Эра Человека | Рекордное количество работников увольняется или меняет работу. Что делают украинские компании, чтобы стать источником понимания и заботы /Фото Иллюстрация Михаил Александров
Категория
Компании
Дата

Эра Человека | Рекордное количество работников увольняется или меняет работу. Что делают украинские компании, чтобы стать источником понимания и заботы

Иллюстрация Михаил Александров

Сотрудники аутсорсинговой компании Intellias могут в любой момент прервать работу, чтобы сходить к врачу, в банк или уладить накопившиеся семейные дела. Агрохолдинг МХП содержит штат корпоративных психологов, проводит офисные медитации и разрешает сотрудникам в любое время пользоваться спортзалом или баром. AB InBev Efes выплачивает родителям в декретном отпуске полную зарплату в течение полугода и проводит бесплатный медицинский чекап.

Это только часть «плюшек», которые внедряют работодатели, чтобы иметь преимущество в привлечении и удержании талантов. Мы наблюдаем начало эры people strategy: все, что делается людьми и для людей,– это и есть бизнес, говорится в исследовании 2021 Deloitte Global Human Capital Trends. Переход организаций от выживания к процветанию зависит от их способности сместить и удержать фокус внимания на человеке: чем лучше организации будут понимать своего работника, тем больше шансов на успех.

«Организации становятся человекоцентричными», – говорит старший менеджер Deloitte Human Capital Advisory Services Яков Акулов. В кризис человек изнашивается сильнее от сверхнормативных переживаний. Для сохранения эффективности и мотивации своих сотрудников компании вынуждены бороться с выгоранием и усталостью.

В ближайшие несколько лет бизнес будет концентрироваться на перестройке процессов и структуры с фокусом на призвание и благополучие сотрудника. «Практики ментального здоровья, здоровых привычек, корпоративного благополучия становятся стандартом», – говорит управляющий директор украинского офиса Korn Ferry Роман Бондарь. «Общий успех зависит от личного прогресса и успеха каждого»,– добавляет старший вицепрезидент SoftServe направление Global Talent Operations Константин Пилипчук.

Анна Адом /Фото из личного архива

Анна Адом Фото из личного архива

Характерная черта новой реальности: по данным McKinsey, рекордное количество сотрудников увольняется или думает об этом. Только в США с апреля по сентябрь 2021 года уволилось 19 млн человек. Быстрые решения в виде повышения зарплаты, льгот и бонусов долгосрочно не работают. По сравнению с доковидным временем количество людей, сменивших работу, увеличилось на 25%, свидетельствуют данные LinkedIn. «Люди переосмыслили свой опыт и все чаще задаются вопросом, почему и для чего они работают»,– говорит HR‑директор Horizon Capital Ольга Ковальчук.

На первый план выходит возможность быть причастным к важному и большому движению, например «зеленому» курсу, или созданию продуктов, меняющих мир к лучшему»,– говорит партнер практики Аудита, руководитель направления People PwC в Украине Максим Выхованец. Для кандидата, перед которым лежит несколько офферов, важно, чтобы культура и миссия компании совпадали с его взглядами, соглашается HR‑директор Ajax Анна Сологуб. По данным KPMG, около 24% руководителей в Украине планируют инвестировать более 10% доходов в усиление устойчивого развития (в мире– около 30% руководителей).

Важное направление, которому начал уделять большее внимание украинский бизнес,– DEI (diversity, inclusion, equity). «Люди хотят работать там, где существует уважение, ценят их личности, где нет ограничения на знания, а во главе – профессиональные навыки»,– говорит директор по управлению персоналом Ferrexpo Анна Адом.

В 2019 году Адом предложила начальнику сварочного цеха Полтавского ГОКа взять на стажировку нескольких выпускниц местного горно‑строительного училища. Она и не предполагала, насколько масштабным выйдет этот эксперимент. «Сначала он не верил, что из женщины может получиться хорошая сварщица, а сейчас просит еще – поражен, с каким качеством и ответственностью они работают»,– говорит она. В «неженских профессиях» на комбинатах Ferrexpo работает около 100 женщин. Адом говорит, что продуктивность выросла на 15%. Всего в компании женщины составляют около 30% персонала, 18%– в топ‑менеджменте. Одна из целей компании– довести долю женщин на руководящих должностях до 25%. На предприятии работает школа женского лидерства Fe_Munity, обучение в которой прошли 160 сотрудниц.

В январе 2022 года начинается обучение на втором курсе школы Ferrexpo Inclusion School. В первом наборе 100 выпускников. Податься может любой управленец – от мастера до директора. На первых порах желающих пройти курс было немного. «На новый курс записалось более 200 человек. Мы спрашиваем тех, кто подал заявки: «Почему вам это интересно?» – рассказывает Адом.– 90% пишут: «Потому, что я хочу разбираться в этой теме. Я хочу понимать, кто такой человек с другими принципами жизни. И я хочу быть с этим человеком на равных». В 2021 году Ferrexpo потратило более 10 млн грн на DEI, Wellbeing и лидерские программы.

Внутреннюю перестройку украинских компаний подпитывает новая кровь, требующая нестандартных подходов. Затраты на поиск, наем и онбординг одного молодого специалиста в ритейле сопоставимы с затратами на привлечение топ‑менеджера, утверждает СЕО инвесткомпании CYFRD и молодежной бизнес‑организации L361ON Юлия Новик. «80% срезаются на этапах собеседования, еще 40% отсеиваются после испытательного срока, и только 10% остаются в компании и карьерно растут спустя год,– говорит Новик. – Время на адаптацию и погружение в рабочие процессы занимает не меньше двух месяцев».

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Для поколения Z важны гибкость в работе и чувство ownership, говорит директор по персоналу «AB InBev Efes Украина» Ольга Орел. «Запрос на прозрачность, понятность, коммуникации, – объясняет она. – Очень важно why – зачем существует компания, что она делает и что хочет этим показать». В мотивации акцент смещается на быстрые решения. «Логика такая: «Сделал хорошо – что‑то получил», – говорит Выхованец. – Молодежь не готова играть вдолгую – ее нужно постоянно мотивировать и поощрять».

Осознанность бизнеса выходит на первый план. Социальная миссия компании должна проявляться на деле, добавляет Новик. Она перечисляет важные для соискателя критерии при трудоустройстве: проактивное менторство со стороны линейных руководителей, карьерная геймификация (включает в себя соревновательные и игровые элементы), исключение дискриминации, гибкий график работы, удобное рабочее место, конкретика карьерной перспективы.

Рынок соискателя требует расширения компетенций, а значит, инвестиций в образование. 63% украинских руководителей, опрошенных Deloitte, называют в числе ключевых качеств сотрудника способность адаптироваться к переменам, переквалифицироваться и осваивать новые роли.

«Большой запрос на переквалификацию персонала,– говорит Акулов из Deloitte.– Организация должна создать систему, которая позволит людям быть адаптивными и учиться всю жизнь». В 2021 году 36% глобальных организаций увеличивали бюджеты на обучение, констатирует консалтинговая компания Gartner в исследовании 2021 State of the L&D Function Report.

Лидеры рейтинга работодателей Forbes растят специалистов, инвестируя в собственные образовательные программы и коллаборации с государственными учебными заведениями.

Роман Бондарь /Фото из личного архива

Роман Бондарь Фото из личного архива

«В 2021 году отток персонала за границу возобновился, но все же он ниже, чем в доковидные времена примерно на 5%», – говорит директор департамента корпоративной культуры и развития персонала «Метинвеста» Лилия Ткаченко. Другие причины нехватки производственных специалистов в стране – демографический кризис и низкое качество высшего образования. «Вузы и училища выпускают меньше подготовленных специалистов рабочих профессий, – говорит Ткаченко. – Кроме того, идет миграция из регионов в Киев и за рубеж».

Удовлетворить спрос должен собственный технический университет, который «Метинвест» строит в Мариуполе. Инвестиции в строительство 12‑этажного корпуса и студенческого городка – $25 млн, ежегодный бюджет проекта – минимум $5 млн. Первый набор состоится в сентябре 2022‑го. Параллельно компания вкладывает в среднеспециальное образование в регионах своего присутствия и популяризацию рабочих специальностей. «Работаем над профориентацией школьников, начиная с седьмого класса,– рассказывает Ткаченко.– Цель – удержать молодежь в регионах и заинтересовать ее рабочими профессиями».

В гонке за талантами «Эпицентр К» модифицирует процесс рекрутинга. Каждому из 300 кадровиков компании установлены KPI по оценке коммуникации с кандидатом. «Если раньше некоторые заявки оставались без ответа, сейчас мы стараемся отвечать всем и максимально оперативно», – говорит директор по управлению персоналом Ёлана Каменчук. Отдельное направление – обучение НR‑специалистов и более плотная интеграция с маркетингом и PR‑направлениями. Стандартные подходы в найме больше не работают, говорит Выхованец из PwC. Увеличивается влияние соцсетей и важность персонального бренда. Роль HR смещается от проектной деятельности к продуктовой, говорит Акулов из Deloitte.

Ajax, столкнувшийся с дефицитом инженерных кадров, увеличит бюджет на развитие персонала минимум на 30% в 2022 году. Компания открывает аналоги своей R&D‑лаборатории на базе технических вузов Киева, Харькова и Львова. Первая лаборатория заработает вКПИ. 53 начинающих менеджера Ajax уже завершили курс people management. «Это первый шаг в стратегическом направлении развития наших лидеров»,– говорит Сологуб.

Как руководителям реагировать на изменения? «Лидер все чаще играет роль визионера, который создает пространство для развития», – говорит Ковальчук. Девиз современности: больше свободы – меньше иерархии. «Задача лидера – сплотить команду вокруг большой цели, – объясняет Ковальчук. – Его заряженность– ответственность перед компанией».

Материалы по теме