Дмитрий Шимкив, глава совета директоров «Дарницы» /Дарниця
Категория
Картина дня
Дата

Корвалол, валидол и анальгин. Как переживает войну фармрынок Украины. Рассказывает Дмитрий Шимкив из «Дарницы»

Дмитрий Шимкив, глава совета директоров «Дарницы» Фото Дарниця

«Дарница» – один из крупнейших производителей лекарств в Украине. Когда началось полномасштабное вторжение, компания решила не останавливать производство. Это было небезопасно: сотрудникам приходилось работать даже во время воздушных тревог. Некоторые производственные процессы, длящиеся в течение нескольких часов, нельзя останавливать.

О том, как компания смогла в апреле выйти на довоенный уровень производства, выпустить несколько новых препаратов и сохранить сотрудников, Forbes поговорил с главой совета директоров «Дарницы» Дмитрием Шимкивым.

Интервью сокращено и отредактировано для ясности.

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

О работе компании

С начала полномасштабного вторжения непрерывная работа – наше нормальное состояние.

Проблема в том, что когда запускаете серию в производство, ее нельзя отключить. А люди нервничают: «прилетит/не прилетит». Поэтому приходилось работать в условиях светозатемнения, ракетных обстрелов.

Многие работники эвакуировались как из аптечных сетей, так и у многих производителей. У нас некоторые уехали, а сейчас вернулись. Часть уехала из Киева в села, а потом мы их эвакуировали: вытаскивали из Бучи, Мариуполя и других страшных мест. Были люди и в оккупации на севере Киевской области, кое-кому прилетело в дома. Слава богу, погибших и раненых среди сотрудников нет.

В период жестких комендантских часов продолжительность рабочих смен увеличилась с восьми до 12 часов. Одновременно в смену на заводе находятся более 300 человек. Люди приезжали с семьями: родственники – в бомбоубежище, сотрудники – на рабочем месте. У нас там проживало очень много людей, детей работников, а еще кошки, собаки.

Были случаи, когда у людей, работающих на складе, не выдерживала спина, им кололи обезболивающее и они продолжали работать. В таком режиме действовала вся команда, и я ею горжусь.

В марте производство сократилось на 40%, в апреле вышли на довоенные объемы. Даже пришлось расконсервировать отдельные производственные линии, потому что запрос на ампулы вырос. В целом ампульное производство увеличилось на 21%, инфузионных растворов – на 44%, таблеток – на 3% ниже довоенных объемов.

Структура рынка для «Дарницы» тоже изменилась. Доля госпитальных закупок в марте 2022 года выросла с около 8% до 40% портфеля. Экспорт в несколько стран Европы остался, однако сильно упал. Сейчас основной фокус – обеспечение Украины.

С 24 февраля мы также бесплатно отгрузили 1,3 млн упаковок лекарств на 108,7 млн грн. Если сюда добавить 10 000 упаковок Celox, закупленных в первые дни войны, будет еще больше.

О рынке и дефиците лекарств в аптеках

В январе рынок аптечных продаж в гривневом выражении рос на 31%, в феврале – на 45%, а в марте – спад на 11%. В апреле продажи упали примерно на 40% год к году.

Множество аптек на востоке разрушены до основания вместе с продукцией. У некоторых дистрибьюторов и других участников рынка, в частности у «Фармака», сгорели склады на крупную сумму, а лекарства, соответственно, не поставлялись в аптеки. В Киеве на 20-й день один из дистрибьюторов мог поставлять лекарство только по правому берегу, а другой – по левому.

Большая дебиторская задолженность возникла у всех. Относительно задолженности перед «Дарницей» не буду называть цифр, но это миллиардные показатели.

Сейчас ситуация улучшилась, все более-менее начали работать. Есть погашение задолженности и по производителям, и по аптечным сетям.

В первой фазе войны было открыто всего 10 000 аптек – 50% от мирного времени. По состоянию на начало апреля работало уже 80% – около 16 200.

В какой-то момент из аптек исчез L-тироксин. Спрос вырос в четыре раза. Почему? Паника. На каждом этапе производства и поставки L-тироксина Минздрав теребил всех участников по цепочке, чтобы лекарство появилось на полках.

Вообще главные причины исчезновения лекарств из аптек – ажиотаж, когда люди формировали себе запас, и волонтеры. Еще одна причина, которую мне объяснили в ВСУ: многие военные не обращаются с просьбой к руководству, поскольку если поставки идут через систему обеспечения ВСУ, следует вести учет. Когда привезли волонтеры – это мешок, из которого можно брать. Такая проблема появилась не сегодня и не только с лекарством.

О новых препаратах и росте спроса

На десятый день войны на работу вышли химики-технологи, занимающиеся разработкой препаратов непосредственно в лаборатории. Так мы полностью восстановили R&D и выполняли план вывода новых препаратов на рынок. За время войны выпущено несколько, в том числе те, которыми, надеюсь, никто никогда не воспользуется.

  • Калия йодид. Он предохраняет от абсорбирования телом радиоактивного йода при радиационном загрязнении. Выпустили более 6 млн таблеток, бесплатно отгрузили Минздраву 5,25 млн, а они уже занимались распределением по регионам.
  • Атропин. Его используют при химических атаках. «Дарница» уже произвела 2 млн ампул и еще миллион в процессе производства. Такой объем – примерно в шесть раз больше годового потребления страны. Часть закупил Минздрав, часть – более чем на 100 000 грн мы передали бесплатно. Таким образом, «Дарница» обеспечивает национальную безопасность по двум аспектам – химической и радиационной защите.
  • Дитилин. В свое время мы его производили, но отказались, поскольку раньше сырье было из РФ. Тогда замену найти не смогли. Во время войны он очень нужен и мы нашли сырье в харьковской компании «Биотек». Их производство остановилось, а сырье нам пришлось вывозить под обстрелами. Сейчас Дитилин в продаже.
  • Периндопресс Трио – кардиопрепарат для снижения и контроля АД; Декспро в гранулах – обезболивающее. Выпуск этих препаратов мы планировали еще до широкомасштабного нападения РФ.

Первыми в условиях войны стало возрастать потребление лекарств из категорий кардиологии и неврологии. В марте, по данным аналитической компании Proxima Research, кардиология по рынку выросла на 23% (+45% в продажах Дарницы), анальгетики – на 51%, психолептические средства – 56%.

Сухой закон значительно снизил спрос Медихронала, который используют при алкогольной интоксикации.

По нашим данным, вдвое выросло производство традиционных обезболивающих, таких как Кетолонг, Анальгин, Проволокатин, Диклофенак. Сильно «поднялась» кардиология – в основном препараты для контроля давления. Возросла потребность в успокоительном: все, что касается качества сна, нервных срывов, не говоря уже о корвалоле, валидоле.

О работе с Министерством здравоохранения

С 24 февраля мы постоянно ведем диалог с Минздравом. Министерство проявило себя очень профессионально: быстрота ответов, обсуждения, встречи, поиск решений.

Всю коммуникацию перевели в электронный режим, в частности, экстренную госрегистрацию лекарственных средств, продление действия регистрационных удостоверений. Приходилось решать множество нетривиальных вопросов: оплаты дистрибьюторов и сетей; объемы и производство Атропина; доставку медикаментов в Харьков или Чернигов.

Мэр Чернигова Владислав Атрошенко попросил определенный объем лекарства. Мы поняли, что в формате закупки его провести нереально, поэтому просто собрали и отгрузили бесплатно. Как отвезти медикаменты в Чернигов? Кто подпишет и отдаст накладную, ведь за такую продукцию нужно отчитаться? Затем груз ехал до Козельца, а потом на перекладных (машины, лодки и пр.). Представитель ВГА на берегу подписывал накладные, а Минздрав проверял, что лекарства доехали до больницы в городе.

Что касается вопроса погашения задолженности перед производителями и дистрибьюторами, Минздрав выполнял роль медиатора, не вмешиваясь в процесс. Нужно было подвести всех к общему пониманию, что лекарство должно быть в аптеках, а задолженность на рынке необходимо погашать. Мог ли Минздрав вмешаться и стать регулятором рынка? Да, военное положение позволяет ему это делать. Но министерство этого не сделало, а разговаривало с участниками, чтобы заработал рынок.

