Участник списка Forbes Руслан Шостак о том, как его сети EVA и Varus пережили год войны, зачем ему с партнером конфискованное у россиян производство «Винницабытхим» и почему они заморозили экспансию.
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
Совладелец сетей EVA и Varus Руслан Шостак, 49, говорит, что во время большой войны полностью ушел в свой благотворительный проект. Он отправляет на отдых в Турцию украинских детей-сирот из зон боевых действий, а также покупает машины для обороны страны.
Шостак может позволить себе полностью погрузиться в гуманитарную сферу – его бизнесом уже несколько лет управляет менеджерская команда, а сам предприниматель занимается стратегическими вопросами. До большой войны у Varus было 113 магазинов, у EVA – 1150. На март 2023-го EVA сократилась до 990, Varus – до 103 магазинов.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Forbes поговорил с бизнесменом о военных потерях, арестованной Lake Plaza и его бизнес-партнере Валерии Киптыке.
Насколько упала или выросла выручка вашего бизнеса за 2022 год?
До войны в нашей группе компаний было 35 000 сотрудников и товарооборот около $2 млрд в год. Сейчас более 27 000 сотрудников и товарооборот по результатам 2022-го $1,3 млрд.
Я считаю, что с учетом войны у нас неплохие показатели. Товарооборот в гривне по результатам 2022 года сравним с показателями 2021 года. При том, что 20% сетей EVA и Varus не работали в начале военных действий.
Сейчас у EVA не работает около 16% сети, у Varus – меньше. В Херсоне, к примеру, не все магазины EVA работают. Мы будем открывать их по мере улучшения ситуации в городе.
Но мы наращиваем присутствие в других регионах Украины – в 2022 году было открыто 26 новых магазинов EVA на западе Украины и в Киеве. Также появилось восемь новых Varus.
То есть по итогам 2022 года компания прибыльная?
Да, мы прибыльны. Но прибыль, полученную в 2022 году, мы направили на социальные проекты и развитие бизнеса в Украине.
В начале войны мы ставили своей целью сохранить бизнес и людей. С этой задачей мы справились. Многие из наших сотрудников из зоны активных боевых действий продолжают работать в компании в других городах Украины и за рубежом. Мы приняли ряд релокационных мер для них. Оказываем социальную и психологическую помощь.
Теперь наша задача – поддержка экономики Украины. Поэтому мы пересмотрели свои проекты, направленные на выход на международные рынки. Сейчас задача инвестировать в Украину.
Какой самый большой актив потеряла компания в результате войны?
Распределительный центр под Киевом. Там были запасы холодной продукции. Это была спланированная российскими властями операция по уничтожению продовольственных запасов Киева. В одно и то же время АТБ, «Сільпо» и другие ритейлеры потеряли свои склады.
Одновременно в результате вражеской атаки сгорели тысячи тонн продовольствия. Киев и область могли остаться без еды. Это миллионы людей. Но план захватчиков провалился. Ритейл совместно с киевской администрацией и Министерством экономики практически спасли Киев и область от голода – довольно быстро пополнили продовольственные запасы за счет организованной и оперативной работы.
Как рассчитывались с поставщиками? Дистрибьюторы рассказывали, что EVA, например, делила с ними убытки. Это так?
Есть разные кейсы с поставщиками. Надо понимать, что в начале полномасштабной войны были полностью разорваны логистические цепочки, нарушались договоренности со стороны как поставщиков, так и торговых сетей. И пришлось приложить немало усилий, чтобы выполнить все обязательства обеим сторонам.
Уже к маю мы достигли договоренностей со всеми поставщиками – выработали новые условия сотрудничества, которые устраивали всех. Полагаем, что с этим кейсом мы справились успешно – все конфликтные ситуации разрешили максимально оперативно.
Совладелец сетей EVA и Varus Руслан Шостак во время войны полностью ушел в свой благотворительный проект.
О Lake Plaza, новом распределительном центре и порошке «Ушастый нянь»
Есть ли инвестпроекты, которые компания остановила?
Как я уже говорил, в начале войны мы приняли осознанное решение приостановить выход бизнеса на международные рынки. Решили аккумулировать инвестиции в Украину. Развитие бизнеса в стране принесет намного больше пользы Украине, чем международная экспансия. Мы должны поддерживать экономику, создавать новые рабочие места, наполнять и развивать рынок.
К примеру, в начале войны мы заморозили строительство крупного логистического центра под Одессой, которое началось в конце 2021 года. Но через три месяца возобновили строительство. Это серьезный проект – один из самых больших логистических хабов в Украине на 60 га земли. Первую очередь в 40 000 кв. м закончим в начале следующего года.
Это будет первый склад южного региона для сети EVA общей площадью 100 000 кв. м. Мы верим в нашу победу и убеждены, что весь южный регион останется украинским. После победы наш Крым будем оттуда обслуживать.
Сколько инвестировали в этот склад?
Объемы инвестиций в первую очередь строительства составят около $40 млн. Кроме того, что этот распределительный центр станет одним из крупнейших логистических центров в стране, он станет первым «зеленым» проектом в этой области.
В планах строительство, ремонт и модернизация имеющихся складов для удовлетворения потребностей нашего бизнеса. Сейчас в нашей группе компаний их пять общей площадью 160 000 кв. м. После запуска первой очереди одесского логистического хаба будет 200 000 кв. м.
Еще один ваш новый проект – ТРЦ Lake Plaza. Когда вы приобрели этот объект? Сколько инвестировали в реновацию? Как дела у него?
Мы купили Lake Plaza на открытом рынке при содействии посредников за несколько лет до начала войны. При покупке провели аудит всех документов и не нашли причин, ограничивающих нас в законном приобретении ТРЦ. В 2021 году мы приступили к реконструкции всего торгового центра и заканчивали уже в условиях войны, в середине прошлого года.
Пока дела у него, как и у всех ТРЦ в Украине.
Что вы можете сказать по поводу ареста объекта из-за связи с российским бизнесом?
Факт ареста вызывает удивление у нашей команды. Соглашение было заключено несколько лет назад, было и остается абсолютно прозрачным. Тем более что мы никогда не общались и не имели общих интересов, бизнесов с бывшими собственниками – ни до соглашения, ни после. В свою очередь, мы открыты и ждем, когда прокуратура завершит свою работу.
Ваша компания выиграла конкурс АРМА на управляющего компанией «Винницабытхим», выпускавшей моющие средства «Ушастый нянь». Зачем вам этот актив, учитывая сложности в управлении подобными предприятиями?
Думаю, каждый в Украине ощутил дефицит социальной группы товаров в начале войны. Дело в том, что поставщики в условиях кризиса прекратили поставки. Цены выросли. Украине серьезно не хватает собственного производства, чтобы не зависеть от импорта. В условиях пандемии эта тема оказалась на поверхности, а война усугубила ее значимость.
Поэтому мы решили пойти в производство. Мы уверены, что наш бизнес может справиться с этим проектом. В первую очередь в пользу наших покупателей, чтобы дефицит социально значимых товаров больше их не коснулся.
А что сейчас с предприятием?
Оно пока не работает. Проходим бюрократические процедуры.
Планируете ли вы изменить менеджмент?
Проектом управляют партнеры. Как я знаю, задачи поменять менеджмент нет. Есть много производственных задач, которые придется решать совместно, чтобы как можно скорее наладить производство.
Вы будете там производить те торговые марки, которые это предприятие и выпускало?
Будут и новые, и старые марки. Будем ориентироваться на рынок. Главное, что теперь мы будем производить продукты в Украине и сократим долю импорта. Для нас это важно.
К каким арестованным активам еще присматриваетесь?
Присматриваемся не только к арестованным, но и к другим активам в Украине. Пока ничего конкретизировать не буду.
О бизнес-партнере Валерии Киптыке
Скажите несколько слов о вашем бизнес-партнере Валерии Киптыке. Какова его роль в бизнесе?
Нас с Валерием связывают 30 лет дружбы.
Я занимаюсь проектами, касающимися розницы. Он – девелопментом и дистрибуцией. Также, имея опыт с «Ольвией», он больше занимается Винницой (до 2004 года Киптык занимался производством стиральных порошков и моющих средств. Производство продано Procter & Gamble. – Forbes).
Наше бизнес-партнерство можно описать одной непридуманной историей из жизни.
В прошлом году я болел ковидом, месяц пролежал в реанимации с 90-процентным поражением легких. На грани жизни и смерти я о многом думал, переживал за разные вещи. Но единственное, в чем я был уверен, это в бизнесе и своем партнере. Я знал: что бы со мной ни случилось, мой друг продолжит защищать интересы мои и моей семьи.
Советую всем с этой точки смотреть на партнерство.
Какие планы на 2023-й по развитию?
Мы будем продолжать развивать сети. Будем открывать магазины Varus и EVA. Планируем выйти в развитии на довоенные показатели 2021 года.
Продолжим инвестировать в важный для нас рынок онлайн-торговли. Будем много строить – и в логистике, и в сфере ТРЦ.
У нас много интересных новых проектов, которые вскоре смогу озвучить.
А вы говорили об экспортном проекте EVA. Что это за проект?
Да, мы действительно хотим и онлайн-, и офлайн-магазины вывести за границу. Давно над этим работаем. Готовы инвестировать. Но мы не можем позволить себе это сделать сегодня в условиях войны, понимая важность и роль внутреннего инвестора в стране.
Все мы заинтересованы в сильной экономике Украины. Поэтому видим для себя главную задачу – поддержка ВСУ и укрепление экономического фронта. Нашей стране нужны инвестиции, бизнесмены, активные люди, которые здесь и сейчас будут возрождать и укреплять Украину.
И мы сейчас видим свою миссию именно в этом.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.