Из России ушло почти полтысячи международных компаний. Но среди них нет гигантов фармрынка. Их аргумент – «наше лекарство незаменимо, будут умирать простые россияне». Это не так, доказала группа украинских фармацевтов и провизоров. В РФ не выпускают только 3% действующих веществ, из которых производят лекарства.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
«Прекращение доставки лекарств… приведет к значительным страданиям пациентов и потенциальной потере жизни, особенно среди детей и пожилых людей», – написал в середине марта в своем пресс-релизе один из крупнейших мировых фармпроизводителей Pfizer, объясняя, почему компания не остается в России, несмотря на агрессию против Украины. Похожая позиция у более чем полусотни мировых фармгигантов, подсчитали в Центре противодействия дезинформации при СНБО. И у всех схожий аргумент: «Мы остаемся на российском рынке, потому что не хотим оставлять россиян без жизненно важных препаратов».
Однако, как исследовала группа украинских волонтеров под руководством Тараса Потичного (он глава направления по развитию в Liki24), выход мировых фармкомпаний не оставит россиян без жизненно важных препаратов. «Если взять все действующие вещества лекарства, кроме тех, которые не производят в РФ и не поставляют, то получится 3% веществ, которые являются незаменимыми», – говорит он. Действующее вещество – главная составляющая лекарства.
Тарас Потичный, 31, провизор по образованию, придумал и основал проект (с рабочим названием Pharmagate) в середине марта, когда услышал заявления мировых фармкомпаний о том, что они не могут уйти из РФ из-за заботы о простых людях. По его словам, эта волонтерская история начиналась как классический стартап: присоединился ближайший круг друзей по профессии фармацевты и провизоры.
За месяц группа из пяти волонтеров проанализировала около 6937 лекарственных средств, в состав которых входят 666 действующих веществ. Это препараты, производимые мировыми фармкомпаниями. Также волонтеры исследовали российские лекарства, которые имеют такие же действующие вещества. В итоге обнаружили, какого именно лекарства не хватит российским пациентам, если мировые фармкомпании не будут продавать свои препараты в России.
Результаты поразили. Только 87 из 666 действующих веществ не производятся на территории РФ. Это 13%.
Но если отминусовать от них те вещества, которые не зарегистрированы в РФ, а значит, не могут быть использованы, цифра уменьшится до около 20 наименований. Это 3%.
Цифры – оружие
Эти данные Потичный с единомышленниками собирается использовать, чтобы развернуть кампанию давления на мировых фармгигантов. Следующим этапом работы станут обращения к акционерам и топ-менеджерам с призывом прекратить продавать незаменимое лекарство в РФ, объясняет Потичный. Эти цифры, по его мнению, аргумент, с которым можно сражаться против стейтментов гигантов фарминдустрии. Приобщиться к работе он призывает всех небезразличных.
Существенное сворачивание бизнеса мировых фармкомпаний оставит государство-агрессора без их налогов, а также создаст нагрузку на бюрократический аппарат, считает топ-менеджер Liki24. «Надо будет переписать тендеры, документацию под свое производство, – объясняет он. – То есть потратить бюрократический ресурс. И это тоже важное влияние, которое мы хотим получить».
Сейчас у Потичного приоритетный список из 25 европейских и американских фармкомпаний, со временем его хотят расширить, добавив индийских и китайских производителей.
В большой фарме пока не было публичных войн украинских офисов с их материнскими компаниями, вроде тех, которые шли в Aushan или Leroy Merlin.
Однако на корпоративном уровне идет дискуссия. «Мой месседж [к материнской компании] – вы боитесь быть первыми, кто выйдет, а стоит бояться, что будете последними», – говорит на условиях анонимности руководитель украинского представительства крупной международной фармкорпорации. По мнению собеседника, мировая фарма близка к тому, чтобы уйти из России, и исследование Потичного может стать веским аргументом. «Основная причина неуступчивости фармкомпаний – они не хотят терять ранее инвестированное в рекламу и продвижение своих препаратов», – говорит топ-менеджер.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.