Во вторник, 18 января, Microsoft анонсировала покупку Activision Blizzard – разработчика игр Warcraft, Diablo и Call of Duty – за $68,7 млрд. Это самая большая сделка в игровом секторе. Последние два года Microsoft – владелец игровых консолей Xbox – активно покупает студии, чтобы развивать игровое подразделение. Зачем создателю Windows игры и как рекордная сделка повлияет на индустрию
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
Привлекательный рынок
Сегодня в портфолио Microsoft – 23 игровые студии. До Activison Blizzard самой большой покупкой компании была студия ZeniMax: за $7,5 млрд Microsoft получил компании, которым принадлежат права на игры The Elder Scrolls, Fallout и DOOM.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Microsoft выгодно выходить на рынок видеоигр – его объем в 2021 году составил $180 млрд, а число игроков превысило 3 млрд человек. Рынок может вырасти до $314 млрд к 2027 году, согласно Mordor Intelligence. Помогает пандемия и социальные ограничения, большее разнообразие игры, развитие стримингов и киберспорта.
Самая привлекательная ниша – мобильные игры. В прошлом году они заработали $93,2 млрд. К примеру, Apple еще в 2019 году получила от игровых комиссий около $8,5 млрд – это больше, чем тогда выручили Microsoft, Sony, Nintendo и Activision Blizzard вместе взятые.
С тех пор индустрия только выросла и затянула новых игроков. Google, Samsung, Qualcomm, Amazon, Netflix – все они покупают игровые студии и создают новые устройства. На горизонте – появление новых технологий виртуальной и дополненной реальности, в которые инвестируют те же Apple, Google, Meta, Samsung и Qualcomm.
Мотивация Microsoft
Microsoft давно освоилась на рынке видеоигр. Ее операционная система Windows – доминирующая платформа для игр на PC, а консоли Xbox – хорошо продаются в США и Канаде, хоть и уступают по популярности Sony PlayStation. Проблема в том, что Microsoft, как и Sony, не зарабатывает на продаже консолей. Доход приносит подписка на сервис Xbox Game Pass, за который платят 25 млн пользователей.
Покупка Activision Blizzard решает для Microsoft несколько проблем. Первая – расширение каталога игр в Game Pass, ведь туда, скорее всего, войдут все игры Activision Blizzard. Также возможно, что новые продукты Activision Blizzard будет выпускать эксклюзивно для консолей Xbox и PC.
Сейчас по этой же модели развивается Sony – ее эксклюзивы для PlayStation способствуют продажам консолей. Новость о сделке Microsoft и Activision обвалила акции японской компании на 13%, снизив цену Sony на $20 млрд за одни день.
Вторая проблема, которую хочет решить Microsoft благодаря Activision Blizzard, – это выход на рынок мобильных игр. В составе Activision Blizzard есть компания King – владелец франшиз Candy Crush Saga, Farm Heroes Saga, Crash Bandicoot: On the Run – крупнейший игрок на этом рынке. Таким образом Microsoft привлечет к себе аудиторию казуальных мобильных игроков.
Третья – это киберспорт. Вместе с Activision Blizzard к Microsoft подпадает Major League Gaming – профессиональная лига видеоигр, которая занимается проведением турниров по киберспортивным дисциплинам. К тому же в Activision Blizzard есть собственные киберспортивные игровые продукты – Call of Duty и Overwatch.
Подходящий момент для сделки
Microsoft купил Activision Blizzard в подходящий момент. Компания до сих пор разбирается в суде с проблемами сексуального домогательства, поэтому Microsoft смогла купить ее дешевле, чем она бы стоила несколько лет назад. Это поможет навести порядок в Blizzard – остановить отток кадров, снизить количество негативных оценок от сотрудников и гарантировать выпуск запланированных игр.
Среди других неотложных проблем, которые хочет решить Microsoft – дефицит консолей и комиссия Apple для разработчиков игр. Сама Microsoft готова отказаться от заработков на комиссионных ради расширения аудитории. К примеру, их новый магазин Windows Store позволяет работать другим площадкам – например, маркетплейсу от Epic Games, без комиссии. Также для усиления позиций в мобильном секторе игр в Windows 11 появилась поддержка Android приложений и Amazon App Store.
Подписка Game Pass Ultimate, которая распространяется на Xbox и PC, а для слабых компьютеров и смартфонов позволяет играть в игры через облачный сервис Xbox Cloud Gaming – частично решает проблему дефицита консолей.
Если соединить все в одну картину, то получится, что пользователь уже работает, коммуницирует и развлекается в экосистеме Microsoft. При этом неважно, какое у него устройство: PC, Mac, Android, iPhone, Xbox, PlayStation или Nintendo – на каждой из этих платформ есть продукты Microsoft.
Что это значит для игровой индустрии
Приобретение Activision Blizzard показало тренд на монополизацию всего рынка в руках нескольких крупных компаний. Пока Nintendo может чувствовать себя спокойно из-за того, что не конкурирует с Microsoft, но для Sony сейчас наступили непростые времена.
Основатель PlayStation начал защищать свои активы, покупая игровые студии, с которыми он тесно взаимодействует, но этого мало – компании нужно дать хороший ответ. Таким ответом могут быть только успешные эксклюзивные игры на собственной платформе.
Будет ли это достаточно – неизвестно, ведь игрока сложно будет убедить покупать игру за $70, если у конкурента она доступна в подписке в день выхода.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.