Транспортная компания «Лемтранс», входящая в группу СКМ Рината Ахметова, построила крупнейший частный контейнерный терминал на границе с Польшей за 230 млн грн. Теперь в планах – создать сеть подобных комплексов по всей стране. Как компания самого богатого украинца планирует зарабатывать на терминалах
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Для нас это, безусловно, выход на качественно новый уровень», – говорит Владимир Мезенцев, генеральный директор «Лемтранса». Компания, более 20 лет перевозившая, прежде всего, уголь и железную руду в полувагонах, начала заниматься новым для себя бизнесом – перегрузкой и перевозкой контейнеров.
«Контейнерные перевозки – это об универсальности, – говорит Андрей Прохорченко, профессор Украинского государственного университета железнодорожного транспорта. Поэтому они приобретают все большую популярность на железных дорогах Европы». В Германии почти половина всех грузов на железной дороге перевозится в контейнерах, в соседней Польше – около 11%, но эта доля ежегодно растет. В Украине уровень контейнеризации грузов на железной дороге – около 2%, по данным «Укрзализныци» на конец 2021 года.
В январе 2021-го «Лемтранс» приобрел мультимодального контейнерного оператора «Левада Карго», владеющего собственным парком фитинговых платформ и контейнеров разного типа. «Это позволило сделать большой шаг по выходу на новые рынки как внутренние, так и внешние», – добавляет руководитель «Лемтранса».
Летом 2022-го «Левада Карго» совместно с партнером «Рейл Транс Инвестмент» запустили Контейнерный терминал Мостиска (КТМ) вблизи границы с Польшей.
Место строительства нового объекта оказалось удачным. Из-за разницы ширины путей (1520 мм в Украине и 1435 мм в Польше) грузы, в том числе контейнеры, нужно перегружать из вагона на вагон. С одной стороны, это существенно снижает скорость экспорта и импорта грузов, а с другой – создает стабильный спрос на перегрузку товаров в логистических центрах вблизи границы. Преимущество КТМ – терминал имеет пути обоих стандартов, а значит, может принимать как украинские, так и европейские вагоны.
КТМ – пока крупнейший частный контейнерный терминал на украинско-польской границе мощностью 100 000 TEU в год, или 5 млн т грузов. Рядом на станции Мостиска-II также есть перегрузочная площадка УЗ, однако ее технические возможности не отвечают современным потребностям бизнеса. В 2017-2018 годах УЗ пыталась реанимировать его и даже планировала построить новый терминал, но эти планы так и не реализованы.
Инвестиции «Лемтранс» в КТМ в 2021-2022 годах составили около 230 млн грн. Еще более 200 млн грн «Лемтранс» вложил в приобретение более 240 фитинговых платформ. Срок окупаемости инвестиций «Лемтранс» не раскрывает.
Средняя стоимость обработки одного 20-футового контейнера на польской границе колеблется в пределах €30-50, говорят на условиях анонимности опрошенные Forbes экспедиторы. То есть годовой доход КТМ может составить не менее 120 млн грн только от перегрузки контейнеров.
Forbes оценивает компанию «Лемтранс» Рината Ахметова в $224 млн. Прибыль компании в 2021 году 703,5 млн грн за выручки 9,8 млрд грн. Общая оценка состояния самого богатого украинца на декабрь 2022-го – $4,4 млрд.
Война вносит коррективы
Первоначально терминал планировался исключительно как контейнерный, однако война внесла свои коррективы. Компания дополнительно построила зерновой терминал мощностью 720 000 тонн в год, говорит Владимир Деменко, директор «Левада Карго». После блокады Россией украинских морских портов основной путь экспорта начал проходить через западную границу Украины, прежде всего, с Польшей.
Сейчас КТМ обрабатывает контейнеры, зерно, растительное масло, генеральные грузы. За первые месяцы работы, пришедшиеся на вторую половину 2022-го, терминал в Мостиске обработал 3500 TEU контейнеров, 50 000 т зерновых, 20 000 литров масла, 20 000 т генеральных грузов. Товары, перегружаемые на КТМ, направляются на внутренний рынок Польши или идут транзитом в третьи страны через морские порты Гданьск и Гдыня или по железной дороге в Германию и страны Бенилюкса.
Лемтранс хочет удвоить мощности терминала, но пока эти планы на паузе. Слабое звено – пропускная способность украинско-польской границы из-за разницы в ширине путей в Украине и ЕС. Ситуацию может исправить развитие транспортной инфраструктуры Украины в рамках европейской сети TEN-T, в которую наша страна была включена в прошлом году.
«Это позволит привлечь финансирование из европейских фондов на развитие железнодорожной инфраструктуры с обеих сторон границы», – говорит профессор Андрей Прохорченко. Однако подготовка подобных проектов требует длительного времени и межгосударственных консультаций, добавляет он.
Сеть терминалов
Стратегия «Лемтранс» – создать сеть контейнерных терминалов по всей Украине, говорит Мезенцев, СЕО компании. Первый терминал на 80 000 TEU может появиться в Фастове, где компания уже арендовала 9 га рядом с железнодорожной станцией Фастов-II. Вторая приоритетная локация – в Виннице.
«Лемтранс» пока не объявляет сроки начала строительства и общие объемы инвестиций. «В перспективе у каждого областного центра Украины будет хотя бы один или два контейнерных терминала, как в Германии, Нидерландах или любой другой стране Евросоюза», – говорит Владимир Деменко из «Левада Карго».
После публикации в статье был уточнен владелец компании «Рейл Транс Инвестмент».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.