Категория
Картина дня
Дата

Угроза национализации. Прокуратура арестовала акции крупнейшего в Украине производителя вагонов из-за «российского следа». Что будет с заводом

Акции Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) арестовали по требованию Офиса генпрокурора. Причина – закупка комплектующих у компаний, связанных с его акционером, гражданином РФ Станиславом Гамзаловым. Что угрожает крупнейшему в Украине производителю вагонов

Совладелец и руководитель Крюковского вагоностроительного завода Владимир Приходько

Совладелец и руководитель Крюковского вагоностроительного завода Владимир Приходько

«По ходатайству прокуратуры корпоративные права КВСЗ арестованы и решается вопрос передачи их в управление АРМА», – сообщила вечером 31 мая Киевская городская прокуратура. По версии следствия, Крюковский вагоностроительный завод системно закупал по завышенным ценам детали для строительства вагонов у предприятий из РФ при наличии более дешевых украинских аналогов.

Прокуратура считает, что разоблачила схему вывода денежных средств на счета российских предприятий при содействии гражданина РФ, владеющего 25% акций КВСЗ. Деньги предприятия, по версии прокуратуры, могли использоваться для «финансирования насильственного захвата государственной власти, изменения границ государственной границы Украины». У каких компаний закупали детали, следователи не разглашают.

Кому принадлежит Крюковский вагоностроительный завод

Крупнейшего в Украине производителя вагонов КВСЗ контролирует Владимир Приходько, 79, и члены его семьи – им опосредованно принадлежат 45% акций компании. Еще 25% акций предприятия владеет эстонская Skinest Finants, которую контролирует бизнес-партнер Приходько Олег Осиновский.

Единственный гражданин России среди бенефициарных владельцев – председатель совета директоров производителя вагонов «Завод металлоконструкций» (город Энгельс, Саратовская область, РФ) Станислав Гамзалов. Он стал акционером КВСЗ в 2012 году, выкупил акции группы ТАС Сергея Тигипко. И сейчас через компанию OW Capital Management GmbH владеет 25% акций КВСЗ.

Утрата российского рынка поставила КВСЗ в критическую ситуацию: в 2015 году он выпустил всего 400 грузовых вагонов и получил 500 млн грн ущерба, но затем дела наладились. 2019 год КВСЗ закончил в статусе крупнейшего вагоностроителя Украины с выручкой 8,3 млрд грн и почти 830 млн грн чистой прибыли.

Согласно последней публично доступной финансовой отчетности КВСЗ, компания за девять месяцев 2021 года имела чистый убыток в 237 млн грн. В прошлом году завод произвел 1001 грузовой вагон. В рекордном для себя 2012 году такое количество производилось ежемесячно.

Основной заказ завода – 1000 пассажирских вагонов стоимостью 3 млрд грн – получен от «Укрзализныци» в 2021 году. Контракт выполнили примерно на 50%, говорит глава УЗ Александр Камышин. Также КВСЗ строит для железной дороги пять дизель-поездов (три из которых уже поставлены) и имеет контракт на их сервисное обслуживание.

Позиции сторон

Публично о том, что КВСЗ перешел на закупки комплектующих из России, стало известно в начале 2021 года. БизнесЦензор со ссылкой на данные российской таможни сообщил, что каждый шестой вагон завода, произведенный в 2020 году, имел российские комплектующие. Также издание предоставило их список. Владимир Приходько тогда объяснял закупки у РФ низкой ценой и отсутствием украинских аналогов.

В КВСЗ официально не комментируют дело. Компания предоставила копии всех документов, которые требовало следствие, рассказал Forbes на условиях анонимности топ-менеджер завода. В своем заявлении прокуратура сообщила об изъятых документах, «подтверждающих противоправные действия, совершенные гражданином РФ». Впрочем, в компании отрицают все обвинения.

«Не исключаем, что кто-то хочет «отжать», – говорит один из топ-менеджеров завода. – Один из вариантов – долги «Укрзализныци». Сказать, что платить нельзя по уголовному производству». По данным представителя завода, УЗ задолжала 500 млн грн за отгруженную продукцию. Около 40% – довоенные долги.

Камышин говорит, что УЗ не планирует отказываться от обязательств. «Передача корпоративных прав в Арма – нормальный шаг. Но мы рассчитываем дальше работать по действующим контрактам и выполнять обязательства», – уверяет он.

В КВСЗ говорят, что арест акций не влияет на операционную деятельность – компания будет выполнять все контракты.

Что будет с заводом

«Факт, что арест наложили на корпоративные права, свидетельствует о том, что вероятная цель – их национализация, а не «наезд» на само предприятие», – говорит директор юридически-консалтинговой компании «Де-юре» Григорий Трипульский. Процедура прописана в специальном законе о принудительном изъятии в Украине объектов права собственности Российской Федерации и его резидентов. Такое решение должны принимать правительство и СНБО.

В рамках закона о санкциях Высший антикоррупционный суд может взыскать в доход государства часть имущества КВСЗ, говорит адвокат объединения «Чудовский и партнеры» Леонид Горшенин. Для этого необходимо доказать, что собственники своими действиями создали существенную угрозу национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины. Или в значительной степени способствовали совершению таких действий другими лицами (в том числе путем финансирования российских компаний).

Могут ли арестовать все акции? «Вероятность есть, – считает партнер, адвокат Аrzinger Юрий Сухов. – Если средства российским компаниям перечислялись после начала полномасштабной войны». По его словам, передать корпоративные права в управление АРМА не просто – нужны существенные доказательства и решение суда. Но если АРМА получит право на управление, то оно может влиять на управленческие решения и кадровую политику.

Материалы по теме