Польський стартап PayEye кинув виклик Google, Apple і Amazon та першим у світі розробив технологію платежів за допомогою очей. /Getty Images
Категория
Инновации
Дата

Польский стартап PayEye бросил вызов Google, Apple и Amazon и первым в мире разработал технологию платежей с помощью глаз. Как изобретатели завоевывают рынок. Рассказывает Forbes Polska

6 хв читання

Польский стартап PayEye бросил вызов Google, Apple и Amazon и первым в мире разработал технологию платежей с помощью глаз. Фото адаптировано с помощью ИИ. Фото Getty Images

Польские энтузиасты биометрических технологий Даниэль Яжомб и Радослав Руда не отказались от идеи создать технологию осуществления платежей с помощью глаз, даже когда все говорили, что это нечто из области фантастики. Их настойчивость принесла результаты в Польше, а вскоре PayEye выйдет на международный рынок. Первыми попытаются завоевать США и ОАЭ. Историю стартапа рассказывает Forbes Polska.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Как-то в 2018 году Даниэль Яжомб и его друг Радослав Руда обедали в ресторане и поняли, что забыли дома кошельки. Тогда технология Apple Pay только распространялась, и не была так популярна, как сейчас. В тот момент Яжомб задумался, что технологии так быстро развиваются, а нам все еще нужно носиться с какими-то предметами, без которых невозможно сделать закупки. Именно так родилась идея платежей посредством сканирования радужки глаза.

Потребовалось пять лет, чтобы разработать эту передовую технологию и сопутствующую экосистему, получить лицензии и сертификаты, заручиться доверием партнеров и запустить пилотные проекты. Уже год продолжаются коммерческие операции компании в Польше: с помощью глаз можно рассчитаться более чем в 200 заведениях, хотя в основном во Вроцлаве, где живут сами основатели.

Теперь компания готовится к запуску пилотного проекта в США, где уже собрана команда местного подразделения, а коммерческие сделки планируют на этот год. Кроме того, в следующем году предстоит запуск «пилота» в Дубае.

PayEye уже сотрудничает с крупнейшими в мире эмитентами кредитных карт — Visa и Mastercard, компанией платежных решений IT Card, а также завершает интеграцию с американской платежной компанией Stripe, работающей более чем в 100 странах.

У стартапа несколько источников финансирования:

  • первые инвестиции соучредителей, которые составили более €1 млн;
  • бизнес-ангел вложил €1 млн;
  • €3 млн субсидий от ЕС;
  • почти €5 млн от лихтенштейнского фонда Colters Capital;
  • на финальном этапе соглашение с еще одним фондом на «несколько миллионов евро».

Как рассчитываться с помощью глаз

При регистрации в приложении (и дополнительно в терминале при первом платеже в магазине) лицу и глазам пользователя предоставляют биометрический код, являющийся эквивалентом бесконтактной формы оплаты с помощью телефона. В магазинах, принимающих оплату с помощью глаз, есть специальный терминал с ридером, который разработала и собрала PayEye. В сентябре выйдет последняя версия терминала компании, принимающего платежи с помощью карт, бесконтактно и посредством глаз.

Как рассчитываться с помощью глаз? Видео PayEye

Терминал сканирует ваши глаза и лицо, чтобы подтвердить вашу личность, для этого нужно смотреть на конкретные точки на терминале в течение 0,9 секунды. Взгляд должен быть целенаправленным и на конкретном расстоянии во избежание «случайных транзакций». В первую очередь сканируют глаза, а сканирование лица – это дополнительная проверка для большей безопасности. Далее искусственный интеллект решает, достаточно ли было биометрической идентификации. Если по какой-либо причине ее недостаточно (например, волосы закрывают глаза или очки грязные), пользователя попросят ввести пин-код.

«В радужной оболочке глаза примерно 250 уникальных черт, а на лице – около 500. Все эти черты закодируются в уникальный токен PayEyeCode, – объясняет Радослав Руда, главный технологический директор PayEye. – Мы не храним фото, а только специально запрограммированный токен, который привязывается к определенным платежным картам».

Ни Яжомб, ни Руда не являются программистами, но их всегда интересовали инновационные технологии. Биометрия увлекла Яжомба, когда он купил себе iPhone 5S и был шокирован возможностью разблокировать телефон отпечатком пальца.

Во время того судьбоносного обеда друзья загуглили «биометрические платежи» и увидели, что такие уже есть и они доступны в Китае, где впервые расплатились с помощью лица в KFC в 2017-м. Яжомб и Руда знали, что Китай не выйдет с такой технологией на рынки США и Европы, так как китайским компаниям не доверяют из-за вероятности шпионажа и незаконного хранения данных. Предпринимателей увлекла возможность распространить в мире эту инновацию. Вскоре они полетели в Шанхай, чтобы увидеть технологию в действии.

Руда рассказал, что тогда они наткнулись с большим количеством научной информации о глазе, который является наиболее уникальным биометрическим идентификатором. Черты лица меняется с возрастом, в результате хирургических процедур или изменения прически. Глаз остается тем же самым от рождения и до смерти, но даже у близнецов они разные, объясняет Руда.

Радослав Руда, соучредитель польского стартапа PayEye /из личного архива

Радослав Руда, соучредитель польского стартапа PayEye. Фото из личного архива

Уверенность в собственной идее

Нелегко было собрать команду программистов, потому что в начале большинство деятелей индустрии говорили что-то типа: «Да ну вас, это не сработает. Google, Amazon и Apple уже, вероятно, работают над этой технологией и оставят вас далеко позади». Но Яжомб был убежден, что с таким настроением мир никогда не достигнет прогресса, поэтому решил рискнуть.

Яжомб работал в автомобильной индустрии более 20 лет, в том числе в шоурумах BMW и Porsche. Со многими успешными людьми он занимался разными проектами: от производства окон и масла из печени акулы до ресторанов и недвижимости. Он решил искать контакты на бизнес-конференциях, а также пригласил экспертов из иностранных компаний. Сегодня команда PayEye насчитывает более 100 сотрудников.

Пилотный запуск друзья-предприниматели планировали начать в марте 2020-го с большой кампании во Вроцлаве. Однако пандемия и локдаун разрушили эти планы. Яжомб и Руда закачали рукава, надели маски, взяли рюкзаки с терминалами и пошли от заведения к заведению убеждать продавцов попробовать платежную инновацию PayEye.

«В мире платят все. Если удастся сделать этот процесс даже более удобным, чем платежи по телефону, то новинку подхватят повсюду в мире», – считает Даниэль Яжомб, соучредитель и президент PayEye.

Место назначения: США

Соединенные Штаты стали первым рынком для распространения, так как он сравнительно неразвит в отношении платежей (бесконтактные платежи картой – редкость, не говоря уже о бесконтактных с помощью телефона) и в то же время огромен. Но была и другая причина.

«Наша цель – вывести компанию на Нью-Йоркскую фондовую биржу, поэтому американский рынок для нас важен», – объясняет Яжомб.

«А в Дубае есть все самое новое, лучшее и яркое, – добавил он. – Там еще нельзя расплатиться лицом, потому что такой способ оплаты исключает женщин. А вот для платежей с помощью глаз хиджаб или никаб не препятствуют».

Правда, в дубайской версии технологии не будет дополнительной верификации с помощью сканирования лица.

Даниэль Яжомб, соучредитель польского стартапа PayEye /из личного архива

Даниэль Яжомб, соучредитель польского стартапа PayEye. Фото из личного архива

Конкуренты и другие препятствия

Биометрические платежи развиваются все быстрее и быстрее, а новые проекты такого рода появляются во всем мире. В основе таких инициатив лежит преимущественно сканирование лица, но есть несколько технологий, связанных с радужкой.

Среди крупнейших компаний можно назвать Amazon, разработавшую платежную технологию AmazonOne, основанную на сканировании сосудов на руке.

По словам экспертов и деятелей индустрии, для распространения подобных технологий нужно будет решить следующие вопросы.

  1. Создание рыночного эталона.
  2. Привлечение крупных партнеров, например торговых сетей.
  3. Дополнительные расходы, чтобы заменить старые терминалы на новые. Что касается крупных сетей, эти расходы будут немалыми.
  4. Убедить потребителей передать свои данные системе, которую, в отличие от личных гаджетов, они контролировать не могут.

PayEye ищет и другие источники доходов. В этом году предстоит премьера девайса биометрической идентификации личности для входа в офисы или дома. А в «близком будущем планируется выход и других модулей с биометрической идентификацией», – говорит Яжомб.

PayEye надеется, что продажа терминалов тоже принесет деньги. Параллельно компания разрабатывает платежи для е-торговли, которые дают ей чуть более высокую маржу, чем примерно 0,1%, которую она получает из транзакций в обычных магазинах.

«Мы готовимся к сотрудничеству с еще одним ведущим мировым эмитентом карт. Наша стратегическая цель – через пять лет иметь больше транзакций в Польше, чем BLIK, и распространить нашу технологию в мире», – рассказывает Яжомб.

Продажа рекламы в приложении обещает давать высокую маржу. PayEye хочет превратить свое приложение в международное сообщество и маркетплейс, которые будут объединять продавцов и покупателей, пользующихся его технологией как онлайн, так и офлайн.

Яжомб называет это «Instagram для предпринимателей», где продавцы могут персонализировать предложения и общение с клиентами. А покупатели получат возможность просматривать разные магазины онлайн, создавать карту любимых мест и использовать персональные предложения – Spotify для покупателей.

Яжомб надеется, что PayEye станет прибыльным через 5–6 лет. На принятие технологии нужно время, ведь она не обязательна для использования, а является лишь удобным решением, которое приятно иметь в своем арсенале инструментов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд