Ростислав Вовк /из архива «Кормотех»
Категория
Компании
Дата

«В Европе нет супермаржи, зато есть длительное планирование». Как заработать $150 млн на кормах для кошек и собак? Интервью с совладельцем «Кормотех» Ростиславом Вовком

Ростислав Вовк Фото из архива «Кормотех»

Производитель кормов Optimeal, Club 4 Paws, «Гав!», «Мяу!» и Private Label за военный год увеличил выручку со $110 млн до $124 млн. Расти помог экспорт, который подскочил почти на четверть, рассказывает СЕО и совладелец «Кормотех» Ростислав Вовк в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes. Как производитель планирует достичь увеличения продаж и что советует бизнесам, которые хотят выйти на международные рынки.

Ростислав Вовк, 43, родился во Львове. Окончил Львовский банковский институт. В начале 2000-х вместе с отцом и сестрой Еленой основал компанию по производству кормов для кошек и собак «Кормотех». Сейчас в компании работают 1300 человек.

«Кормотех» имеет распределительные центры в Европе, три завода в Украине и Литве мощностью более 80 000 т. «Кормотех» экспортирует продукцию в 40 стран мира, но фокусируется на пяти странах, таких как Литва, Румыния, Молдова, Польша и США.

В сентябре 2023 года компания запустила Kormotech Ventures – венчурный фонд для инвестиций в стартапы в сфере заботы о животных. Также «Кормотех» приобрела контрольный пакет Rocketo, молодого литовского производителя органических кормов.

Что планирует производитель в следующей пятилетней стратегии, чем закончился эксперимент с запуском бизнеса в США и что советует небольшим производителям, желающим выйти на международный рынок.

О результатах пятилетней стратегии «Кормотех»

2023-й – последний год нашей пятилетней стратегии 2018–2023. Мы должны выйти на $150 млн дохода. Рассчитываем доход в долларах, потому что это возвращает нас к цели войти в 50 крупнейших производителей мира, по версии американского журнала Pet Food Industries. По результатам 2021 года, мы были 51-ми в мире, по результатам 2022-го – на 55-м месте.

В прошлом году заняли первое место среди украинских конкурентов не только по количеству тонн, но и денег. За тоннами мы давно обогнали наших мультинациональных конкурентов, за оборотом этого года закрепимся на лидирующей позиции.

Соотношение продаж в Украине к продаже на экспорт в прошлом году было примерно 77% до 23%. Цель в этом году – 70% на 30%. Второй квартал мы сработали 72% продаж на украинском рынке к 28% экспорта, в третьем квартале выходим на свои цели.

Продолжаем инвестировать в производственные мощности. Во втором квартале 2023 года завершили расширение на 25% нашей литовской фабрики. Сейчас стартует новая линия на украинской фабрике производства «мокрого» питания. Мы инвестировали в нее около €8 млн и расширили этот завод на 65%. Его мощность была 17 000 т в год, сейчас она вырастет до 27 000 т.

«В Европе нет супермаржи, зато есть длительное планирование». Как заработать $150 млн на кормах для кошек и собак? Интервью с совладельцем «Кормотех» Ростиславом Вовком /Фото 1

О следующей пятилетке

Стратегия на 2024–2028 годы уже на завершающей стадии. Среди ближайших планов подписались под строительство новой фабрики в Литве. Это будет наш самый большой инвестиционный проект, который мы начинаем уже в конце года. Его бюджет – свіше €60 млн. Цель – построить фабрику с такой же мощностью, как наши производства в Украине и Литве вместе взятые. Запускаем в этом году и должны открыть первую линию в середине 2025 года.

Планируем достичь втрое большего оборота. Компания должна заработать в 2028 году около $500 000 млн. Конечно, будут новые фабрики, покупки предприятий или брендов в Европе. Меняем фокус на Центральную и Восточную Европу. Выбрали около 15 рынков, где должны преодолеть барьеры входа. Сейчас мы просто производим продажу в 39 странах мира.

Новую стратегию называем изменением с 30/70 на 70/30. То есть 70% оборота компании через пять лет нам должны приносить продажи не в Украине. Мы их не можем назвать экспортом, потому что у нас есть домашний рынок в Литве. Но в Украине ни в коем случае не планируем сбавлять наши потуги. Стратегия на украинском рынке станет стратегией защиты лидерских позиций.

О развитии бизнеса в Украине

Наша задача – расти вместе с этим рынком. Делать это будем в премиальном и суперпремиальном сегменте, что позволит увеличить оборот. Потому что разница между ценой стандартного сегмента и премиум сегмента на 1 кг может достигать х3.

До начала полномасштабного вторжения объем рынка увеличивался на 20% в год. В следующем году ожидаем рост примерно на 2–4%.

В Украине до 40% людей кормят домашних любимцев едой с фабрик, остальные 60% – едой со стола. Уверены, что в 2025–2026 годах война закончится и рынок вернется к быстрому росту.

В тоннах наш оборот увеличивается на 5–6%, в гривне – более чем на 45%, в валюте Украина в этом году должна нам принести $105–110 млн. В прошлом году это было $90–93 млн. В Европе мы должны вырасти мощно – по меньшей мере на 70–80%.

Об эксперименте с рынком США

Мы признали, что американский рынок самый конкурентный. Работа на нем требует отдельной команды. И поняли, что в Америке не сможем так быстро расти, как мы сначала рисовали. Окупаемость этого проекта будет не раньше пятого года.

Несколько лет назад у меня была детская мысль, что зайдем на весь рынок Америки и будем работать. Проблема в том, что там каждый штат больше, чем вся Украина. И они отличаются менталитетом, финансовыми показателями. Поэтому мы решили сфокусироваться на Нью-Йорке и оттестировать все наши знания, домыслы и гипотезы. На пятый год достичь $20 млн оборота и не менее 10% EBITDA.

О дефиците талантов

Дефицит талантов существует у любой компании в Украине. Имеем огромную проблему с техническими профессионалами. Во-первых, эти должности не подпадают под бронирование, если говорить о военном времени, а во-вторых, таких людей совсем мало. Они либо на войне, либо в армии, либо кто-то уехал за границу. За других людей идет огромный торг.

По иным работникам также есть вопросы: бухгалтеры, HR. Моя персональная мечта, чтобы люди, работающие в компании «Кормотех», имели возможность подниматься выше или, как минимум, перемещаться по горизонтали. Поэтому со следующего года мы частично меняем структуру компании. Ожидаю, что у нас появится много звездочек. Вернее, они есть, а теперь должны засиять.

О работе компании в Литве

Очень доволен тем, чего мы достигли в Литве. Это небольшой рынок, и мы уже фактически присутствуем во всех сетях супермаркетов Литвы и в большинстве зоомагазинов.

Там мы оттестировали некоторые гипотезы и теперь будем мультиплицировать эти победы. Стратегия бизнеса меняется просто продажами на преодоление барьеров входа на рынки Центральной и Восточной Европы и построения там брендов уровня так называемых лав-марок.

У нас остается точно Литва, Молдова. Фокусируемся на румынском рынке, Болгарии. Нам очень интересен рынок Венгрии. И я специально держу до последнего рынок Польши. Он самый большой среди соседних стран. Там очень сложно. Когда-то мы начали с одной фуры на полгода, сейчас продаем 200-250 т в месяц и открыли офис.

Запустили в Польше компанию Kormotech Global, она будет управлять всеми нашими продажами за пределами Украины.

Об опыте выхода на рынок Литвы

Литва – маленькая страна, для которой «Кормотех» с €15 млн инвестиций был большим проектом. Поэтому для нас были выделены менеджеры от государства, эдакие «инвест-няни». Там это называется «Инвест Литва». Они нас проводили везде за ручку, но все согласно законодательным нормам, ничего там быстрее не сделаешь.

Я увидел там земельный участок и приехал в Литву в тот день, когда завод уже запускали. До этого ни разу не был в Литве, ни с кем никаких вопросов не решал, ни с кем не проводил переговоры.

Совет небольшим производителям, желающим выйти на международный рынок

Сначала нужно изучить рынок. Кто работает? Кто лидер? Какая ценовая категория? Это нужно делать двумя путями. И они не очень дорогие. Первый путь: если есть возможность, поехать на тот рынок и побыть там две-три недели: походить по магазинам, пообщаться с продавцами, спросить их, кто считается лучшим производителем и кто – топ-селлером.

У лидера проще всего забирать проценты, ведь если у него 50% рынка, то он даже не увидит, пока вы у него заберете 5–7%.

Дальше есть евромониторы – база всех продаж. Следует изучить технические и законодательные моменты. Не нужно бояться нанять юристов с одной и другой стороны границы, чтобы они дали четкий ответ, что нужно для продаж. К примеру, у нас нет никаких ограничений или таможенных вопросов, но в ЕС нужно получить европейский ветеринарный номер. Без него просто нельзя. Ну и нужно создать продукт, который хотят клиенты на рынке.

Будьте готовы к тому, что в Европе нет большой прибыли или супермаржи, зато есть длительная планировка. Если вы куда-то уже зайдете в ЕС, то можете точно рассчитывать на небольшие, но постоянные доходы, которые будут постепенно увеличиваться.

Чтобы развиваться в ЕС, нужно работать по правилам, уважать право собственности, уметь договариваться, искать win-win и понимать культурные отличия.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине