Категория
Компании
Дата

Музыкальная пауза. Как пытаются выжить организаторы развлекательных мероприятий

Кризис стал тестом на стойкость для тысяч компаний. В этой рубрике Forbes показывает, как предприниматели, оказавшиеся под ударом, ищут путь к спасению и меняют бизнес-процессы.

В числе наиболее пострадавших от карантина – индустрия массовых развлекательных мероприятий, которая выходит из карантина одной из последних. Игроки, работающие на этом рынке с оборотом около $180–200 млн в год, бьют тревогу. В мае они провели в 25 украинских городах акцию отчаяния «Стоп культурный карантин»– зажгли более пяти тысяч прожекторов, направленных в небо.

Карантин обойдется компаниям в миллионы гривен убытков, которые они смогут покрыть лишь после того, как рынок восстановится. Но это будет, по оптимистическому прогнозу, только через год-два.

Пока креативная индустрия пытается выжить: бизнес тестирует новые форматы и меняет бизнес-процессы, чтобы минимизировать расходы.

Дмитрий Сидоренко, основатель фестиваля Atlas Weekend

ОБ ATLAS WEEKEND И ДРУГИХ БИЗНЕСАХ

«Ежегодно мы проводим несколько сотен ивентов. Это и фестиваль, и концерты на пару тысяч человек, и туры групп или артистов по Украине и за рубежом. 90% моих финансов и времени уходит на масштабный фестиваль Atlas Weekend. Над этим проектом работает почти 10000 человек, но только около 60 человек постоянные. Остальные – фрилансеры. Он должен был состояться летом, но мы перенесли его на 2021 год из-за вируса.

45–50% расходов покрывают спонсоры фестиваля, почти столько же – продажа билетов. И лишь несколько процентов идет из других услуг. В клубах спонсорская часть на уровне 10–15%, остальное– билеты и дополнительные услуги. В концертах спонсоров почти не бывает.

Маржинальность концертно-фестивального бизнеса в среднем – 10–15%».

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ

«Перенести на 80% готовый Atlas Weekend с наименьшими потерями не так-то просто. Переносим программу, стараясь не менять время выступления артистов, чтобы меньше было отказов от билетов.

Креативим над осенне-зимним Atlas Weekend в помещении на 20000–30000 гостей с двумя-тремя сценами. Это новый формат. Фестиваль обойдется ориентировочно в $1–2 млн. Проект еще сырой, потому что неизвестно, когда для нас закончится карантин.

Планируем запустить онлайн-коллаборацию с партнерами в даты нынешнего летнего фестиваля. Речь о виртуальных музыкальных концертах. Это короткий проект. Он даст возможность только окупить расходы на зарплаты и сохранить команду. На прибыль не рассчитываем, надеемся хотя бы выйти в ноль».

ОБ УБЫТКАХ

«Потерь в предоплатах за выступления артистов нет, потому как форс-мажорная ситуация мирового масштаба. Но все равно у нас десятки миллионов гривен убытков. Это деньги, которые уже ушли на рекламную кампанию и зарплаты. Потери удастся возместить только через год-два».

О КРИЗИСЕ

«Кризис сбалансирует рынок. Его покинут промоутеры и билетные операторы, которые демпингуют. Так было в 2014 году, когда компании не смогли вернуть средства за отмененные концерты. Результат– люди еще около двух лет боялись заранее покупать билеты. Это плохо для бизнеса, поскольку он остается без денег за предварительно проданные билеты. А они идут на предоплату рекламы и аренду помещений.

Людей запугали вирусом. Они будут бояться ходить на большие мероприятия.

Ирина Горовая, совладелица MOZGI Group и продюсер MOZGI Entertainment «Зрители охотнее покупают билеты на живой концерт исполнителя и пока не готовы платить за онлайнконцерты. Новая модель жизнеспособна, однако заработает позже. Особенно, когда появятся оцифрованные артисты и персонажи. Если вдруг начнется вторая волна вируса, ее доработают и внедрят». /Фото пресс-служба Ирины Горовой

Ирина Горовая, совладелица MOZGI Group и продюсер MOZGI Entertainment «Зрители охотнее покупают билеты на живой концерт исполнителя и пока не готовы платить за онлайнконцерты. Новая модель жизнеспособна, однако заработает позже. Особенно, когда появятся оцифрованные артисты и персонажи. Если вдруг начнется вторая волна вируса, ее доработают и внедрят». Фото пресс-служба Ирины Горовой

В 2014 году рынок уменьшился в три-пять раз, но тогда кризис дал возможность украинским артистам выйти из тени российского шоу-бизнеса. На этот раз рынок может сократиться в 1,5 раза».

ПОСЛЕ КАРАНТИНА

«Первые ивенты со всеми ограничениями не будут рентабельными, потому что залы, согласно правилам, будут заполнены всего на 30%. А расходы остаются те же.

Сезон больших концертов – весна/осень – мы пропускаем. Даже если карантин снимут в июне-июле.

В ближайшие полгода масштабных мероприятий не будет еще и из-за вероятности второй волны карантина.

Ведем переговоры с топ-артистами о проведении двух-трех концертов в день в сидячих залах. Некоторые соглашаются, потому что концерты дают 90% их заработка».

Дмитрий Феликсов. /Фото Facebook

Дмитрий Феликсов. Фото Facebook

Дмитрий Феликсов, соучредитель билетного оператора Concert.ua

О CONCERT.UA

«Concert.ua– это маркетплейс, где встречаются зрители и организаторы ивентов. 70% билетов продается онлайн, около 20% – в розничных точках и еще 10% покупают корпоративные клиенты.

На сайте размещено до 2000 мероприятий. Больше всего средств получаем от продажи билетов на события для 1000 человек и более. Маржинальность такого бизнеса составляет 13%. Выручка состоит из комиссионных от организатора события и сервисного сбора при покупке билетов. В 2019 году продали таких 1,4 млн».

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ

«В первые два месяца карантина сосредоточились на службе поддержки. Усилили инструменты, которые нам показывают упоминания в соцсетях и запросы клиентов. Изменили структуру ответов, учитывая частые вопросы о переносе концертов и возврате средств. Это позволяет сократить время на получение ответа и повысить эффективность работы при меньшем количестве работников.

Планируем полностью автоматизировать все процессы, а половину розничных точек заменить терминалами.

Подписали контракт со стриминговым сервисом. Будем запускать онлайн-события для бизнес-клиентов, которым нужно провести презентацию, семинар или тренинг. Но организаторов онлайн-концертов не исключаем. Планируем занять нишу не только в Украине, но и за рубежом».

ОБ УБЫТКАХ

«Наши убытки – это операционные затраты на функционирование компании. В период карантина это где-то 1 млн грн ежемесячно. Но мы оптимизировались, они могут быть и меньше.

У нас закрылась розничная сеть, нам дали «каникулы» арендодатели помещений. Мы сократили персонал, а части работников выплачиваем 30–50% зарплаты. Отказались от одного из офисов. Билеты на перенесенные концерты вернули только 2% клиентов.

Обязательства перед клиентами и партнерами мы в состоянии выполнять до сентября, если карантин продлится, будем действовать по ситуации. Финансировать простой нерационально.

При выходе из карантина нам нужно от шести до 12 месяцев для покрытия убытков».

О КРИЗИСЕ

«Украинские предприниматели живучие, но нам нужна четкость. Нынешние смягчения для нас не выход, потому что большое мероприятие не организуешь. Но, если в июне отменят ограничения, то уже в июле-августе ожидаем первые ивенты в Одессе. В других крупных городах события начнутся с сентября-октября.

Финансово рынок начнет восстанавливаться через год, поскольку спрос уменьшится на 50%, а предложение – на 30–40%».

Александр Соколов, генеральный директор Pro-Consulting «Билетный оператор будет продавать билеты независимо от того, проходит ивент вживую или в режиме онлайн. Основной риск для них в том, что организаторы крупных мероприятий для минимизации затрат могут продавать билеты самостоятельно». /Фото DR

Александр Соколов, генеральный директор Pro-Consulting «Билетный оператор будет продавать билеты независимо от того, проходит ивент вживую или в режиме онлайн. Основной риск для них в том, что организаторы крупных мероприятий для минимизации затрат могут продавать билеты самостоятельно». Фото DR

Опубликовано во втором номере журнала Forbes (июль-август 2020)

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков