А в Дубае есть все самое новое, лучшее и яркое, – добавил он. – Там еще нельзя расплатиться лицом, потому что такой способ оплаты исключает женщин. А вот для платежей с помощью глаз хиджаб или никаб не препятствуют».
Правда, в дубайской версии технологии не будет дополнительной верификации с помощью сканирования лица.
Конкуренты и другие препятствия
Биометрические платежи развиваются все быстрее и быстрее, а новые проекты такого рода появляются во всем мире. В основе таких инициатив лежит преимущественно сканирование лица, но есть несколько технологий, связанных с радужкой.
Среди крупнейших компаний можно назвать Amazon, разработавшую платежную технологию AmazonOne, основанную на сканировании сосудов на руке.
По словам экспертов и деятелей индустрии, для распространения подобных технологий нужно будет решить следующие вопросы.
- Создание рыночного эталона.
- Привлечение крупных партнеров, например торговых сетей.
- Дополнительные расходы, чтобы заменить старые терминалы на новые. Что касается крупных сетей, эти расходы будут немалыми.
- Убедить потребителей передать свои данные системе, которую, в отличие от личных гаджетов, они контролировать не могут.
PayEye ищет и другие источники доходов. В этом году предстоит премьера девайса биометрической идентификации личности для входа в офисы или дома. А в «близком будущем планируется выход и других модулей с биометрической идентификацией», – говорит Яжомб.
PayEye надеется, что продажа терминалов тоже принесет деньги. Параллельно компания разрабатывает платежи для е-торговли, которые дают ей чуть более высокую маржу, чем примерно 0,1%, которую она получает из транзакций в обычных магазинах.
«Мы готовимся к сотрудничеству с еще одним ведущим мировым эмитентом карт. Наша стратегическая цель – через пять лет иметь больше транзакций в Польше, чем BLIK, и распространить нашу технологию в мире», – рассказывает Яжомб.
Продажа рекламы в приложении обещает давать высокую маржу. PayEye хочет превратить свое приложение в международное сообщество и маркетплейс, которые будут объединять продавцов и покупателей, пользующихся его технологией как онлайн, так и офлайн.
Яжомб называет это «Instagram для предпринимателей», где продавцы могут персонализировать предложения и общение с клиентами. А покупатели получат возможность просматривать разные магазины онлайн, создавать карту любимых мест и использовать персональные предложения – Spotify для покупателей.
Яжомб надеется, что PayEye станет прибыльным через 5–6 лет. На принятие технологии нужно время, ведь она не обязательна для использования, а является лишь удобным решением, которое приятно иметь в своем арсенале инструментов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.