Как бывший политик я должен сказать, что со стороны Минздрава решения принимаются очень оперативно. Это касается не только их – скорость украинской бюрократической машины в разы выше, чем в Европе, Америке или Канаде. Сегодня мы решаем в Украине все вопросы за день, в то время как в условной Канаде это может занять 8–10 дней.

О менеджменте

В 6:20 24 февраля, когда моя жена и дети собирались, я общался с менеджерской командой «Дарницы» – координировали дальнейшие шаги. Мы понимали, что есть риски для предприятия и сотрудников – их более 1000 по всей стране.

Сначала каждый день, затем трижды в неделю проводили с менеджментом синхронизационные звонки. Можно сказать, что управление перешло в ручной режим. Я с гендиректором работал в паре, подменяя и дополняя друг друга.

С первых суток я, генеральный директор Андрей Обрезан и операционный директор Евгений Черкас находились на предприятии и спали в кабинетах. Со временем там появилось одеяло, подушка. Очень прикольно, когда вы ночуете в кабинете: с утра просыпаетесь, берете полотенце, спускаетесь в душ к охране, а люди идут через проходную на работу.

Бывали моменты, когда я довольно жестко обращался к сотрудникам: мы должны работать, несмотря на риск. При этом у них есть право выбора. Это было самое сложное.

С одной стороны, вы должны производить лекарство, потому что есть пациенты и врачи, с другой – подвергаете риску сотрудников.

С одной стороны, вы говорите дистрибьютору: «Я не отгружу, пока вы не заплатите», с другой – нужно обеспечивать поставки. Приходилось постоянно искать компромиссы.

Мы не строили сложную иерархию, а работали в динамичном режиме. При этом основная структура сохранилась: генеральный директор взаимодействует с каналами, продажами, производством; глава совета директоров занимается переговорами с властью и международными партнерами, вопросами стратегического R&D.

Однако в первый месяц войны мы занимались всем. Я развозил лекарства, доставлял почти на передовую в села. Просили отвезти лекарство ребенку, который серьезно болен, или найти необходимое лекарство.

Лидерство – это быть вовлеченным и искать решения.

Не носить корону, потому что если необходимо отвезти лекарство, то надо сесть и ехать. Мы все здесь, это наша страна, мы готовы ее защищать в любых условиях.

Перестройка бизнеса после войны

Для нас экспорт – один из приоритетов. Он нужен и стране, потому что это поступление валюты.

«Дарница» интересна тем, что является крупнейшим производителем по объему продукции. Сейчас уже и по объему продаж. Мы имеем возможность производить 600 млн упаковок в год, а значит, способны удовлетворить не только Украину, но и регион.

При этом мы с 2015 года остановили все продажи в Россию. Когда война закончится нашей победой, не видим бизнес-возможностей на территориях, где население поддерживает геноцид против украинцев.

Именно производственная культура и объемы производства позволили нам получить возможность производить противоковидные лекарства Pfizer и мРНК вакцину в рамках программы ВОЗ. По этим направлениям мы будем работать на развивающихся рынках. Увеличение возможностей, новых технологий и развитие украинской фармы – наш приоритет.

Украина уже является IТ-хабом. Уверен, что она станет и фармацевтическим хабом – до войны у нас было 113 фармзаводов. Большинство из них новые. То же касается и военно-промышленного производства для региона.

Многие ждут возвращения страны до 24 февраля и не могут принять, что этого не произойдет.

В бизнесе то же самое: не будет бизнеса как до войны, будет бизнес во время и после войны.

Думаем и работаем нарративами настоящего. Смотрим в будущее в условиях послевоенного времени, но никак не в форматах, которые были до войны.

Это психологическое развитие, которое я прохожу с командой, семьей. Когда приходит примирение со случившимся, дальше ищешь решение. Не мы начинали эту войну, но нам жить во времена войны и после нее. Это реальность.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине