Транспортная компания Ахметова ухватилась за европейский тренд. Сколько «Лемтранс» может заработать на контейнерных терминалах /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Транспортная компания Ахметова ухватилась за европейский тренд. Сколько «Лемтранс» может заработать на контейнерных терминалах

3 хв читання

Getty Images

Транспортная компания «Лемтранс», входящая в группу СКМ Рината Ахметова, построила крупнейший частный контейнерный терминал на границе с Польшей за 230 млн грн. Теперь в планах – создать сеть подобных комплексов по всей стране. Как компания самого богатого украинца планирует зарабатывать на терминалах

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

«Для нас это, безусловно, выход на качественно новый уровень», – говорит Владимир Мезенцев, генеральный директор «Лемтранса». Компания, более 20 лет перевозившая, прежде всего, уголь и железную руду в полувагонах, начала заниматься новым для себя бизнесом – перегрузкой и перевозкой контейнеров.

«Контейнерные перевозки – это об универсальности, – говорит Андрей Прохорченко, профессор Украинского государственного университета железнодорожного транспорта. Поэтому они приобретают все большую популярность на железных дорогах Европы». В Германии почти половина всех грузов на железной дороге перевозится в контейнерах, в соседней Польше – около 11%, но эта доля ежегодно растет. В Украине уровень контейнеризации грузов на железной дороге – около 2%, по данным «Укрзализныци» на конец 2021 года.

В январе 2021-го «Лемтранс» приобрел мультимодального контейнерного оператора «Левада Карго», владеющего собственным парком фитинговых платформ и контейнеров разного типа. «Это позволило сделать большой шаг по выходу на новые рынки как внутренние, так и внешние», – добавляет руководитель «Лемтранса».

Летом 2022-го «Левада Карго» совместно с партнером «Рейл Транс Инвестмент» запустили Контейнерный терминал Мостиска (КТМ) вблизи границы с Польшей.

Место строительства нового объекта оказалось удачным. Из-за разницы ширины путей (1520 мм в Украине и 1435 мм в Польше) грузы, в том числе контейнеры, нужно перегружать из вагона на вагон. С одной стороны, это существенно снижает скорость экспорта и импорта грузов, а с другой – создает стабильный спрос на перегрузку товаров в логистических центрах вблизи границы. Преимущество КТМ – терминал имеет пути обоих стандартов, а значит, может принимать как украинские, так и европейские вагоны.

КТМ – пока крупнейший частный контейнерный терминал на украинско-польской границе мощностью 100 000 TEU в год, или 5 млн т грузов. Рядом на станции Мостиска-II также есть перегрузочная площадка УЗ, однако ее технические возможности не отвечают современным потребностям бизнеса. В 2017-2018 годах УЗ пыталась реанимировать его и даже планировала построить новый терминал, но эти планы так и не реализованы.

предоставлено пресс-службой

КТМ – пока крупнейший частный контейнерный терминал на украинско-польской границе Фото предоставлено пресс-службой

Инвестиции «Лемтранс» в КТМ в 2021-2022 годах составили около 230 млн грн. Еще более 200 млн грн «Лемтранс» вложил в приобретение более 240 фитинговых платформ. Срок окупаемости инвестиций «Лемтранс» не раскрывает.

Средняя стоимость обработки одного 20-футового контейнера на польской границе колеблется в пределах €30-50, говорят на условиях анонимности опрошенные Forbes экспедиторы. То есть годовой доход КТМ может составить не менее 120 млн грн только от перегрузки контейнеров.

Forbes оценивает компанию «Лемтранс» Рината Ахметова в $224 млн. Прибыль компании в 2021 году 703,5 млн грн за выручки 9,8 млрд грн. Общая оценка состояния самого богатого украинца на декабрь 2022-го – $4,4 млрд.

Война вносит коррективы

Первоначально терминал планировался исключительно как контейнерный, однако война внесла свои коррективы. Компания дополнительно построила зерновой терминал мощностью 720 000 тонн в год, говорит Владимир Деменко, директор «Левада Карго». После блокады Россией украинских морских портов основной путь экспорта начал проходить через западную границу Украины, прежде всего, с Польшей.

Сейчас КТМ обрабатывает контейнеры, зерно, растительное масло, генеральные грузы. За первые месяцы работы, пришедшиеся на вторую половину 2022-го, терминал в Мостиске обработал 3500 TEU контейнеров, 50 000 т зерновых, 20 000 литров масла, 20 000 т генеральных грузов. Товары, перегружаемые на КТМ, направляются на внутренний рынок Польши или идут транзитом в третьи страны через морские порты Гданьск и Гдыня или по железной дороге в Германию и страны Бенилюкса.

Лемтранс хочет удвоить мощности терминала, но пока эти планы на паузе. Слабое звено – пропускная способность украинско-польской границы из-за разницы в ширине путей в Украине и ЕС. Ситуацию может исправить развитие транспортной инфраструктуры Украины в рамках европейской сети TEN-T, в которую наша страна была включена в прошлом году.

«Это позволит привлечь финансирование из европейских фондов на развитие железнодорожной инфраструктуры с обеих сторон границы», – говорит профессор Андрей Прохорченко. Однако подготовка подобных проектов требует длительного времени и межгосударственных консультаций, добавляет он.

предоставлено пресс-службой

предоставлено пресс-службой

Сеть терминалов

Стратегия «Лемтранс» – создать сеть контейнерных терминалов по всей Украине, говорит Мезенцев, СЕО компании. Первый терминал на 80 000 TEU может появиться в Фастове, где компания уже арендовала 9 га рядом с железнодорожной станцией Фастов-II. Вторая приоритетная локация – в Виннице.

«Лемтранс» пока не объявляет сроки начала строительства и общие объемы инвестиций. «В перспективе у каждого областного центра Украины будет хотя бы один или два контейнерных терминала, как в Германии, Нидерландах или любой другой стране Евросоюза», – говорит Владимир Деменко из «Левада Карго».

После публикации в статье был уточнен владелец компании «Рейл Транс Инвестмент».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд