Что руководителям следует учитывать и к чему готовиться для обеспечения бесперебойной работы своего бизнеса
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
У бизнеса бывают две полярные реакции на новые проблемы и вызовы. Одна – реактивная или фаталистическая – бизнес реагирует на событие или риск после того, как они становятся реальными. Реагирует четко, удачно. В то же время, бизнес почти не предпринимает подготовительных действий, планирования или тренировки. Логика такова: неопределенность велика, предсказать ситуацию почти невозможно, будем реагировать по факту, потому что мы уже ко всему готовы.
Другая реакция полностью противоположная – проактивная. Руководители бизнеса заранее разрабатывают стратегию подготовки и реагирования, выделяют ресурсы, общаются с командами на опережение и проводят тренировки. Второй подход увеличивает вероятность выживания и даже развития и успеха компании в условиях неопределенности. Он уменьшает риски и увеличивает возможности.
Прогноз развития ситуации с агрессией РФ
Согласно актуальным данным, риск полномасштабного вторжения РФ пока маловероятен. Но гибридная агрессия продолжается. Продолжается экономическое давление на Украину: через дезинформацию, кибератаки, продолжение энергетического шантажа и изменение поведения людей с помощью психологического давления.
За последнее время стоимость вторжения для агрессора значительно возросла. Привлечение Украиной международной поддержки (военной, санкционной и экономической) существенно уменьшает шансы открытой военной агрессии.
Какие настроения у работников
В конце января KSE вместе с исследовательской компанией Gradus Research провели социологическое исследование по поводу того, как украинцы воспринимают нынешнюю ситуацию:
● Насколько люди готовы к эскалации.
● Насколько проинформированы об инструкциях по обращению в случае возможной эскалации.
● Что ожидают от работодателей в случае эскалации.
72% людей считают экономическую безопасность (укрепление экономики и сохранение рабочих мест) таким же важным, как и укрепление армии.
Большинство населения (48%) не считает себя готовым к возможному кризису. Четверть опрошенных (25%) отвечает, что однозначно готова. Приблизительно столько же (27%) — затрудняются с ответом. К тому же большинство людей (65%) не получали никаких указаний, как вести себя в случае эскалации.
Главные ожидания от работодателей касаются следующих тем: гарантии выплаты заработной платы интересуют 42%, гарантии сохранения рабочего места – 35%. При эскалации 18% ожидает от работодателя благотворительной активности в пользу фронта, а 16% — тренингов по медицинской безопасности для сотрудников.
24% работников уже ожидают от руководства плана о том, что делать в случае эскалации. 10% заинтересовано в объяснении позиции собственника по ситуации.
Ключевой запрос у работников – четкая и регулярная коммуникация от топ-менеджмента. Чтобы уменьшить неопределенность, бизнесу важно объяснить работникам, что компания следит за ситуацией, имеет план действий и сделает все, чтобы обеспечить стабильность.
Фреймворк: как бизнесу думать о ситуации
Ключевым элементом выживания бизнеса в такой ситуации становится действенный антикризисный план (Contingency Plan), основанный на фактах и имеет четко прописанные шаги для ответа на угрозы.
Совместно с руководителями бизнесов, которые усиливают свою устойчивость, рабочая группа KSE разработала подход, который поможет бизнесу подготовить свой антикризисный план.
Цель такого плана – обеспечить непрерывность работы бизнеса и его способность быстро адаптироваться к новым реалиям. Он построен вокруг ключевых направлений, где могут возникать кризисы (информационная, энергетическая, кибер-, финансовая, физическая безопасность, безопасность цепей и безопасность человеческих ресурсов).
На чем фокусировать внимание
Ключевыми рисками, прежде всего, являются информационные атаки и киберугрозы. Они должны стать главными точками фокусировки для бизнеса на ближайшее время. Прямо сейчас бизнес может сделать тесты на киберуязвимость, провести тренинги по кибербезопасности, предоставить работникам инструкции по информационной гигиене.
Критически важно наладить регулярную коммуникацию с работниками и внешними стейкхолдерами компаний (партнерами, клиентами, провайдерами): объяснять им реальную ситуацию и готовность реагировать на возможные изменения.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.