Компания IDS («Моршинская») запустила линейку лимонадов с тремя вкусами – яблока, грейпфрута и апельсина с персиком. Одна из причин – запрос от потребителей на одновременно натуральный и сладкий напиток. Удастся ли производителю закрепиться на рынке
Крупнейший производитель бутилированной воды в Украине, группа IDS Ukraine, продолжает создавать нетипичные для себя продукты. В январе компания выпустила энергетический напиток «Воля». Теперь IDS запустила линейку лимонадов на основе сока и минеральной воды. С 20 апреля «Моршинская Лимонада» появится уже в торговых сетях. Об этом Forbes сообщили в пресс-службе компании.
«Лимонада» выпускается в бутылках 0,5 и 1,5 л и алюминиевой банке объемом 0,33 мл. В составе продукта – от 5 до 10% сока. «Украинские потребители хотят, с одной стороны, получать удовольствие от вкусных напитков, а с другой – предпочитают натуральные продукты», – объясняет причины запуска «Лимонады» генеральный директор IDS Ukraine Марко Ткачук. Всего IDS инвестировала в новый продукт 438 млн грн.
В 2022 году объем рынка сладких газированных напитков в Украине сократился на около 28% и составил 1,3 млрд л, оценивает генеральный директор консалтинговой компании Pro-Consulting Александр Соколов. В то время как рынок лимонада уменьшился на 23–25%. Однако дело не в потребительском поведении. «Большинство производителей лимонада были более стабильными, потому что, например, Coca-Cola и Pepsi прекращали производство», – объясняет Соколов.
Сейчас лидерами рынка лимонадов является компания «Оболонь» («Лимонад» и «Живчик») с долей около 35% и «Бон Буассон» (серия «Классические лимонады») – 20%.
Какие перспективы может иметь новый продукт IDS «Моршинская Лимонада»?
Кому принадлежит IDS Ukraine
Мажоритарными акционерами IDS Ukraine были совладельцы «Альфа-Групп» – российские бизнесмены Михаил Фридман и его партнеры. В конце февраля 2022 года Европейский Союз ввел санкции против Фридмана и его бизнес-партнера Петра Авена.
В Украине санкции против российского бизнесмена и его партнеров по Альфа-Банку были введены в октябре 2022-го. Еще летом 2022 года российские акционеры безвозмездно передали 7,73% акций материнской компании IDS Borjomi International. После чего доля подсанкционных россиян снизилась в украинской компании до 49,99%.
Остальные доли акционеров распределяются следующим образом: 34% акций имеют граждане Великобритании, члены семьи Бадри Патаркацишвили, около 10% разделены между миноритарными акционерами, рассказывал в декабре миноритарный акционер IDS Ukraine Всеволод Билас.
Рынок «на вырост»
На рынке сладких газированных напитков самой популярной категорией является кола. Она занимает долю 25% от общего рынка. Категория лимонадов занимает второе место. На это влияет и то, что главные игроки, Coca-Cola и Pepsi, активны в проведении рекламных кампаний, объясняет Соколов из Pro-Consulting.
В результате украинцы пьют примерно в семь раз меньше лимонада, чем европейцы, говорит директор по коммуникациям Coca-Cola Ukraine Андрей Бублик.
И действительно, рынок лимонада в Украине большой, но в разрезе ассортимента достаточно консервативный, отмечает бренд-менеджер компании «Уманьпиво» Яна Крыжановская.
Однако у украинцев часто меняются вкусы, потребители любят инновации, говорит директор по маркетингу Ascania FMCG Инна Сирченко. Компания выпускает безалкогольные напитки – квас «Ярило» и энергетик «Бандера смузи». Это дает перспективу для нового продукта, считает Сирченко.
Соколов из Pro-Consulting соглашается. По его мнению, новый продукт будет интересен супермаркетам. Хотя бы потому, что благодаря выходу на рынок игрока уровня IDS торговые сети могут рассчитывать на крупного поставщика лимонадов со стабильным производством.
Новый управляющий для IDS Ukraine
В июне 2022 года Шевченковский районный суд Киева по ходатайству Офиса генпрокурора арестовал корпоративные права компаний из группы IDS Ukraine. Их стоимость – 53,4 млн грн, сообщало тогда Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ).
9 и 11 ноября Шевченковский суд передал в АРМА 100% корпоративных прав дистрибьюторской компании IDS и Моршинского завода минеральных вод, арестованных потому, что среди акционеров IDS были подсанкционные российские бизнесмены. Позже АРМА объявило конкурс на управляющего для активов.
В середине марта компания «Карпатские минеральные воды», производящая «Карпатскую Джерельную», стала победителем конкурса, где производят минеральную воду «Моршинская», а также дистрибуционной компании IDS. Корпоративные права на эти активы перейдут в управление конкурента после их оценки и заключения договора управления, отмечают в АРМА.
Управляющий за свои услуги имеет право получать около 20–30% чистого дохода, рассказывал в декабре начальник отдела коммуникации АРМА Павел Бульдович.
Однако за корпоративные права «Моршинской» еще предстоит сразиться. В IDS Ukraine заявили, что будут оспаривать результаты конкурса АРМА в украинских и международных судах. «При назначении управляющего был допущен ряд нарушений», – говорилось в сообщении компании.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.