Категория
Картина дня
Дата

Угроза национализации. Прокуратура арестовала акции крупнейшего в Украине производителя вагонов из-за «российского следа». Что будет с заводом

Акции Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) арестовали по требованию Офиса генпрокурора. Причина – закупка комплектующих у компаний, связанных с его акционером, гражданином РФ Станиславом Гамзаловым. Что угрожает крупнейшему в Украине производителю вагонов

Совладелец и руководитель Крюковского вагоностроительного завода Владимир Приходько

Совладелец и руководитель Крюковского вагоностроительного завода Владимир Приходько

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

«По ходатайству прокуратуры корпоративные права КВСЗ арестованы и решается вопрос передачи их в управление АРМА», – сообщила вечером 31 мая Киевская городская прокуратура. По версии следствия, Крюковский вагоностроительный завод системно закупал по завышенным ценам детали для строительства вагонов у предприятий из РФ при наличии более дешевых украинских аналогов.

Прокуратура считает, что разоблачила схему вывода денежных средств на счета российских предприятий при содействии гражданина РФ, владеющего 25% акций КВСЗ. Деньги предприятия, по версии прокуратуры, могли использоваться для «финансирования насильственного захвата государственной власти, изменения границ государственной границы Украины». У каких компаний закупали детали, следователи не разглашают.

Кому принадлежит Крюковский вагоностроительный завод

Крупнейшего в Украине производителя вагонов КВСЗ контролирует Владимир Приходько, 79, и члены его семьи – им опосредованно принадлежат 45% акций компании. Еще 25% акций предприятия владеет эстонская Skinest Finants, которую контролирует бизнес-партнер Приходько Олег Осиновский.

Единственный гражданин России среди бенефициарных владельцев – председатель совета директоров производителя вагонов «Завод металлоконструкций» (город Энгельс, Саратовская область, РФ) Станислав Гамзалов. Он стал акционером КВСЗ в 2012 году, выкупил акции группы ТАС Сергея Тигипко. И сейчас через компанию OW Capital Management GmbH владеет 25% акций КВСЗ.

Утрата российского рынка поставила КВСЗ в критическую ситуацию: в 2015 году он выпустил всего 400 грузовых вагонов и получил 500 млн грн ущерба, но затем дела наладились. 2019 год КВСЗ закончил в статусе крупнейшего вагоностроителя Украины с выручкой 8,3 млрд грн и почти 830 млн грн чистой прибыли.

Согласно последней публично доступной финансовой отчетности КВСЗ, компания за девять месяцев 2021 года имела чистый убыток в 237 млн грн. В прошлом году завод произвел 1001 грузовой вагон. В рекордном для себя 2012 году такое количество производилось ежемесячно.

Основной заказ завода – 1000 пассажирских вагонов стоимостью 3 млрд грн – получен от «Укрзализныци» в 2021 году. Контракт выполнили примерно на 50%, говорит глава УЗ Александр Камышин. Также КВСЗ строит для железной дороги пять дизель-поездов (три из которых уже поставлены) и имеет контракт на их сервисное обслуживание.

Позиции сторон

Публично о том, что КВСЗ перешел на закупки комплектующих из России, стало известно в начале 2021 года. БизнесЦензор со ссылкой на данные российской таможни сообщил, что каждый шестой вагон завода, произведенный в 2020 году, имел российские комплектующие. Также издание предоставило их список. Владимир Приходько тогда объяснял закупки у РФ низкой ценой и отсутствием украинских аналогов.

В КВСЗ официально не комментируют дело. Компания предоставила копии всех документов, которые требовало следствие, рассказал Forbes на условиях анонимности топ-менеджер завода. В своем заявлении прокуратура сообщила об изъятых документах, «подтверждающих противоправные действия, совершенные гражданином РФ». Впрочем, в компании отрицают все обвинения.

«Не исключаем, что кто-то хочет «отжать», – говорит один из топ-менеджеров завода. – Один из вариантов – долги «Укрзализныци». Сказать, что платить нельзя по уголовному производству». По данным представителя завода, УЗ задолжала 500 млн грн за отгруженную продукцию. Около 40% – довоенные долги.

Камышин говорит, что УЗ не планирует отказываться от обязательств. «Передача корпоративных прав в Арма – нормальный шаг. Но мы рассчитываем дальше работать по действующим контрактам и выполнять обязательства», – уверяет он.

В КВСЗ говорят, что арест акций не влияет на операционную деятельность – компания будет выполнять все контракты.

Что будет с заводом

«Факт, что арест наложили на корпоративные права, свидетельствует о том, что вероятная цель – их национализация, а не «наезд» на само предприятие», – говорит директор юридически-консалтинговой компании «Де-юре» Григорий Трипульский. Процедура прописана в специальном законе о принудительном изъятии в Украине объектов права собственности Российской Федерации и его резидентов. Такое решение должны принимать правительство и СНБО.

В рамках закона о санкциях Высший антикоррупционный суд может взыскать в доход государства часть имущества КВСЗ, говорит адвокат объединения «Чудовский и партнеры» Леонид Горшенин. Для этого необходимо доказать, что собственники своими действиями создали существенную угрозу национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины. Или в значительной степени способствовали совершению таких действий другими лицами (в том числе путем финансирования российских компаний).

Могут ли арестовать все акции? «Вероятность есть, – считает партнер, адвокат Аrzinger Юрий Сухов. – Если средства российским компаниям перечислялись после начала полномасштабной войны». По его словам, передать корпоративные права в управление АРМА не просто – нужны существенные доказательства и решение суда. Но если АРМА получит право на управление, то оно может влиять на управленческие решения и кадровую политику.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине