«Карпатская Джерельная» будет управлять производством «Моршинской» /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

Новая вода для карпатского деда. Владелец «Карпатской Джерельной» будет управлять бизнесом «Моршинской». Что он собирается делать

4 хв читання

«Карпатская Джерельная» будет управлять производством «Моршинской» Фото Коллаж Анна Наконечная

Корпоративными правами IDS Ukraine будут управлять их конкуренты – «Карпатские минеральные воды». Forbes узнал, зачем производителю воды проблемный бренд и как он будет развивать бизнес

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

В 2015 году на украинском телевидении вышел рекламный ролик минеральной воды «Карпатская Джерельная». Это была история о деде, который употреблял карпатскую воду и имел тело молодого человека.

Спустя почти восемь лет производитель этой минеральной воды снова на слуху. Компания «Карпатские минеральные воды», производящая «Карпатскую Джерельную», стала победителем конкурса АРМА на управляющего для арестованных корпоративных прав IDS Ukraine. В частности, завода «Оскар», где производят минеральную воду «Моршинская», а также дистрибуционной компании IDS.

Корпоративные права на эти активы перейдут в управление конкурента после их оценки и заключения договора управления, отмечают в АРМА.

Компания «Карпатские минеральные воды» основана в 1996 году, принадлежит предпринимателю Сергею Устенко. Производитель имеет завод в селе Струтин во Львовской области. Кроме минеральной воды «Карпатская Джерельная», на нем выпускают сладкую воду«Соковинка» и энергетический напиток Dragon. Выручка компании в 2021 году, по данным YouControl, составила 112 млн грн.

Однако за корпоративные права «Моршинской» еще предстоит сразиться. В IDS Ukraine заявили, что будут оспаривать результаты конкурса АРМА в украинских и международных судах. «При назначении управляющего был допущен ряд нарушений», – говорится в сообщении компании.

У Устенко по этому поводу нейтральная позиция: «У каждого акционера есть возможность обратиться в суд, чтобы отстаивать свои права, если они считают, что государство их нарушило», – написал он Forbes в ответ на запрос.

Кому принадлежит IDS Ukraine

Кому принадлежит IDS Ukraine

Мажоритарными акционерами IDS Ukraine были совладельцы «Альфа-Групп» – российские бизнесмены Михаил Фридман и его партнеры. В конце февраля 2022 года Европейский Союз ввел санкции против Фридмана и его бизнес-партнера Петра Авена.

В Украине санкции против российского бизнесмена и его партнеров по Альфа-Банку ввели в октябре 2022-го. Еще летом 2022 года российские акционеры безвозмездно передали 7,73% акций материнской компании IDS Borjomi International. После чего доля подсанкционных россиян снизилась в украинской компании до 49,99%.

Остальные доли акционеров распределяются следующим образом: 34% акций имеют граждане Великобритании, члены семьи Бадри Патаркацишвили, около 10% разделены между миноритарными акционерами, рассказывал в декабре миноритарный акционер IDS Ukraine Всеволод Билас.

Мощный конкурент

«Карпатские минеральные воды» входит в тройку крупнейших игроков на рынке минеральной и бутилированной воды. Ее доля в последние два года близка к 6–8%, оценивают в консалтинговой компании Pro-Consulting. По данным маркетинговой компании Nielsen, доля нашего бизнеса в розничных сетях за 11 месяцев 2022-го составила 8,4%, говорится в ответе владельца компании.

У лидера IDS Ukraine – 35–40%. На втором месте – «Аква Эко» (бренд «Трускавецкая»), которую в 2021 году купила у IDS инвесткомпания Dragon Capital Томаша Фиалы.

Объем рынка бутилированных вод, по данным Pro-Consulting, в 2020-м составил 6,1 млрд грн.

«Карпатские минеральные воды» непросто шли к своей доле на рынке. «Ни один другой локальный игрок не мог добиться заметного успеха в течение многих лет, но им удалось», – рассказывает анонимно топ-менеджер компании-конкурента, производящей газированные напитки. Владельцы и управленцы из локальной компании смогли вырастить национального игрока. Компания росла благодаря фокусировке почти неизменной команды на одном бизнесе, говорит Сергей Устенко.

Построить бренд на конкурентном рынке «Карпатской Джерельной» удалось, в частности, благодаря правильному позиционированию. Производитель вышел на рынок с понятным продуктом – повседневная вода, объясняет топ-менеджер конкурента. Он говорит, что именно это и отличает «Карпатскую Джерельную» от «Моршинской» и Borjomi, исторически лечебных вод и имеющих географическую привязку к курортам. «Карпатская Джерельная» тоже взяла географическое расположение, но без привязки к известным курортам», – рассказывает топ-менеджер.

Завод компании расположен в селе Струтин Львовской области, где минеральную воду добывают из двух артезианских скважин на глубине 90 м. Производство находится непосредственно у источника, и вода из скважин поступает на линии разлива по трубопроводу и проходит фильтрацию от механических примесей.

Завоевание рынка происходило еще на фоне агрессивной рекламы, говорит топ-менеджер конкурирующей компании. «Этот дядя, который пьет воду, становится еще здоровее, и это влияние на красоту, которое зашло, – предполагает бывший совладелец «Моршинской» Николай Кмить. – Это правильно выбранная сегментация».

Что будет означать объединение «Моршинской» и «Карпатской Джерельной»

«Это управление не подарок, а именно вызов военного времени», – пишет Устенко в ответе для Forbes. По его мнению, у государства нет и не может быть компетенций, чтобы эффективно управлять арестованными активами подсанкционных лиц.

Новый управляющий планирует быстро адаптировать свою стратегию развития, учитывая ситуацию с управлением IDS. Несмотря на это, Устенко отмечает, что его компания будет больше фокусироваться на своем проекте. «Мы уже много лет развиваемся быстрее рынка и IDS, и результаты работы во время войны еще раз показали, что наша стратегия эффективна», – пишет он. По его словам, общие продажи производителя в 2022 году выросли на 60%. Для сравнения: выручка конкурирующей IDS снизилась на 18%, до 4,6 млрд грн, рассказывал в январе в интервью NV СЕО компании Марко Ткачук.

Внутренний рынок воды тоже упал: количество потребителей бутилированной воды снизилось почти на треть, оценивали в начале января в Pro-Consulting.

Однако дело не только в помощи государству. Выбранный АРМА управляющий управляет компанией не бесплатно. За свои услуги он получает около 20–30% чистого дохода, рассказывал начальник отдела коммуникации АРМА Павел Бульдович.

История о передаче прав в управление – печальная, считает бывший совладелец «Моршинской» Кмить. «Государство не может продать этот актив, потому что нет законодательных изменений, а значит, может и не извлечь выгоды от проданного имущества, – объясняет он. – От передачи управления может быть и хуже, хоть и менеджмент «Карпатской Джерельной» мощный, но это не менеджмент IDS».

Кмить считает, что чтобы отсечь российских акционеров, достаточно обеспечить невыведение дивидендов за границу. IDS ранее заявляла, что в 2022-м акционеры не получили ни копейки дивидендов.

У «Карпатской Джерельной», кроме управления IDS, есть и другие планы. Компания весной 2023 возобновила начатое до войны строительство еще одного завода во Львовской области. Этот проект, где планируют запустить пять новых линий, должен быть завершен к 2024-му.

На новом заводе будет производиться 230 млн бутылок воды. В компании рассчитывают, что эти объемы обеспечат лидерство на рынке. «Обойдем известные «Моршинскую» и «Миргородскую» и станем номер один», – ранее рассказывал местному СМИ «Золочев.нет» директор компании Александр Краснюк.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд