Родители учеников киевской и тернопольской школ ThinkGlobal не знают, что такое Viber-чат для обсуждения школьных вопросов. Они общаются с учителями через онлайн -платформу ClassTag, в которой есть мессенджер, календарь событий и доступ в сервис для домашних заданий Google Classroom. Придумала приложение уроженка Харькова Влада Лоткина, 37, когда ее дочь София пошла в первый класс в Нью-Йорке.
Лоткиной было 22, когда она поступила на MBA в Уортонскую школу бизнеса. И хотя она была самой младшей на потоке – однокурсники были старше на пять–семь лет – у нее уже был опыт предпринимательства. Параллельно с учебой на экономфаке Харьковского университета Влада помогала отцу, который импортировал дизайнерскую мебель и бытовую технику из Европы.
Влада не планировала оставаться в Штатах, но сложилось иначе. Школа отправила ее стажироваться в московский офис Boston Consulting Group, где Лоткина вела украинских клиентов. После окончания Уортона ей предложили выбирать, в каком офисе BСG ей хотелось бы работать – лондонском или нью -йоркском. Она выбрала Америку.
«В крупных консалтинговых компаниях стандартная карьерная лестница, по которой невозможно подняться быстро»,– говорит Лоткина. В 2010 году она охотно откликнулась на предложение однокурсника из Уортона поработать в реальном бизнесе. Так она оказалась в корпорации ЕМС – производителе систем хранения данных, где за восемь лет доросла до руководителя команды из 40 человек. В 2016-м компанию купила Dell, которая оценила объект поглощения в $67 млрд.
Почти одновременно с этой сделкой Лоткина запустила свой личный проект – диджитал -платформу ClassTag для коммуникации между учителями и родителями. Дело было так.
На родительском собрании в нью -йоркской школе Лоткина познакомилась с Джейсоном Олимом, серийным предпринимателем и основателем CDnow – легендарного онлайн-ритейлера второй половины 1990 -х. Во время IPO в 1998-м компанию оценили в $1 млрд, но после краха доткомов у нее кончился кеш и она была продана за «каких-то» $117 млн.
Родители первоклассников столкнулись с характерной для американских школ проблемой. Учителя обязаны общаться с родителями, но способ выбирают сами. Кто-то пишет в мессенджеры, кто-то выбирает почту. В итоге– путаница из десятков сообщений в разных каналах.
«Я подумала: если такая неразбериха в хорошей частной школе в Нью-Йорке, то что происходит в провинции?» – рассказывает Лоткина. Влада провела анкетирование среди родителей учеников окрестных школ и выяснила, что ни одно приложение для внешкольной коммуникации не обеспечивает всех нужных функций. Так родилась идея платформы, который упорядочит общение между учителями и родителями. Бета-версию приложения Олим разработал сам. Начали с самого простого: дали родителям возможность записываться на школьные мероприятия. Потом добавили мессенджер и интеграцию с почтой. Через рекрутеров Олим нанял четырех разработчиков в Киеве и Харькове.
«Задача была свести все возможные каналы коммуникации в один, сделать такой «школьный Facebook»,– говорит Влада. На запуск и продвижение версии с минимально необходимым функционалом основатели потратили несколько сотен тысяч долларов. Контролирующую долю в проекте получила Лоткина. Сегодня разработку и дизайн обеспечивают украинцы, а остальная команда, включая продажи и маркетинг, работает в Америке. Всего в стартапе 50 человек.
Первых специалистов по продажам ClassTag наняли несколько месяцев назад, до этого Лоткина, покинувшая EMC в 2018-м, продвигала платформу сама.
Договариваться cо школьными округами, в которых царит бюрократия, сложно и долго. Предпринимательница применила древнюю маркетинговую тактику – сарафанное радио. «Мы шли напрямую к учителям, предлагали им тестировать продукт, и дальше пользователь уже сам присоединял коллег и родителей,– говорит Лоткина.– Со временем стали подключаться и директора школ».
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Общение с учителями помогло Лоткиной лучше понять, в каком направлении развивать проект. Три главные жалобы педагогов: равнодушие родителей, технические сложности и языковой барьер. Основатели ClassTag решили две проблемы из трех– сделали простой интерфейс и встроили переводчик c поддержкой 55 языков.
Бесплатный и удобный сервис быстро набирал аудиторию – за два года к платформе присоединились учителя из 25000 американских школ. Общее количество пользователей, включая родителей, достигло 2 млн.
Монетизировались за счет рекламы. На ClassTag появились объявления от HP и Amazon, H&M и производителя спорттоваров Wilson. По мере роста аудитории и рекламных доходов в поле зрения появились инвесторы. Первый раунд в $3 млн привлекли в декабре 2018 года – от фондов Newark Venture Partners, Trail Mix Ventures и One Way Ventures. Последний фонд проинвестировал в первом раунде $200 000, а затем еще $250 000.
