Категория
Инновации
Дата

Государственная «Мрия». Минцифры запустило бета-тест образовательного приложения «Мрия», на которое потратили $1,5 млн. Как к нему планируют привлечь 10 000 школ и поможет ли это реформировать образование

5 хв читання

«Мрія», Мінцифри, освіта /коллаж Анастасия Решетник

На разработку государственной «Мрии» правительство Швейцарии в рамках программы EGAP Фонда Восточная Европа (ФВЕ) предоставило $1,5 млн Фото коллаж Анастасия Решетник

Анонсированное президентом Владимиром Зеленским приложение для школ «Мрия» наконец-то вышло в релиз в бета-тесте. На его разработку ушло $1,5 млн донорских средств и почти год работы 60 специалистов. Что умеет бета-версия государственного продукта, как он разрабатывался и какова его роль

Команда Forbes відібрала 250 найбільш перспективних компаній. Хто потрапив у перелік NEXT 250? Дізнавайтесь у новому випуску Forbes Ukraine! Купуйте журнал вже зараз!

Минцифры и МОН 5 июня запустили бета-версию образовательного приложения и веб-платформы «Мрия», сообщил министр цифровой трансформации Михаил Федоров в своем Telegram-канале. У приложения есть электронный журнал, домашние задания, расписание, аналитика успеваемости ученика, внутренние чаты и т.д. «Главное, чтобы наши гипотезы о потребностях учителей, родителей и детей подтвердились, – говорит Forbes Федоров. – Бета-тестирование покажет, попали ли мы в цель».

«Мрию» анонсировал президент Владимир Зеленский еще в сентябре 2023-го. Цель – трансформировать школьное образование, говорит Федоров.

Украинские ученики отстают в математике и естественнонаучных дисциплинах на полтора года и в чтении – на два с половиной года по сравнению со сверстниками из стран ОЭСР, говорится в исследовании PISA-2022. «Цифровизация образования – это не прихоть, а спасение», – говорит руководитель проекта «Единая Школа» Алексей Кошевец.

На разработку государственной «Мрии» правительство Швейцарии предоставило $1,5 млн в рамках программы EGAP Фонда Восточная Европа (ФВЕ). В госбюджете на 2024-й на приложение заложено около 142 млн грн. Однако сейчас эти средства не используются, говорит соруководитель проекта и бывший маркетинг-директор киберспортивной команды NAVI Александр Павленко.

«Их планировали использовать на серверную инфраструктуру и поддержку, когда «Мрия» станет доступна на национальном уровне, – добавляет Павленко. – Делаем все возможное, чтобы не использовать госбюджет вообще». «Сейчас бюджетные деньги должны идти на нужды военных», – убежден Федоров.

До конца 2024-го Минцифры хочет привлечь к приложению 1000 школ, что составляет 8% от всего количества школ в Украине. Еще через год – 10 000. Как это реализовать?

«Мрия» /предоставлено пресс-службой

Как выглядит интерфейс «Мрии» для ученика Фото предоставлено пресс-службой

«Мрия» /предоставлено пресс-службой

Как выглядит интерфейс «Мрии» для ученика Фото предоставлено пресс-службой

«Мрия» /предоставлено пресс-службой

Как выглядит интерфейс «Мрии» для ученика Фото предоставлено пресс-службой

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Какой функционал есть у «Мрии»

«Мрию» разрабатывает команда из 60 человек, которая постепенно формировалась с июля 2023 года. Релиз переносился дважды. «Множество вариаций подходов внутри образовательной среды добавило сложностей в разработке, поэтому их исследование получилось дольше, чем мы ожидали», – говорит соруководитель проекта и бывший co-CEO креативного агентства Fedoriv Максим Илюхин. В феврале 2024 года запуск одобрило правительство.

Глобальная цель – создать систему образования, которая будет развивать человеческий капитал и способствовать росту ВВП Украины, говорит Федоров. «У нас нет 20–40 лет для формирования идеальной системы образования, – отмечает он. – Нам нужно делать это в режиме реального времени».

Что умеет «Мрия»? В приложении учителя заполняют журнал, расписание, домашние задания, общаются с учениками и родителями во внутреннем чате, созданном на основе технологии американского мессенджера Signal. Также у учеников будет цифровой образовательный документ Мрия-ID, который приравнивается к ученическому.

«Мрия» /Фото Антон Забєльський

Руководители проекта «Мрия». Соруководитель проекта и бывший co-CEO креативного агентства Fedoriv Максим Илюхин, соруководитель проекта и бывший маркетинг-директор киберспортивной команды NAVI Александр Павленко, CTO «Мрии» и бывший ІТ-директор ПриватБанка и Sense Bank Андрей Гриценюк Фото Фото Антон Забєльський

«Мрия», Максим Илюхин /Фото Антон Забєльський

Соруководитель проекта «Мрия» и бывший co-CEO креативного агентства Fedoriv Максим Илюхин Фото Фото Антон Забєльський

«Мрия», Андрей Гриценюк /Фото Антон Забєльський

CTO «Мрии» и бывший ІТ-директор ПриватБанка и Sense Bank Андрей Гриценюк Фото Фото Антон Забєльський

«Мрия», Александр Павленко /Фото Антон Забєльський

Соруководитель проекта «Мрия» и бывший маркетинг-директор киберспортивной команды NAVI Александр Павленко Фото Фото Антон Забєльський

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Приложение тестируют 40 государственных школ Киева и шести областей. Потенциальное количество пользователей может быть 70 000, говорит соруководитель проекта Павленко. «Хотим, чтобы «Мрия» была доступна всем украинцам: как из прифронтовых, так и более безопасных регионов, – говорит Илюхин. – Поэтому в пилоте есть школы из Закарпатья, Николаевской, Днепропетровской областей и т.д.».

Задача бета-теста – проверить функционал в реальных условиях и провести воркшоп для учителей, чтобы помочь им подготовиться к следующему учебному году. В ноябре–декабре приложение масштабируют ко всем желающим школам.

Функционал «Мрии» /коллаж Анастасия Решетник

Функционал «Мрии»

(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

Ученики могут:

  • управлять своим обучением с помощью плана дня, списка заданий и определенных дедлайнов;
  • исследовать собственные интересы в различных направлениях и областях благодаря библиотеке контента по интересам, которую специалисты «Мрии» наполняют собственноручно снятым контентом;
  • анализировать результаты учебного процесса;
  • общаться в чатах на базе Signal с одноклассниками, учителями и классным руководителем.

Родители могут:

  • просматривать расписание, оценки и домашние задания детей;
  • выбирать и отслеживать успехи по приоритетным для ребенка предметам;
  • видеть динамику и статистику результатов обучения;
  • общаться в чатах с классным руководителем, учителями и другими родителями;
  • следить, находится ли ребенок в укрытии во время воздушных тревог.

Учителя могут:

  • вести журнал и добавлять домашние задания;
  • видеть собственное расписание и планировать рабочие дни;
  • общаться с классом, родителями и индивидуально с каждым учеником;
  • использовать библиотеку контента по интересам;
  • долгосрочно планировать собственное расписание и расписание класса;
  • вести календарный план и создавать события;
  • выставлять и корректировать оценки, давать отзывы учащимся;
  • автоматически подсчитывать тематические, семестровые и итоговые результаты.

На каком этапе цифровизация школ

«Мрия» – это не изобретение для украинского рынка. В Украине уже есть около 70 различных образовательно-информационных систем, говорит соруководитель «Мрии» Илюхин. Большинство сервисов имеют схожий функционал. Например, сервисы «Единая Школа», Human, ОИТ имеют электронные журналы, расписание, дневник, внутренние чаты, новостные ленты и т.д.

«Имеющиеся системы выживают на донорских средствах», – говорит Кошевец из «Единой Школы», запустившейся в 2018 году. Сейчас у нее 1,1 млн учеников.

Зачем государство создает свое решение? Подход к цифровизации образования в Украине не системный, объясняет Илюхин. «В двух соседних школах может быть разный уровень диджитализации: одна – полностью цифровизированная, у другой – не было опыта даже с э-журналами, – добавляет он. – Наша цель – дать равномерный доступ ко всем технологиям».

«Мрия» может «работать» с другими сервисами. Тестируется сотрудничество с крупнейшими игроками среди школьных информационных систем, говорит Павленко. Учителя смогут и дальше использовать привычные для себя сервисы, а ученики и родители будут видеть всю информацию уже в «Мрие».

Нужно ли это? «Мрия» облегчит работу «Единой Школы», убежден Кошевец. «Они берут на себя frontend-задачи, а мы сосредоточимся на развитии функционала, – объясняет он. – Это также может помочь масштабировать количество пользователей».

Имеющиеся решения не дают полной автоматизации, говорит Мария Милецкая, основательница онлайн-школы Optima, где обучается более 21 000 учеников. «Они заточены либо исключительно под контент и без функций обратной связи от учителя, либо под видеосвязь», – добавляет она.

«Мрия», Минцифры /Фото Антон Забєльський

Соруководитель проекта «Мрия» и бывший маркетинг-директор киберспортивной команды NAVI Александр Павленко демонстрирует журналистке Forbes функционал приложения Фото Фото Антон Забєльський

Конкурентными преимуществами «Мрии» глава Минцифры Федоров называет UX/UI-дизайн и полную автоматизацию. В будущем у приложения будут функции с искусственным интеллектом.

При разработке команда консультировалась с крупными компаниями в области ИИ – OpenAI и Palantir, рассказывает Андрей Гриценюк, CTO «Мрии», бывший ІТ-директор самых технологичных банков Украины. «Также по вопросам кибербезопасности консультируемся с техгигантом Cisco», – добавляет Гриценюк.

ИИ будет формировать в приложении индивидуальную образовательную траекторию ученика, говорит Федоров. «Если вы круто развиваетесь в математике и интересуетесь стартапами, то ИИ может предложить грантовую программу от Украинского фонда стартапов», – объясняет он. По его мнению, это станет прорывом.

«Мрия» /предоставлено пресс-службой

Как выглядит интерфейс «Мрии» для родителей и учителей Фото предоставлено пресс-службой

«Мрия» /предоставлено пресс-службой

Как выглядит интерфейс «Мрии» для родителей и учителей Фото предоставлено пресс-службой

«Мрия» /предоставлено пресс-службой

Как выглядит интерфейс «Мрии» для родителей и учителей Фото предоставлено пресс-службой

«Мрия» /предоставлено пресс-службой

Как выглядит интерфейс «Мрии» для родителей и учителей Фото предоставлено пресс-службой

предоставлено пресс-службой

предоставлено пресс-службой

предоставлено пресс-службой

предоставлено пресс-службой

предоставлено пресс-службой

предоставлено пресс-службой

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Помехой масштабирования таких решений может стать децентрализация системы образования, когда каждая школа выбирает комфортный для себя формат обучения, говорит Кошевец.

Если школы откликнутся, то оптимальное время для отладки полной автоматизации – три года, говорит Милецкая, чья онлайн-школа Optima работает на базе австралийской системы Moodle и вкладывает в цифровизацию обучения около €1,5 млн в год. Переходить на «Мрию» она пока не планирует.

«Мрия» собирается двигаться быстрее. В перспективе нескольких лет команда хочет расширить продукты для университетов, профтехов и академий. «Процессы в школах проще по сравнению с университетом, – говорит Илюхин. – Поэтому это идеальная база для старта и дальнейшего масштабирования продукта на все образовательные звенья».

Фонд Восточная Европа готов финансировать разработку дальше, говорит его президент Виктор Лях. «Проект будет нуждаться в развитии и в 2025-м, и в 2026 году, – отмечает он. – Мы всегда работаем над долгосрочными результатами». Продукт должен стать неотъемлемой частью жизни учителей, родителей и детей, заключает Федоров.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине