Категория
Инновации
Дата

День учителя. Как американка из Харькова переводит среднее образование в онлайн

ClassTag интегрируется с Google Classroom и другими инструментами для онлайн-коммуникации и обучения. /Getty Images

ClassTag интегрируется с Google Classroom и другими инструментами для онлайн-коммуникации и обучения. Фото Getty Images

Родители учеников киевской и тернопольской школ ThinkGlobal не знают, что такое Viber-чат для обсуждения школьных вопросов. Они общаются с учителями через онлайн -платформу ClassTag, в которой есть мессенджер, календарь событий и доступ в сервис для домашних заданий Google Classroom. Придумала приложение уроженка Харькова Влада Лоткина, 37, когда ее дочь София пошла в первый класс в Нью-Йорке.

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

Лоткиной было 22, когда она поступила на MBA в Уортонскую школу бизнеса. И хотя она была самой младшей на потоке – однокурсники были старше на пять–семь лет – у нее уже был опыт предпринимательства. Параллельно с учебой на экономфаке Харьковского университета Влада помогала отцу, который импортировал дизайнерскую мебель и бытовую технику из Европы.

Влада не планировала оставаться в Штатах, но сложилось иначе. Школа отправила ее стажироваться в московский офис Boston Consulting Group, где Лоткина вела украинских клиентов. После окончания Уортона ей предложили выбирать, в каком офисе BСG ей хотелось бы работать – лондонском или нью -йоркском. Она выбрала Америку.

«В крупных консалтинговых компаниях стандартная карьерная лестница, по которой невозможно подняться быстро»,– говорит Лоткина. В 2010 году она охотно откликнулась на предложение однокурсника из Уортона поработать в реальном бизнесе. Так она оказалась в корпорации ЕМС – производителе систем хранения данных, где за восемь лет доросла до руководителя команды из 40 человек. В 2016-м компанию купила Dell, которая оценила объект поглощения в $67 млрд.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Почти одновременно с этой сделкой Лоткина запустила свой личный проект – диджитал -платформу ClassTag для коммуникации между учителями и родителями. Дело было так.

На родительском собрании в нью -йоркской школе Лоткина познакомилась с Джейсоном Олимом, серийным предпринимателем и основателем CDnow – легендарного онлайн-ритейлера второй половины 1990 -х. Во время IPO в 1998-м компанию оценили в $1 млрд, но после краха доткомов у нее кончился кеш и она была продана за «каких-то» $117 млн.

Родители первоклассников столкнулись с характерной для американских школ проблемой. Учителя обязаны общаться с родителями, но способ выбирают сами. Кто-то пишет в мессенджеры, кто-то выбирает почту. В итоге– путаница из десятков сообщений в разных каналах.

«Я подумала: если такая неразбериха в хорошей частной школе в Нью-Йорке, то что происходит в провинции?» – рассказывает Лоткина. Влада провела анкетирование среди родителей учеников окрестных школ и выяснила, что ни одно приложение для внешкольной коммуникации не обеспечивает всех нужных функций. Так родилась идея платформы, который упорядочит общение между учителями и родителями. Бета-версию приложения Олим разработал сам. Начали с самого простого: дали родителям возможность записываться на школьные мероприятия. Потом добавили мессенджер и интеграцию с почтой. Через рекрутеров Олим нанял четырех разработчиков в Киеве и Харькове.

«Задача была свести все возможные каналы коммуникации в один, сделать такой «школьный Facebook»,– говорит Влада. На запуск и продвижение версии с минимально необходимым функционалом основатели потратили несколько сотен тысяч долларов. Контролирующую долю в проекте получила Лоткина. Сегодня разработку и дизайн обеспечивают украинцы, а остальная команда, включая продажи и маркетинг, работает в Америке. Всего в стартапе 50 человек.

Первых специалистов по продажам ClassTag наняли несколько месяцев назад, до этого Лоткина, покинувшая EMC в 2018-м, продвигала платформу сама.

Договариваться cо школьными округами, в которых царит бюрократия, сложно и долго. Предпринимательница применила древнюю маркетинговую тактику – сарафанное радио. «Мы шли напрямую к учителям, предлагали им тестировать продукт, и дальше пользователь уже сам присоединял коллег и родителей,– говорит Лоткина.– Со временем стали подключаться и директора школ».

Материалы по теме

Общение с учителями помогло Лоткиной лучше понять, в каком направлении развивать проект. Три главные жалобы педагогов: равнодушие родителей, технические сложности и языковой барьер. Основатели ClassTag решили две проблемы из трех– сделали простой интерфейс и встроили переводчик c поддержкой 55 языков.

Бесплатный и удобный сервис быстро набирал аудиторию – за два года к платформе присоединились учителя из 25000 американских школ. Общее количество пользователей, включая родителей, достигло 2 млн.

Монетизировались за счет рекламы. На ClassTag появились объявления от HP и Amazon, H&M и производителя спорттоваров Wilson. По мере роста аудитории и рекламных доходов в поле зрения появились инвесторы. Первый раунд в $3 млн привлекли в декабре 2018 года – от фондов Newark Venture Partners, Trail Mix Ventures и One Way Ventures. Последний фонд проинвестировал в первом раунде $200 000, а затем еще $250 000.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Это единственный случай, когда One Way Ventures увеличила чек во второй инвестиции, говорит управляющий партнер Семен Дукач. Что подкупило инвестора? Конкурентная бизнес-модель и личные качества основательницы. «Мы неохотно вкладываем в компании, которые зарабатывают на рекламе, но вовлеченность Влады, ее стратегическое видение и подход к бизнесу нас убедили»,– объясняет венчурный капиталист.

В июне 2020-го вторая группа инвесторов вложила в ClassTag еще $5 млн. «ClassTag разработал масштабируемое инновационное решение в индустрии, где пока больше разговоров об инновациях, чем реальных успехов»,– говорит Игорь Шойфет, партнер фонда TMT Investments, который проинвестировал в ClassTag $400000.

Портал Dealroom оценивает ClassTag в $20–30 млн.

•••

Первая волна инвестиций в EdTech прокатилась в США еще в середине 2000-х. В индустрию влили много денег, но большинство инвесторов прогорели, отмечает Лоткина. Стартап Kno, выпускающий электронные учебники и планшеты для них, в 2009-м привлек около $100 млн. Четыре года спустя его купил Intel за $15 млн. Создателям не удалось привлечь аудиторию, и продажи были практически нулевыми. «Мы не угадали с продуктом и продвижением»,– объяснял фаундер Kno Джаред Драйздейл.

Образовательная сфера выходит в диджитал одной из последних – слишком уж она забюрократизирована. К тому же школьные бюджеты не позволяют много тратить на новые продукты. По данным Департамента образования США, среднестатистический американский учитель и так тратит на канцелярию и учебные материалы $500 в год из личного кармана. На покупку диджитал-решений денег не остается. Поэтому вплоть до конца 2010-х годов отношение инвесторов к этому направлению было довольно прохладным.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Обратная тенденция наметилась в последние два года, говорит Лоткина. «Еще до пандемии стало понятно, что инвесторы возвращаются в EdTech, потому что отраслей, не затронутых диджиталом, остается все меньше и образование – одна из них»,– говорит она. Лидер американского рынка– онлайн-платформа ClassDojo – привлекла в 2019 году $35 млн инвестиций.

Из-за пандемии COVID-2019 половина школьников продолжит учиться онлайн и после начала учебного года, прогнозирует стартап Burbio, отслеживающий расписание американских школ. Образовательным стартапам это только на руку.

До недавних пор ClassTag прелагала лишь бесплатную версию платформы. В начале 2020-го компания разработала enterprise-версию, на которую уже подписалось 15 школ. Цены демократичные – $4 за ученика в год. Почти 75% учителей перешли на ClassTag от конкурентов, рассказывает Лоткина.

Приложений с похожим функционалом в США около 50– это и локальные решения, разработанные в конкретных школах, и лидер рынка ClassDojo, которой пользуется каждая шестая американская семья с детьми школьного возраста. Но там фокус делается на контроле поведения и успеваемости в классах. К реалиям социального дистанцирования платформа не адаптирована. ClassTag больше внимания уделяет онлайну – интегрируются с Google Classroom и другими продуктами Google.

Эта гибкость и помогла на карантине. Семьи могут взять ноутбуки, Wi-Fi-точки, получить доступ к Google Classroom и ClassTag – и ребенок полностью готов к учебе онлайн, говорит Лоткина. Так готовят детей к новому учебному году две школы в городе О’Фэллон, штат Миссури. В сентябре они не откроются для посещения.

День учителя. Как американка из Харькова переводит среднее образование в онлайн /Фото 1

Влада Лоткина создала сервис, который помогает американским учителям и родителям учеников эффективнее общаться между собой

Стартап Лоткиной и Олима отстает от ClassDojo по количеству пользователей и привлеченных средств, но растет быстрее конкурентов, констатирует Дукач из One Way Ventures. Успех он объясняет не только техническими нюансами. «Мы в фонде верим, что самые сильные основатели – те, что живут на перекрестках культур. Они способны сделать невозможное»,– говорит Дукач.

Для Лоткиной главное преимущество США перед Украиной – доступ к венчурным деньгам и экспертизе. Для стартапов, которые могут годами отвоевывать место под солнцем, работая без прибыли, это вопрос жизни и смерти. «В Украине сложно найти инвесторов на ранней стадии,– объясняла Лоткина в интервью One Way Ventures.– Ктому же там слишком много коррупции и непрозрачное законодательство».

Конечно, ей инвестиции тоже не достались просто так. «Поднять капитал сложно даже американскому мужчине, а я делала это как украинская женщина»,– говорила она. Что ж, у нее получается. 

Опубликовано в третьем номере журнала Forbes (сентябрь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине