ІТ уже пять лет подряд является привлекательной отраслью для студентов и профессионалов. Студенты обращают особое внимание на компании, где можно развиваться, а опытные работники ищут конкурентную зарплату
Список крупнейших экспортеров, год войны Зеленского, приключения Баффета в Украине, реанимация бизнеса Rozetka и еще два десятка эксклюзивных материалов. Forbes Украина выпустила новый номер журнала. Купить его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.
Об исследовании EY
Исследование EY в Украине (Ernst & Young) «Лучший работодатель» проводится компанией ежегодно с 2005 года. Его методология позволяет заказчикам лучше понять предпочтения кандидатов на рынке, а также сформировать гипотезы и план развития бренда работодателя. В этом году исследование адаптировано к современным реалиям в Украине – содержит вопрос об изменении ожиданий кандидатов от работодателей в условиях войны и вопрос о том, как текущая ситуация повлияла на возможности трудоустройства кандидатов, а также добавлены новые факторы привлекательности работодателей и причины смены места работы.
По результатам исследования 2022 года, почти половина профессионалов и студентов поменяли свои ожидания от работодателей (49% и 41% соответственно), а для 52% опытных респондентов стало труднее получить желаемую работу после начала полномасштабной войны (среди студентов эта цифра еще выше – 61% ).
Компании подтверждают, что смена приоритетов соискателей является одним из ключевых вызовов, с которыми они столкнулись с начала войны, а непонимание целевой аудитории является основополагающей сложностью в процессе построения эффективного бренда работодателя.
Главные выводы из исследования:
- IТ уже пять лет подряд является наиболее привлекательной отраслью для студентов и профессионалов с существенным отрывом от других отраслей, таких как FMCG и розничная торговля (подробности ниже). Неожиданный факт – самую позитивную динамику по сравнению с прошлым годом продемонстрировал государственный сектор (Офис президента, Верховная Рада и ВСУ)
- Среди наиболее часто упоминавшихся компаний обеими категориями респондентов в этом году являются (по алфавиту): «Генезис», «ГлобалЛоджик», «Гугл Украина», «ЭПАМ Системз», «СофтСерв» и «Филипп Моррис Украина»
- Возможности карьерного роста традиционно являются самым важным критерием выбора работодателя для студентов. Последние обращают особое внимание на компании, дающие возможности для развития как личностно, так и профессионально. В этом году значительно возросла приоритетность таких факторов, как готовность брать на работу студентов и наличие программ стажировки.
- Для кандидатов с опытом важно работать в компаниях с конкурентной зарплатой и там, где у них будет возможность максимально реализовать свой потенциал.
- Тройку наиболее важных факторов закрывает корпоративная культура, продемонстрировав существенный рост по сравнению с прошлым годом.
- Наиболее популярными источниками информации о работодателях для обеих категорий респондентов являются СМИ и социальные сети. Причем сайты по трудоустройству пользуются большей популярностью среди студентов, чем среди кандидатов с опытом.
- В последние годы снижается популярность корпоративных сайтов как источника информации о компаниях. А родственники и знакомые остаются стабильным инфоканалом о работодателях.
Советы компаниям, как работать с брендом работодателя
- Регулярно определяйте все свои целевые аудитории, поскольку они могут меняться в зависимости от изменений бизнес-стратегии (важно помнить, что целевых аудиторий любой компании всегда будет несколько).
- Регулярно отслеживайте изменения предпочтений всех своих целевых аудиторий, так как они быстро меняются и отличаются для каждой группы/категории кандидатов.
- Внимательно прислушивайтесь к своим сотрудникам, чтобы понимать состояние организационного здоровья компании и определить, есть ли какие-то критические различия между внешним и внутренним восприятием компании как работодателя (это требует регулярных тщательных внутренних исследований).
- Анализируйте то, как компания выглядит на фоне конкурентов, как в интернет-пространстве (например, тематика, частота публикаций, какое позиционирование и ключевые месседжи доносят, что о компании пишут СМИ и кандидаты/сотрудники/бывшие сотрудники и т.п.), так и по набору предложенных компонентов ценностного предложения работодателя по каждой целевой аудитории.
- Используйте синергетический эффект от сочетания силы корпоративного, продуктового бренда и бренда работодателя – это потребует от организации мощного сотрудничества между многочисленными функциями.
- Занимайтесь управлением брендом постоянно и систематически, потому что если вы не двигаетесь вперед, то вы непременно стремительно «откатываетесь» назад, потому что управление брендом работодателя – это не разовая работа, а целенаправленный и методический процесс.
- Если брендом работодателя не управлять, то имидж работодателя сложится стихийно и, скорее всего, не такой, какой необходим для эффективного достижения целей компании.

Об аналитике
Для лучшего понимания целевой аудитории, а также современных рыночных тенденций, мы готовим для заказчиков-работодателей разные аналитические отчеты: от общеотраслевых до специализированных (в соответствии с запросом по параметрам целевой аудитории и различным аспектам анализа).
Результаты исследования используются обычно сотрудниками HR, маркетинга, PR и корпоративных коммуникаций в процессе разработки HR-стратегии, адаптации ценностного предложения работодателя (EVP), а также для целей рекрутинга и даже пиара.
Исследование «Лучший работодатель» является лишь частью оценки внешнего имиджа работодателей в соответствии с нашим подходом (см. схему ниже), поэтому мы всегда советуем не ограничиваться исключительно внешними аспектами оценки, а целостно подходить к вопросу и большое внимание уделять внутренней целевой аудитории, поскольку именно она больше всего влияет на имидж работодателя.