Это единственный случай, когда One Way Ventures увеличила чек во второй инвестиции, говорит управляющий партнер Семен Дукач. Что подкупило инвестора? Конкурентная бизнес-модель и личные качества основательницы. «Мы неохотно вкладываем в компании, которые зарабатывают на рекламе, но вовлеченность Влады, ее стратегическое видение и подход к бизнесу нас убедили»,– объясняет венчурный капиталист.
В июне 2020-го вторая группа инвесторов вложила в ClassTag еще $5 млн. «ClassTag разработал масштабируемое инновационное решение в индустрии, где пока больше разговоров об инновациях, чем реальных успехов»,– говорит Игорь Шойфет, партнер фонда TMT Investments, который проинвестировал в ClassTag $400000.
Портал Dealroom оценивает ClassTag в $20–30 млн.
•••
Первая волна инвестиций в EdTech прокатилась в США еще в середине 2000-х. В индустрию влили много денег, но большинство инвесторов прогорели, отмечает Лоткина. Стартап Kno, выпускающий электронные учебники и планшеты для них, в 2009-м привлек около $100 млн. Четыре года спустя его купил Intel за $15 млн. Создателям не удалось привлечь аудиторию, и продажи были практически нулевыми. «Мы не угадали с продуктом и продвижением»,– объяснял фаундер Kno Джаред Драйздейл.
Образовательная сфера выходит в диджитал одной из последних – слишком уж она забюрократизирована. К тому же школьные бюджеты не позволяют много тратить на новые продукты. По данным Департамента образования США, среднестатистический американский учитель и так тратит на канцелярию и учебные материалы $500 в год из личного кармана. На покупку диджитал-решений денег не остается. Поэтому вплоть до конца 2010-х годов отношение инвесторов к этому направлению было довольно прохладным.
Обратная тенденция наметилась в последние два года, говорит Лоткина. «Еще до пандемии стало понятно, что инвесторы возвращаются в EdTech, потому что отраслей, не затронутых диджиталом, остается все меньше и образование – одна из них»,– говорит она. Лидер американского рынка– онлайн-платформа ClassDojo – привлекла в 2019 году $35 млн инвестиций.
Из-за пандемии COVID-2019 половина школьников продолжит учиться онлайн и после начала учебного года, прогнозирует стартап Burbio, отслеживающий расписание американских школ. Образовательным стартапам это только на руку.
До недавних пор ClassTag прелагала лишь бесплатную версию платформы. В начале 2020-го компания разработала enterprise-версию, на которую уже подписалось 15 школ. Цены демократичные – $4 за ученика в год. Почти 75% учителей перешли на ClassTag от конкурентов, рассказывает Лоткина.
Приложений с похожим функционалом в США около 50– это и локальные решения, разработанные в конкретных школах, и лидер рынка ClassDojo, которой пользуется каждая шестая американская семья с детьми школьного возраста. Но там фокус делается на контроле поведения и успеваемости в классах. К реалиям социального дистанцирования платформа не адаптирована. ClassTag больше внимания уделяет онлайну – интегрируются с Google Classroom и другими продуктами Google.
Эта гибкость и помогла на карантине. Семьи могут взять ноутбуки, Wi-Fi-точки, получить доступ к Google Classroom и ClassTag – и ребенок полностью готов к учебе онлайн, говорит Лоткина. Так готовят детей к новому учебному году две школы в городе О’Фэллон, штат Миссури. В сентябре они не откроются для посещения.
Стартап Лоткиной и Олима отстает от ClassDojo по количеству пользователей и привлеченных средств, но растет быстрее конкурентов, констатирует Дукач из One Way Ventures. Успех он объясняет не только техническими нюансами. «Мы в фонде верим, что самые сильные основатели – те, что живут на перекрестках культур. Они способны сделать невозможное»,– говорит Дукач.
Для Лоткиной главное преимущество США перед Украиной – доступ к венчурным деньгам и экспертизе. Для стартапов, которые могут годами отвоевывать место под солнцем, работая без прибыли, это вопрос жизни и смерти. «В Украине сложно найти инвесторов на ранней стадии,– объясняла Лоткина в интервью One Way Ventures.– Ктому же там слишком много коррупции и непрозрачное законодательство».
Конечно, ей инвестиции тоже не достались просто так. «Поднять капитал сложно даже американскому мужчине, а я делала это как украинская женщина»,– говорила она. Что ж, у нее получается.
Опубликовано в третьем номере журнала Forbes (сентябрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.