ОККО, заправка ОККО /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Сети заправок платят очень разные суммы налогов с литра горючего – WOG втрое меньше, чем ОККО. Откуда такая разница и какими могут быть последствия

Сеть ОККО оказалась среди лидеров по уплате налогов по результатам исследования аналитиков Фото Getty Images

Исследование аналитиков и данных налоговой показало: ОККО и Socar платят с литра горючего больше 2 грн налогов. Вторая по размеру на рынке WOG – почти в три раза меньше. Аутсайдеры списка – на порядок меньше. Что это значит?

В прошлом году и в первой половине 2023-го сети автозаправок платили в бюджет с 1 л горючего от 10 копеек до 2,75 грн. К таким выводам пришли аналитики ИСЭТ и CASE Ukraine. Зарплаты работников топливных сетей, судя по уплате налогов, отличаются в 4,5 раза, свидетельствуют результаты исследования.

В то же время теневая доля на топливном рынке последовательно уменьшается с 27% в 2020 году до 11% в 2022-м и до 8% в первом квартале 2023-го, по оценке аналитиков. Почему «налоговые» показатели лидеров рынка ОККО и WOG отличаются в три раза и что может ожидать компании, которые платят государству меньше всего?

Сколько с литра горючего получает государство и почему

В первой половине 2023-го бензин А-95 стоил примерно 45–52 грн/л, дизель – 43–55 грн/л, по данным minfin.com.ua. Сколько из них уплатили в госбюджет – считал Олег Гетман, специалист Экономической экспертной платформы.

Больше всего с литра платит ОККО – 2,4 грн с литра во втором квартале 2023 года, согласно исследованию. По собственной оценке, OKKO заплатила 2,57 грн налогов с операционной деятельности за 1 литр проданного топлива во втором квартале 2023 года, в сравнении с предыдущим показателем 2,28 грн на литр», – говорит вицепрезидент OKKO Назар Купибида. OKKO включает в налог с операционной деятельности налог на прибыль, НДС (кроме импортного), розничный акциз, налог на доходы физических лиц, военный сбор, земельный налог, взнос на обязательное государственное пенсионное страхование, добавил он.

«По сравнению с прошлым годом наша компания значительно укрепила свои позиции на рынке, увеличив долю рынка и розничные продажи на АЗС», — объяснил Купибида причины увеличения суммы.

OKKO — это самая крупная частная сеть примерно с 400 заправок по всей Украине. Военный 2022-й компания завершила с прибылью, подтвердил ее глава Василий Даниляк в интервью Forbes. Только за первое полугодие 2022-го ОККО получила 3 млрд грн чистой прибыли, что на 20% больше, чем за весь 2021 год, выручка выросла на 64%, до 32,8 млрд грн.

Вторая по размеру частная сеть с 360 заправками WOG стабильно платила государству около 0,7–0,8 грн с литра. «Из-за старых валютных долгов компания в ближайшие годы не сможет достичь уровня ОККО по налогу на прибыль», – объясняет руководитель WOG Holding Андрей Пивоварский. По сравнению с 2021-м компания нарастила долю на рынке с 8–9% до 13–16%, говорил он в интервью Forbes.

Киевская сеть KLO платила государству до 1 грн с литра, как БРСМ и UPG.

В налоговом хвосте – «Авантаж» и сеть Prime с результатом до 0,5 грн за литр.

Сети заправок платят очень разные суммы налогов с литра горючего – WOG втрое меньше, чем ОККО. Откуда такая разница и какими могут быть последствия /Фото 1

Как считали? Исследование основывается на данных налоговой: объемы уплаченных налогов разделили на объемы розничных продаж горючего, рассказывает Гетман. Среди учитываемых налогов: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (18%), единый социальный взнос (22%) и другие. Импортный НДС и акциз не учитывали, говорит Гетман. «Почти все компании сейчас импортируют, эти суммы должны быть одинаковыми», – пояснил он.

Должны ли результаты быть одинаковыми в разных сетях? Нет. «По налогам на литр возможны аномалии», – говорит Гетман. В расчет включен налог на прибыль, который может зависеть от многих факторов, в том числе долгов и инвестиций, объясняет директор компании «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.

А вот зарплаты работников должны быть плюс-минус одинаковые, считают и Гетман, и Куюн. ОККО платит работнику в среднем 34 000 грн в месяц, свидетельствует исследование. Сумма так высока, потому что в сети во втором квартале 2023-го выплатили ежегодные бонусы персоналу, пояснил Купибида.

Socar и UPG платят в среднем около 25 000 грн в месяц, U.GO, Shell и Amic – примерно 20 000.

А вот вторая по размеру WOG – всего 14 600 грн. Результаты исследования по зарплатам в сети WOG в целом соответствуют действительности, если аналитики не учитывали вознаграждение работникам центрального офиса, сообщила пресс-служба компании.

Около минималки в среднем платят киевская сеть KLO и Prime, заправляющая грузовики.

Государственной «Укрнафты» вообще нет в исследовании. «Не смогли отделить налоги, уплаченные именно сетью АЗС», – говорит аналитик Гетман.

Сети заправок платят очень разные суммы налогов с литра горючего – WOG втрое меньше, чем ОККО. Откуда такая разница и какими могут быть последствия /Фото 2

Сеть заправок грузового транспорта Prime еще в июне попала в перечень подозрительных после заседания парламентской временной следственной комиссии (ВСК) 27 июня по экономической безопасности, которую возглавляет народный депутат Ярослав Железняк.

После той ВСК налоговая 1,5 месяца проверяла заправки Prime во всех регионах, рассказывает владелец сети Дмитрий Леушкин. «Нас разобрали на молекулы», – добавляет он и утверждает: в результате проверок нарушений не обнаружили. В то же время Prime судится из-за результатов проверок примерно в пяти случаях, добавляет Леушкин.

Почему Prime платит всего 0,2 грн/л? Компания переместилась из Харькова из-за войны, документы на прежние ООО утрачены, поэтому в официальной отчетности именно такие результаты, говорит Леушкин. Еще один его аргумент – АЗС-сети расположены в селах, там маржа меньше.

К чему приведет исследование о налоговой дисциплине сетей АЗС

Освещение темы создает социальное давление, поэтому некоторые сети анонсируют, что их показатели в третьем квартале значительно улучшатся, говорит Куюн.

Результаты работы позволили сети WOG планово повысить зарплаты работникам с 1 сентября, сообщила пресс-служба компании.

Prime будет постепенно улучшать показатели до 0,7–0,8 грн/л в первом квартале 2024-го, говорит Леушкин.

Аналитики проводили исследования в рамках работы парламентской ВСК, отмечает Железняк. «У нас есть все эти данные, нет никакой необходимости проводить еще одно заседание комиссии», – добавляет он.

Сейчас теневой сектор не растет, но задача – свести его к нулю, говорит Железняк. Уже состоялся ряд проверок сетей. Теперь должны активизироваться Национальная полиция и Бюро экономической безопасности, считает он.

Обновлено комментарием ОККО после публикации.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине