Во вторник, 18 января, Microsoft анонсировала покупку Activision Blizzard – разработчика игр Warcraft, Diablo и Call of Duty – за $68,7 млрд. Это самая большая сделка в игровом секторе. Последние два года Microsoft – владелец игровых консолей Xbox – активно покупает студии, чтобы развивать игровое подразделение. Зачем создателю Windows игры и как рекордная сделка повлияет на индустрию
Привлекательный рынок
Сегодня в портфолио Microsoft – 23 игровые студии. До Activison Blizzard самой большой покупкой компании была студия ZeniMax: за $7,5 млрд Microsoft получил компании, которым принадлежат права на игры The Elder Scrolls, Fallout и DOOM.
Microsoft выгодно выходить на рынок видеоигр – его объем в 2021 году составил $180 млрд, а число игроков превысило 3 млрд человек. Рынок может вырасти до $314 млрд к 2027 году, согласно Mordor Intelligence. Помогает пандемия и социальные ограничения, большее разнообразие игры, развитие стримингов и киберспорта.
Самая привлекательная ниша – мобильные игры. В прошлом году они заработали $93,2 млрд. К примеру, Apple еще в 2019 году получила от игровых комиссий около $8,5 млрд – это больше, чем тогда выручили Microsoft, Sony, Nintendo и Activision Blizzard вместе взятые.
С тех пор индустрия только выросла и затянула новых игроков. Google, Samsung, Qualcomm, Amazon, Netflix – все они покупают игровые студии и создают новые устройства. На горизонте – появление новых технологий виртуальной и дополненной реальности, в которые инвестируют те же Apple, Google, Meta, Samsung и Qualcomm.
Мотивация Microsoft
Microsoft давно освоилась на рынке видеоигр. Ее операционная система Windows – доминирующая платформа для игр на PC, а консоли Xbox – хорошо продаются в США и Канаде, хоть и уступают по популярности Sony PlayStation. Проблема в том, что Microsoft, как и Sony, не зарабатывает на продаже консолей. Доход приносит подписка на сервис Xbox Game Pass, за который платят 25 млн пользователей.
Покупка Activision Blizzard решает для Microsoft несколько проблем. Первая – расширение каталога игр в Game Pass, ведь туда, скорее всего, войдут все игры Activision Blizzard. Также возможно, что новые продукты Activision Blizzard будет выпускать эксклюзивно для консолей Xbox и PC.
Сейчас по этой же модели развивается Sony – ее эксклюзивы для PlayStation способствуют продажам консолей. Новость о сделке Microsoft и Activision обвалила акции японской компании на 13%, снизив цену Sony на $20 млрд за одни день.
Вторая проблема, которую хочет решить Microsoft благодаря Activision Blizzard, – это выход на рынок мобильных игр. В составе Activision Blizzard есть компания King – владелец франшиз Candy Crush Saga, Farm Heroes Saga, Crash Bandicoot: On the Run – крупнейший игрок на этом рынке. Таким образом Microsoft привлечет к себе аудиторию казуальных мобильных игроков.
Третья – это киберспорт. Вместе с Activision Blizzard к Microsoft подпадает Major League Gaming – профессиональная лига видеоигр, которая занимается проведением турниров по киберспортивным дисциплинам. К тому же в Activision Blizzard есть собственные киберспортивные игровые продукты – Call of Duty и Overwatch.
Подходящий момент для сделки
Microsoft купил Activision Blizzard в подходящий момент. Компания до сих пор разбирается в суде с проблемами сексуального домогательства, поэтому Microsoft смогла купить ее дешевле, чем она бы стоила несколько лет назад. Это поможет навести порядок в Blizzard – остановить отток кадров, снизить количество негативных оценок от сотрудников и гарантировать выпуск запланированных игр.
Среди других неотложных проблем, которые хочет решить Microsoft – дефицит консолей и комиссия Apple для разработчиков игр. Сама Microsoft готова отказаться от заработков на комиссионных ради расширения аудитории. К примеру, их новый магазин Windows Store позволяет работать другим площадкам – например, маркетплейсу от Epic Games, без комиссии. Также для усиления позиций в мобильном секторе игр в Windows 11 появилась поддержка Android приложений и Amazon App Store.
Подписка Game Pass Ultimate, которая распространяется на Xbox и PC, а для слабых компьютеров и смартфонов позволяет играть в игры через облачный сервис Xbox Cloud Gaming – частично решает проблему дефицита консолей.
Если соединить все в одну картину, то получится, что пользователь уже работает, коммуницирует и развлекается в экосистеме Microsoft. При этом неважно, какое у него устройство: PC, Mac, Android, iPhone, Xbox, PlayStation или Nintendo – на каждой из этих платформ есть продукты Microsoft.
Что это значит для игровой индустрии
Приобретение Activision Blizzard показало тренд на монополизацию всего рынка в руках нескольких крупных компаний. Пока Nintendo может чувствовать себя спокойно из-за того, что не конкурирует с Microsoft, но для Sony сейчас наступили непростые времена.
Основатель PlayStation начал защищать свои активы, покупая игровые студии, с которыми он тесно взаимодействует, но этого мало – компании нужно дать хороший ответ. Таким ответом могут быть только успешные эксклюзивные игры на собственной платформе.
Будет ли это достаточно – неизвестно, ведь игрока сложно будет убедить покупать игру за $70, если у конкурента она доступна в подписке в день выхода.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.