СЕО медиахолдинга «1+1 media» Ярослав Пахольчук о том, как работалось с Игорем Коломойским, заработки «1+1 media» и собственный путь к влиятельному медиа-бизнесмену – большое интервью.
В конце октября на украинском медиарынке произошло самое громкое событие, когда Ринат Ахметов закрыл свою медиагруппу. Его бывший сосед по списку самых богатых людей страны Игорь Коломойский передал корпоративные права «1+1 media» в управление коллектива в лице СЕО компании Ярослава Пахольчука. Официальная причина – из-за пребывания в СИЗО и судебных процессов Коломойский не может полноценно выполнять полномочия акционера.
Пахольчук работает в медиахолдинге Коломойского с 2010 года. Придя из Ernst & Young, он дорос до гендиректора в 2019-м, когда его предшественник Александр Ткаченко перешел на должность министра в Минкульт. Более десяти лет в бизнесе «плюсов» Пахольчук сам оброс медиаактивами. Кроме долей в телеканалах «1+1 media», он является совладельцем, в частности, в бывшем бизнесе действующего президента «Квартал ТВ», единственного украинского оператора платного спутникового телевидения Viasat и одной из крупнейших ОТТ-платформ страны «Киевстар ТВ».
С осени медиабизнес Пахольчука пополнился активами. Нацсовет по телевидению дал лицензии на эфирное вещание трем каналам СЕО «плюсов», еще два ждут конкурса. Все они похожи на дубли телеканалов «1+1 media». «Я частный инвестор, и это мой бизнес», – отвечает Пахольчук на подозрения, что каналы-дубли нужны для обеспечения медиагруппы «плюсов» в случае ареста или конфискации.
Как гендиректору «1+1 media» работалось с экс-миллиардером, которого постоянно преследуют скандалы? «Он все делает с азартом. Он гениальный человек, без всяких прикрас. Те, кто его близко знает, подтвердят», – говорит Пахольчук, которому даже удалось сделать медиагруппу прибыльной.
Как Игорь Коломойский влиял на медиа, в каком состоянии бизнес «1+1» и как бумит платформа «Киевстар ТВ» – в интервью Ярослава Пахольчука для Forbes.
Содержание
1. Почему Коломойский передал права «1+1 media», кому принадлежит медиагруппа и зачем «каналы-дубли»
2. Как Игорь Коломойский влиял на медиабизнес «1+1»
3. Что происходит с бизнесом «1+1 media»
4. Как работает бизнес Viasat и «Киевстар ТВ»
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
Почему Коломойский передал права «1+1 media», кому принадлежит медиагруппа и зачем «каналы-дубли»
23 октября медиагруппа «1+1» заявила, что Игорь Коломойский передает свои корпоративные права в медиахолдинге в управление трудовому коллективу в лице действующего генерального директора компании Ярослава Пахольчука. Объясните не словами из официального релиза, что это значит и почему было принято такое решение?
Корпоративное управление – это когда есть исполнительный орган, обладающий полномочиями. Все, что выходит за рамки полномочий, должно отдельно согласовываться с инвесторами, акционерами. Есть устав, предусматривающий полномочия, наложенные на исполнительный орган.
У нас есть полномочия согласовывать документы, принимать решения, запускать проекты, нанимать людей. Все, что выходит за эти рамки, нужно было согласовывать.
Учитывая то, что сегодня ограниченный доступ к акционеру Игорю Коломойскому, он передал дополнительные полномочия трудовому коллективу. Мы можем принимать решения без согласования с ним, но с другими акционерами нужно все равно согласовывать.
Это не передача права собственности и распоряжения самими акциями.
Когда вы приняли решение передать?
Не я принимал решение. Это решение от Игоря Валерьевича.
Вы ведь не 23 октября узнали?
Накануне. Буквально за несколько дней. Это не наша инициатива.
У вас очень запутанная структура собственности. В схеме это 13 украинских и кипрских фирм, которые перекрестно владеют друг другом. В ООО «ТРК Студия 1+1» 24,8% акций владеет Игорь Коломойский, 22,1% – у Юрия Кипермана, отца Михаила Кипермана – многолетнего партнера Коломойского. Еще 16,4% – у Игоря Суркиса. В целом 63,4%. 23 бывших и нынешних сотрудника «Плюсов» владеют совокупно 2,2% акций «1+1». У каждого из остальных конечных владельцев – менее 10% акций. Какая реальная доля «Плюсов» принадлежит Коломойскому и его компаниям?
24,8%. Раскрывается все до малейшего владельца. Несомненно, если идут судебные процессы и суд что-то арестовывает, то эта информация доступна правоохранительным органам. И то, что раскрыто в Нацсовете, не противоречит, а полностью соответствует действительности.
Коломойский значится конечным бенефициаром даже с 24,8% собственности в компании?
Есть разное определение в законодательстве, что такое «конечный бенефициарный владелец». С точки зрения закона о медиа для Нацсовета он является самым большим участником.
Он признавал ранее и сейчас подтверждает, что остается бенефицаром. В принципе, может быть несколько бенефицаров, но в документах Национального совета есть возможность указать только одного человека.
Есть ли до сих пор среди владельцев жена Виктора Медведчука Оксана Марченко?
Это и для нас было как снег на голову. Мы об этом узнали три года назад. Насколько я понимаю, ей там 8% принадлежит. И они арестованы. Но я лично не знаком ни с ней, ни с мужем.
То есть вы не знаете, как Марченко оказалась в числе владельцев?
У меня есть догадки, как это произошло. Озвучивать не совсем корректно. Я свечку не держал. Для нас это стало неприятным известием. Но поскольку мы ни разу не работали, не пересекались, наша совесть чиста.
А какое влияние на медиагруппу оказывает Суркис?
Довольно опосредованное. Разве что какие-то футбольные вопросы интересуют.
Сейчас у вас происходит, так сказать, процесс раздвоения «Плюсов». У вас есть пять ООО (три из них зарегистрированы в сентябре 2023-го). Они отправились на конкурсы для получения лицензии на цифровое вещание в Зеонстрое и мультиплексе МХ7. Вы создаете пять новых каналов, под три вы уже даже получили лицензию. Все эти компании принадлежат «ООО Солюшн», где вы являетесь соучредителем. Фактически вы производите дубли каналов медиагруппы «1+1». Что это вообще значит, зачем вам дубли?
Я являюсь частным инвестором. Если вы посмотрите мой YouControl, то у меня есть разные бизнесы. Я занимался дистрибуционным бизнесом и видел, что платное телевидение будет развиваться. На этом карьеру и построил. В 2016 году я вошел в Viasat. Мы взяли суперубыточный бизнес, но понимали, что когда произойдет кодирование спутникового телевизионного сигнала, все будет расти.
Параллельно покупая этот бизнес, мы обнаружили, что среди активов есть платформа, которая называлась «Домашнее ТВ», проект, который сейчас называется «Киевстар ТВ». И эти платформы сейчас весьма успешны. Они развиваются. Ковид и большая война ускорили драматичные перемены на телерынке. И контент стал мультиплатформенным.
Платформы сегодня являются сильными игроками. Если взять один крупнейший украинский телеканал, то он значительно меньше большой платформы типа Megogo или «Киевстар ТВ». Если взять группу каналов, то не факт, что они сегодня уже будут больше, чем платформенный бизнес.
Соответственно, есть платформенный бизнес, который начинает инвестировать в контент. Создавая контент, зачем отдавать куда-то? Соответственно, мы начинаем развивать новую группу каналов. Мы как платформа.
Вы сказали, что вы как частный инвестор.
Эта история не связана с «1+1 media».
Хотя все эти новые каналы зарегистрированы по адресу «1+1»?
Все мои бизнесы тоже здесь зарегистрированы.
Но этот бизнес будет сильно зависеть от того, что производит «1+1 media».
Не сильно, никак.
Вы будете закупать у других?
Мы уже закупаем. Канал – это очень долгосрочная инвестиция. Чтобы канал поднять, нужно два-три года.
Вы же понимаете, что это выглядит как подготовка к защите. Если на основные каналы медиагруппы наложат арест или конфискуют из-за доли Коломойского. Соответственно, у вас уже есть каналы на других юрлицах и с новыми лицензиями на вещание.
Казаться может, но конкурс на лицензии проходит раз в семь лет. Запуск мультиплекса вообще второй раз в истории состоялся. А следующий такой момент произойдет через семь лет, когда лицензии будут выдаваться.
За эти два года драматически поменялся бизнес. Если вы посмотрите на три самых больших ОТТ- платформы, каждая из них уже по 100–150 собственных стриминговых потоков имеет (аналог канала). Если у тебя есть возможность создать каналы на платформах, а еще выйти извне и запустить их в эфир, то почему нет?
Есть ли среди владельцев новых каналов кто-нибудь из совладельцев «1+1 media»?
Нет, я и Светлана Мищенко.
Были прямые или не прямые намеки, пожелания со стороны властей повлиять на информационную политику медиагруппы?
Знаете, все задают такие вопросы. Это сродни тому, как владелец влияет на информационную политику внутри. Что я могу сказать? Конечно, такого не было. Общаемся ли мы с властью? Конечно, мы общаемся. Обсуждаем ли какие-нибудь вопросы? Конечно, мы обсуждаем. Может, им что-то не нравится? Конечно, что-то не нравится. Готов ли идти на компромиссы и где-то договариваться? It depends (зависит от ситуации).
Идет война. Разжечь вражду внутри страны очень просто. Знаете, какие заостренные чувства у населения, как оно на все реагирует. Мы должны учитывать это мнение людей.
2. Как Игорь Коломойский влиял на медиабизнес «1+1»
Корпоративные права передали вам. Это логично, так как вы гендиректор и этот бизнес знаете. А какие у вас отношения с Коломойским? Вы давно близко знакомы?
С апреля 2010 года. Я бы сказал, у нас близкие товарищеские отношения.
А сейчас вы общаетесь?
К нему нет доступа. Обменялись словами на судах. Я общаюсь с адвокатами.
И какое у него сейчас настроение? Что он думает о делах против себя?
Он человек сильный, волевой. Точно, он борется. Полон ли он оптимизма? Последний раз, когда были на судебном процессе, он был довольно бодр, активен. В позапрошлый раз был подавлен. Живой человек, есть эмоции.
Ввязался в бой уже.
Да.
Многие работники медиагруппы, причем достаточно известных и авторитетных (среди которых и вы), хотели взять на поруки Игоря Коломойского. Это, мягко говоря, вызывало удивление. Не давая собственных оценок, у Коломойского довольно демонизированный образ, да и количество дел вокруг него и его компаний немалое. И здесь влиятельные работники медиа вступаются за владельца этого медиа с заявлениями о защите свободы слова. Для многих это диссонировало. Зачем работники «Плюсов» и вы хотите взять на поруки Коломойского?
Образ демонизирован, и это его проблема. Он никогда не занимался самопиаром и категорически против этого даже сейчас. Что касается взятия на поруки, все очень просто. Мы ему доверяем, нам с ним удобно работать. Это было исключительно добровольное дело каждого пришедшего человека. Никого не принуждали.
Я уже четыре года еженедельно записываю видеообращение к коллективу, где комментирую значительные события, связанные с компанией, инициативы, цели. Безусловно, есть запрос, что происходит с акционером. Люди интересуются, что с апелляцией, какие судебные процессы идут. Ну и мы здесь все общаемся в коридорах.
Коломойский – игрок. Он все делает с азартом. Но игра у него такая нелинейная. Он гениальный человек, без всяких прикрас.
Ярослав Пахольчук
От кого эта инициатива исходила? Вы централизованно предложили, или пришли условно 10 человек и говорят: хотим взять на поруки?
Я лично инициировал, что иду брать на поруки. Я много общаюсь с адвокатами Коломойского и интересуюсь, как выстраивается защита, могу ли я что-нибудь сделать.
Люди спрашивают, могу ли я присоединиться? Можешь присоединиться. Таким образом, набралось очень быстро 15 человек. И были другие, но я уже сказал достаточно.
Ну, смотрите, из коллектива «Плюсов» не менее 100 человек лично имели возможность общаться с Коломойским.
А он когда-нибудь приходил на внутренние корпоративы, мероприятия медиагруппы?
На развлекательные инвенты нет. Но в критические исторические моменты приходил. В 2013–2014 годах он приходил сюда, кажется, дважды. Интересовали коллектив его позиция, его настроение. Он много говорил, поддерживал.
Коломойский много уделял времени бизнесу медиагруппы? Чем он больше интересовался?
Мы в основном к нему приходили по запросам. Посоветоваться, если сложный бизнесовый вопрос, как он как инвестор оценивает такой подход.
Он активный инвестор. В разные бизнесы он любит вникать. Хорошо ли он понимает, как работает медиабизнес – очень хорошо знает. Все свои бизнесы он безупречно понимает, как они работают.
Что он хотел от этого бизнеса как инвестор? Он хотел исполнения каких-то КРІ? Или остро стоял вопрос выхода на прибыльность?
Я буду говорить о своем периоде, за последние четыре года. Я как инвестор тоже понимаю, как должен работать бизнес. Вот когда это бизнес, а не просто какая-то игрушка, то все работает гораздо проще и понятнее. Тогда ты понимаешь, ради чего что-то делаешь. Не просто я хочу создать проект, чтобы всех поразить. Это, вероятно, можно сделать разово и все. И даже когда в «Атлас» зашел как инвестор, он был как игрушка для владельцев, которые его создали. Но из него удалось сделать бизнес.
Когда был разговор в конце 2019 года, я сказал, что не хочу заниматься дотационным проектом. Дайте свободу, чтобы мы могли сделать бизнес. Он не поверил. Но когда прошел год и мы не обращались за финансовой поддержкой, он уже начал учитывать, что, пожалуй, какие-то изменения идут.
Он тогда заинтересовался больше медиа, потому что оно становилось бизнесом?
Он дал еще больше свободы предприятию. И это было очень удобно.
А как бы вы охарактеризовали Коломойского как бизнесмена?
Он игрок. Он все делает с азартом. И все, чем он занимается, это играя. Но игра у него такая нелинейная. Он гениальный человек, без всяких прикрас. Те, кто его близко знают, подтвердят. То, как он считает, какая у него память. Мышление. И за счет того, что он владеет разными диверсифицированными бизнесами, он легко инструмент из одного бизнеса может применить в другом бизнесе.
В 2014 году в сети появилась запись разговора Коломойского с тогдашним гендиректором Александром Ткаченко. Уверен, вы их слышали. Там был довольно грубый разговор. Похож ли стиль общения на этих записях на Коломойского?
Мы же люди все разные. Есть настроение одно, есть другое.
То есть такой стиль общения у него не системный?
Конечно, нет. Если ты так будешь постоянно общаться, далеко не пойдешь. Но могут ли ситуативно такие вещи быть – могут.
Кстати, Александр Ткаченко не планирует в медиагруппу вернуться?
Спросите у него. Но нет, его нет в медиагруппе.
3. Что происходит с бизнесом «1+1 media»
Вы сказали, что в 2021 году впервые за многие годы бизнес был прибыльным. Выходит, другие годы были убыточными. Кто и каким образом покрывал эти убытки?
Были кредитные линии, которые гасились.
То есть это происходило по кредитным линиям от других бизнесов Игоря Коломойского?
Были и банковские кредиты, и другие бизнесы.
Прямая докапитализация?
Такие инструменты тоже были. Первые годы формирования медиагруппы были довольно хаотичны. Присоединялись каналы, приклеивались разные активы. Когда происходили эти изменения, менялись и финансовые инструменты.
Каков консолидированный доход медиагруппы в 2022 году?
Говорить про 2022 год вообще неинтересно. Невозможно анализировать от слова «совсем». У нас четыре месяца не было абсолютно.
Убыток «ТРК «Студия 1+1» и «1+1 Продакшн» в 2022 году – 1,7 млрд грн.
Курсовые разницы. Доллар пошел вверх. Плюс есть технические проводки. Списание тех же программных прав. У нас была библиотека, где были привлечены русские актеры. Они сегодня под запретом или мы не усматриваем возможным их показывать. Мы списали права на этот контент.
А в 2022 году ущерб тоже Коломойский покрывал? Или у вас были резервы?
Мы в последний раз получали финансирование в начале 2020 года. Пока я устанавливал новые правила работы.
2020-й был убыточным, 2021-й – прибыльным, 2022-й снова убыточным?
В 2020 году мы почти дошли до точки безубыточности. В 2022 году мы по кэш-флоу тоже в плюсе. На какие показатели лучше смотреть в такие кризисные моменты: P&L или кэш? Кэш важнее на самом деле. До «Плюсов» я занимался финансовым аудитом и понимал, что нужно анализировать бизнес по P&L. А на самом деле Игорь Валерьевич научил, что управлять нужно по кэшу. Это был какой-то период ломки, но я понял, что когда ты смотришь как инвестор, ориентируешься на кэш, генерируется он или нет.
Вы говорили, что 2023 год у медиагруппы будет не драматичным, но убыточным.
Это по P&L. По кэшу он будет положительным. Смотрите, даже в сентябре мы снова списали 70 млн грн программных прав.
То есть вы эффективно оптимизировали бизнес?
Я сделал одно простое дело. Я фокусировался на кор-бизнесе. У нас было множество проектов, которые казалось, что они дают что-то, а на самом деле на них люди отвлекались и распыляли внимание. Мы закрыли множество проектов. И это высвободило огромный ресурс.
Какие каналы медиагруппы генерируют наибольший доход? Есть андердоги?
Канал «2+2» самый крутой, это мужской канал. Он очень рентабельный. И ТЕТ очень хорошо растет, он сейчас проходит перепозиционирование.
Ваш флагманский телеканал «1+1» сейчас занят трансляцией телемарафона «Единые новости». Зарабатывать на рекламе на нем нельзя. По вашим словам, ежемесячно медиагруппа получает на его производство в среднем 9,1 млн грн с НДС от государства. Эта сумма покрывает содержание «1+1»?
Это покрывает примерно 50%. Это 50% стоимости ТСН. Стоимость новостной группы у всех медиагрупп в среднем колеблется 150–250 млн грн в год.
А государство исправно платит эти платежи?
Не по часам, но платит. Нет такого, что там что-то накапливается.
4. Как работает бизнес Viasat и «Киевстар ТВ»
В вашу медиагруппу входит спутниковый оператор Viasat.
Не входит, в мою личную входит. В «1+1 media» я генеральный директор, на Viasat я инвестор.
Коломойский имеет к этому бизнесу отношение?
Вообще никакого. Его никогда это не интересовало. Я когда-то к нему пришел в 2018 году показать инвестиционные планы. Он сказал, что не хочет. Сказал: вы разберитесь с ТВ.
Сколько абонентов у Viasat?
Абонентские базы – это закрытая информация. Но у Viasat – тренд на спад. Люди много мигрируют.
Каким было падение?
Мы потеряли половину базы.
То есть из довоенных 200 000 осталось около 100 000 абонентов?
Где-то так.
Это перспективный или стагнирующий бизнес?
Это бизнес на этапе «Дойная корова». В селах, куда заходит интернет, постепенно исчезает спутниковый бизнес.
Другой партнерский проект – ОТТ «Киевстар ТВ»? Как построено это сотрудничество? Какова там ваша часть? Какая у «Киевстара»? Кто что делает?
«Киевстар» не является совладельцем бизнеса. Он получает агентскую комиссию.
Комиссию от чего?
Процент от оборота. Это уникальная коллаборация платформы и телеком-оператора. Какие-то функции есть на стороне платформы, какие-то на стороне «Киевстара».
Кто к кому пришел в первый раз?
Это комическая история. Когда мы покупали Viasat, цена бизнеса была достаточно номинальная, забери бизнес, чтобы у инвестора предыдущего не было проблем с ликвидацией бизнеса. Шведы хотели его ликвидировать. Когда договорились приобрести Viasat, мы не знали, что там еще есть что-то. Оказалось, что там есть ОТТ-платформа, которой занимаются почти год.
Какой это был год?
2016-й.
Тогда на рынке был только Megogo .
Да. Мы позанимались платформой, но через год решили ее закрыть, потому что ничего не удавалось. Но еще раз посмотрели на все развивающиеся глобальные тренды в стримингах. Сменили команду, разделили проекты, и они начали расти. Но немаловажный момент: года три бизнес топтался на месте, но потом начался бум спроса на интернет-телевидение где-то за год до ковида. И за один год мы нарастили абонентскую базу больше, чем за несколько предыдущих лет.
Вы пошли искать партнера?
Он там уже был. У Viasat был контракт с «Киевстаром».
«Киевстар ТВ» – это прибыльный бизнес?
Да. Те мои каналы как инвестора, которые я запускаю, финансируются прибыльным бизнесом Viasat и «Киевстар ТВ».
Какова прибыль «Киевстар ТВ» в 2022 году?
Это достаточно маржинальный бизнес.
Президент «Киевстара» Александр Комаров в интервью Forbes сказал, что в Киевстаре ТВ «свыше 1 млн пользователей и более 80% из них платят. Остальные 20% это фримиум-пользователи, которые находятся в неком «транзите». Это действительно так?
Я не буду комментировать базу платных пользователей, но общее количество абонентов высоко. Всех абонентов я делю на три категории: фримиум, ситуативно и бесплатно пользующихся сервисом; пакетные, которые имеют подписку, но не пользуются ею и могут даже не знать о ней, но платят (это специфика и уникальное предложение нашего партнерства с «Киевстаром», когда можем жонглировать выбором услуг мобильной связи, интернета и телевидения); и важнейшие платные активные абоненты, работающие с разной интенсивностью, но пользующиеся сервисом. Александр, очевидно, говорил обо всех этих категориях и не только.
Какое место у украинских ОТТ-сервисов у вас? Второе после Megogo?
Зависит от того, как измерять. Я думаю, второе-третье. Через два года «Киевстар ТВ» имеет лучшую динамику в приросте абонентов.
Мы видим определенный бум украинских фильмов в кинопрокате. И ОТТ-платформы тоже оперативно набивают базу украинскими фильмами. Какие у украинского кино просмотры на «Киевстар ТВ»?
У популярных фильмов десятки тысяч просмотров.
Вы говорили, что в 2023 году медиагруппа планирует вложить 1 млрд грн в контент?
Значительно больше.
Какие проекты самые дорогие?
ТСН, «Завтрак с 1+1».
В этом году ваш флагманский проект «Голос страны» вы снимали в партнерстве с поляками. До войны один выпуск обходился примерно в $100 000. Сколько потратили на производство в этом году?
Раньше было даже дороже $100 000 за выпуск. В этом году была уникальная возможность. Польская медиагруппа предложила поддерку Украине.
Каков процент доходов в медиагруппе от Pat TV (выплаты от кабельных операторов, спутниковых и ОТТ)?
Раньше это было стабильных 20%. Но начиная с ковида структура бизнеса медиагруппы меняется каждый год. Тебе нужно быть повсюду, всем заниматься, тогда ты не упустишь момент роста.
Какая идеальная бизнес-модель для вашего медиабизнеса?
Все должно быть хорошо диверсифицировано. И географически, и по источникам получения дохода. И доход от подписки, от телерекламы, от производства, от диджитала.
Вы говорите «Киевстар ТВ» и Viasat приносят самый большой доход.
Они платят большие роялти «Плюсам».
Если оторвать эти две платформы от «1+1 media», что будет с бизнесом?
Нечего оторвать, потому что они не соединены. Но ведь это не имеет значения, Megogo тоже платит большие деньги. «Киевстар ТВ» платит не только «Плюсам», но и StarLightMedia, и другим правообладателям. В 2016 году, когда я начинал делать Pay tv, доход «1+1 media» от операторов был до 10 млн грн. В преддверии ковида – сотни миллионов. Это то, что кабельные, спутниковые и операторы ОТТ отчисляют медиагруппам. Это огромные доходы. Причем с началом вторжения телереклама ушла, а они остались.



Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.