25 самых умных компаний
Год основания: 2011
Год запуска R&D‑отдела: 2011
Штат R&D‑отдела: 350
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководители направления: Богдан Купченко, Сергей Гульчук, Максим Мельник, Александр Березанский
Ajax Systems выпускает беспроводные системы безопасности и неплохо с этим справляется – у компании 900 000 клиентов из более чем 120 стран. За разработку устройств отвечает R&D‑департамент из четырех отделов в Киеве: разработка ПО и девайсов, автоматизация и тестирование. Общий штат – около 350 специалистов.Команда изучает, какие характеристики должен иметь прибор, делает прототип, тестирует, дорабатывает его и сертифицирует. Результат – линейка из 36 устройств и обновления мобильного приложения.
«Одна из задач – постоянно следить за вызовами рынка и отвечать на них новыми инженерными решениями», – говорит R&D‑директор Device-департамента Максим Мельник.
Устройства Ajax работают на OS Malevich, а все данные хранятся в облаке Ajax Cloud. Система датчиков Ajax также научилась обнаруживать движения не только в доме, но и за его пределами, поэтому может заранее известить о предполагаемой краже. Для надежной передачи данных на расстояние до 2 км был разработан собственный протокол Jeweller.
Такой набор технологий – единственный способ отвоевать место на рынке в условиях глобальной конкуренции. «Я продаю нарушение законов физики», – говорит основатель Ajax Systems Александр Конотопский.
30 лучших стартапов
Выпускник КПИ Александр Конотопский продавал китайские охранные системы и не питал иллюзий насчет качества своего товара. В 2012 году он привез на выставку охранных систем свои первые датчики безопасности под брендом Ajax. Через три года стартап привлек первый $1 млн от венчурного фонда SMRK. Тогда же компания начала международную экспансию: сначала охватили пять стран, а через год – уже 67. Сегодня Ajax Systems– большая хардверная компания с тремя R&D‑центрами и двумя заводами в Киеве.
В 2019‑м стартап Конотопского закрыл второй раунд на $10 млн от Horizon Capital. Судя по выписке из кипрского реестра, фонд оценил всю компанию в $75 млн. С тех пор бизнес вырос в 10 раз, уверяет маркетинг-директор Ajax Валентин Гриценко. Планы солиднее – последнее предложение о покупке за $500 млн отвергли все акционеры.