Из-за войны многие страны ЕС упростили требования о пребывании украинцев и предоставляют им льготы в доступе к рынку труда, образования и медицины. Однако статус лица, получившего временную защиту, не освобождает от обязанности платить налоги.
Важность налогового резидентства
Длительное пребывание за границей может стать основанием для изменения налогового резидентства. Украинские и иностранные налоговики сходятся в выводах, что, по крайней мере, в 2022 году большинство украинских переселенцев за границу останутся украинскими налоговыми резидентами.
Даже если по нормам местного налогового законодательства они будут квалифицироваться как налоговые резиденты другой страны, но по условиям Конвенций об избежании двойного налогообложения (Конвенции) такие физлица будут в большинстве случаев признаваться налоговыми резидентами Украины. Центр их жизненных интересов, то есть более тесные личные или экономические связи, остается в Украине.
Резидент должен отчитываться и платить налоги со всего своего дохода, независимо от того, в какой стране такой доход получен. А вот нерезидент – только относительно дохода, полученного из источников происхождения из страны нерезидентства.
То есть иностранное государство может иметь право облагать доход первым, а уже страна резидентства должна учесть такой иностранный налог и предоставить инструменты во избежание двойного налогообложения. В Украине это уменьшение украинского налогового обязательства физического лица на сумму иностранного налога через подачу в Украине годовой Декларации об имущественном положении и доходах (Декларация).
Почему возникает двойное налогообложение и когда платить налоги
Представим ситуацию: украинка, которая была вынуждена с детьми уехать в одну из стран ЕС в конце февраля 2022 года, продолжает удаленно работать в украинской компании и получает зарплату на счет в украинском банке. Конечно, украинский работодатель, являющийся налоговым агентом, удерживает с начисленной зарплаты налоги (налог с доходов физлиц – 18% и военный сбор – 1,5%) и уплачивает их в бюджет Украины.
Но не так все просто. Страна, предоставившая временное убежище, абсолютно правомочно попросит уплатить налог с такой зарплаты. Почему так?
Налогообложение зарплат регулируется статьей Конвенции, которая предусматривает, что физическое пребывание лица в стране более 183 дней в течение календарного года (а в некоторых Конвенциях – в любом непрерывном 12-месячном периоде, начавшемся или закончившемся в календарном году), дает право такой стране первой облагать налогом зарплату.
По международным нормам считается, что такой доход зарабатывается именно на территории страны, где физически находится сотрудник во время выполнения работы (т.е. источник происхождения) независимо от резидентства сотрудника и работодателя, а также в какой стране производится выплата. То есть, если украинка пробудет в стране ЕС до конца августа (для упрощения допустим, что она не выезжала за пределы этой страны), 183-дневный критерий пребывания в стране будет превышен.
В этот момент страна пребывания получит право на налогообложение всей зарплаты с первого дня в конце февраля 2022 года и за все дни фактического пребывания в стране. К примеру, украинская зарплата физлица, находившегося в Польше более 183 дней, будет подпадать под налогообложение в Польше как у налогового резидента, так и у нерезидента (по принципу источника происхождения).
Именно поэтому некорректны комментарии некоторых экспертов и СМИ, что письмом Министерства финансов Польши от 6 июля 2022 года подтверждается, что, якобы, все доходы украинцев не будут облагаться налогом в Польше. В этом письме речь не идет об освобождении от налогообложения зарплат, а лишь о том, что налоговые органы Польши не будут оспаривать, если украинец сохранит статус налогового резидента в Украине или добровольно решит заявить себя налоговым резидентом Польши.
Как и в Украине, в большинстве стран налогоплательщик обязан подать налоговую декларацию нерезидента, а также уплатить свое налоговое обязательство в начале следующего года, то есть в 2023-м за 2022 год. Следовательно, наша украинка должна заплатить за границей налог с зарплаты, с которой и так уже удержали 19,5% налогов в Украине.
То есть к моменту возврата по крайней мере части иностранного налога в Украине будет возникать двойное налогообложение зарплаты – еще одно бремя на плечи украинцев, которые из-за войны оказались вне дома.
Но это не все. В некоторых странах (например, в Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также потенциально в Латвии, Израиле, Германии и других) есть требования местного законодательства по представлению деклараций и/или уплаты авансовых платежей налога ежемесячно. То есть период двойного налогообложения начнется сразу после пересечения 183-дневного предела.
Кроме того, в некоторых странах (например, в Чехии, Словакии и Израиле) украинский работодатель должен зарегистрироваться в качестве налогового агента и платить удержанный налог с доходов своих работников. При невыполнении таких требований уже украинская компания становится нарушителем и должна нести за это ответственность в соответствии с иностранным законодательством.
Учитывая ограничения НБУ на осуществление платежей за границу украинскими юрлицами, эти требования просто невозможно будет выполнить.
Льготные инициативы
Ирландия и Литва, опережая других, проявили лояльность украинским налогоплательщикам. Несмотря на существующие Конвенции с Украиной, эти страны заявили об отказе в 2022 году (а Литва – до конца войны в Украине!) от права облагать налогом доходы украинцев, получаемые в результате удаленной работы у украинских работодателей, а также доходы от предпринимательской деятельности зарегистрированных в Украина частных предпринимателей.
Этот вопрос требует немедленного решения на международном уровне для формирования унифицированной позиции, например, через внесение изменений в вопросы неналогообложения непосредственно в Директиву. Тогда страны ЕС, предоставившие убежище украинцам, смогут внести изменения в законодательство, избегая бюрократических процедур и внутреннего политического давления.
Было бы логично и оправдано, если бы и другие страны также ввели инициативу освобождения от налогообложения украинских зарплат и предпринимательских доходов.
Украинские чиновники делают шаги по решению этих проблем не только из-за изменений НКУ, а именно на международном уровне. Но многие наши сограждане уже могут оказаться в положении, когда либо срочно нужно искать деньги для уплаты иностранного налога, либо оказаться вне закона.
Временным решением будет выехать за пределы страны пребывания до наступления 183 дней, но эта опция приемлема не для всех. Чтобы узнать о своих обязанностях в стране пребывания, рекомендуем обратиться к местным налоговым консультантам.
Примеру Ирландии и Литвы должны следовать другие страны в ЕС и за его пределами по обеспечению на время военных действий в Украине льготного режима налогообложения для украинцев. К сожалению, пока отсутствует информация о планируемых специальных изменениях в существующем налоговом законодательстве в других европейских странах, без которых нет основания для любого льготного налогообложения украинцев, и ситуация с де-факто двойным налогообложением украинских зарплат будет оставаться проблемой самих украинцев.
Эта публикация была подготовлена для общей информации по отдельным вопросам и не должна рассматриваться как замена профессиональной консультации. Перед тем как совершать какие-либо действия на основании информации, включенной в настоящую публикацию, обратитесь за профессиональной консультацией. Мы не делаем заявлений и не предоставляем гарантий (как явных, так и имеющихся в виду) относительно точности или полноты информации в этой публикации. В предусмотренных законодательством объемах мы не берем на себя никакой финансовой, гражданско-правовой или профессиональной ответственности за какие-либо последствия действий, совершенных или не совершенных вами и другими лицами в связи с информацией в настоящей публикации или решениями, принятыми на ее основе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.