Владимир Панченко – автор одного из самых громких экзитов первого года войны. Около года назад он продал свой стартап DMarket американской Mythical Games. Выручка платформы для торговли скинами за это время выросла вчетверо. Чем сейчас занимается ее основатель?
Киевлянин Владимир Панченко, 39, нашел едва ли не идеальное время, чтобы продать свою платформу для торговли виртуальными предметами DMarket американскому разработчику Mythical Games. За 2021 год стартап получил $60 млн оборота, из них 6%, или около $3,6 млн – заработок компании. В 2022 году показатели выросли на 192%. Полномасштабная война в Украине уже была в разгаре, однако глобальный венчурный кризис с урезанием оценок еще только набирал обороты.
Соглашение с Mythical подписали в августе 2022 года, хотя объявили о нем только после Нового года. Forbes озвучивал консервативную оценку поглощения в $40-45 млн. Основатель ее не комментирует, намекая, что «мягко говоря, с мультипликаторами все хорошо».
С тех пор DMarket вырос в несколько раз, но у Панченко есть другие приоритеты. Его украинская команда, ставшая подразделением Mythical East, разрабатывает новые маркетплейсы для покупателя. Сам фаундер примеряет роль визионера в миллиардной калифорнийской компании и думает, как приспособить ИИ для бизнеса по разработке игр. О том, какова жизнь после экзита – в интервью Панченко Forbes.
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
С момента поглощения DMarket Mythical Games прошел почти год. Есть ли жизнь после экзита?
Конечно, есть. Это первый экзит в моей жизни, потому что предыдущие компании – это cash cow.
Мы подписали соглашение в начале августа, но официально об этом заявили в начале 2023 года. Поэтому я дважды переживал эмоциональный подъем. Впервые – когда мы реально продали компанию, и я увидел деньги на счету, но об этом никому нельзя было говорить. А уже после объявления был миллион звонков, интервью.
Конечно, есть жизнь после экзита. Во-первых, для меня было не сказать, чтобы очень легкий, но очень интересный и важный опыт работы в крупной компании. Я многое делал в своей жизни. Но в последний раз работал в крупной корпорации очень давно, это был телеканал «Интер».
А для большой опытной американской корпорации потребовался совершенно новый набор навыков, которому пришлось учиться вживую. Потребовалось около полугода, чтобы понять, как это все работает.
На чем делает бизнес DMarket
DMarket – биржа для торговли виртуальными предметами по компьютерным играм. На площадке можно купить, продать или обменять скины – одежду, оружие, все, что меняет визуальный образ персонажа. Среди популярнейших игр – CS:GO, Rust, Dota2. Каждая транзакция на платформе фиксируется в блокчейне, что позволяет подтвердить происхождение, оригинальность и право собственности. Де-факто каждый проданный предмет на платформе является NFT – невзаимозаменяемым токеном.
Каково это – быть в роли наемного менеджера в компании, которая много лет была исключительно твоим детищем?
Наверное, мне повезло, потому что у меня почти не было такого ощущения. Договоренности с CEO Джоном Линденом и сама работа выстроена так, что все работает.
Мне повезло с боссом. Я знаком со многими предпринимателями с экзитами и знаю, что это не всегда так.
Каков ваш типичный рабочий день?
Существует единственный минус жизни в Калифорнии, когда у тебя много дел в Европе, в Украине – десять часов разницы во времени. Это единственное, что не изменилось, и не знаю, когда изменится. Первый рабочий звонок с командой Mythical East, DMarket, или топ-менеджментом Mythical все равно в шесть утра.
К Mythical East добавились новые вертикали под нашим крылом, мы охватываем уже весь Mythical East и Mythical West. Но это еще более интересные новые вызовы.
По факту, Mythical East – это команда DMarket? Сколько там сейчас людей?
Да, это примерно 110 человек, мы постоянно кого-то нанимаем.
Где они базируются и, собственно, чем занимаются?
Большинство – около 70 человек – в Португалии. Еще 30 – в Украине, остальные рассеяны между Испанией, Британией, США.
Когда мы договаривались о M&A, была главная задача – за шесть месяцев интегрировать наши технологии, наш маркетплейс в игры Mythical. Мы это сделали в нужный срок, и это предмет моей гордости тоже.
Сейчас маркетплейс в новой игре Mythical, вышедшей по лицензии NFL, работает на нашей технологии.
Когда мы строили маркетплейс, я был максимально операционно задействован. Сейчас меньше, имею более стратегическую роль. Скажем так, последние месяцы вместе с СЕО мы занимаемся новейшими технологиями. Это глубоко связано с искусственным интеллектом, но пока не могу поделиться подробностями.
Генеративный ИИ?
Там многое. Я глубоко изучаю это последние полгода.
Что может дать ИИ геймингу?
Генеративный ИИ – о том, чтобы генерировать как предметы и модели, так и целые уровни игры. Там еще очень много куда нужно идти, потому что генерировать какие-то сложные 3D-предметы пока не получается как следует. Но скетчи, 2D-графика и т.д. – это экономит уже много времени, очень много денег, ускоряет путь от идеи к реализации.
Настолько я знаю, это уже будет частью больших платформ и движков типа Unity и Unreal Engine. И человек без всякого опыта в разработке игр, но с очень классной идеей благодаря искусственному интеллекту сможет достаточно быстро донести ее до меня. Я это обожаю.
Но у ИИ есть много слоев. Я очень люблю не только шутеры, но и игры с историей, например Last of Us 2. В новом Diablo – много интересных диалогов, сайд-квестов. С помощью ИИ можно будет сделать их еще более интересными, еще более реалистичными. Это с одной стороны страшно, а с другой – очень интересно.
Что такое Mythical Games
Mythical Games – основанный в 2018-м американский стартап, разрабатывающий компьютерные игры на блокчейне. Все четверо соучредителей – Джон Линден, Джейми Джексон, Руди Кох и Крис Даунс – выходцы из легендарной игровой компании Activision.
На счету Mythical Games $297 млн инвестиций, свидетельствуют данные Crunchbase. Последний раунд – $37 млн при миллиардной оценке стартап закрыл в июне 2023-го.
Mythical Games имеет четыре проекта:
NFL Rivals – игра, созданная в партнерстве с Национальной футбольной лигой (NFL) и Ассоциацией игроков NFL. А также NFT-игры Blankos Block Party, Fractured Veil и Epic Spell Wars
Собственно, в Украине насущная проблема – локализация игр на украинском. Автоматизация перевода с ИИ здесь поможет?
Будете смеяться, но первые деньги я зарабатывал именно переводом игр. Правда, для пиратских компаний типа «Фраргус», но что было, то было. Поэтому я точно знаю, что есть проблема с переводом.
Это точно поможет. Сейчас ИИ работает на трансформерах. И ему все равно, на каком языке мы разговариваем и на каком языке переводим.
Как это выгодно с точки зрения бизнеса?
Думаю, что в ближайшие два года компании, которые будут внедрять ИИ в свой бизнес, как только смогут, во-первых, выживут. А во-вторых, захватят долю рынка. Все остальные, кто упустит момент, просто умрут. Эта уверенность растет уже давно.
Мы оказались в такой реальности, когда не стоит вопрос, хочет ли бизнес использовать ИИ, нужно ли ему зарабатывать больше денег или оптимизировать расходы. Вопрос в том, что, если ты его не используешь, тебя просто не будет. Твою долю рынка заберут и обратно ты ее уже не вернешь.
Я говорил об этом со многими крупными бизнесменами. И многие через несколько месяцев вернулись со словами: «Ты был прав, что теперь делать?».
Как сейчас дела у самого DMarket? Компанию купили на взлете – с приростом выручки на 192% год к году. Тренд остался?
Есть сайт DMarket.com, где я работал. Но сам DMarket – не основная цель компании Mythical. Ее главная цель – собственный маркетплейс.
Но я очень доволен, надеюсь, они тоже. Они хоть и покупали DMarket на пике рынка и по пиковой стоимости, но с момента покупки и до конца мая 2023 года выручка DMarket увеличилась в четыре раза.
Но это была только половина покупки. Другая половина – технологии, опыт и люди, умеющие их внедрять. Ведь если мы уже построили, например, антифрод-систему, которой не было ни у кого в мире, то можем построить ее и для маркетплейса Mythical. От первой версии DMarket к нынешней мы пришли через пять лет, но для Mythical сразу сможем сделать все, как надо.
За счет чего такой рост выручки?
Мы тестировали многое, находили, что работает.
То есть это миллион тестирований продукта и в конце концов мы нашли, как сделать так, чтобы были удовлетворены и продавцы, и покупатели. Мы стали лучшими на рынке, потом нужно разогнать эту ликвидность. Прикольно смотреть, когда формулу, найденную за многие годы, ты просто берешь и используешь в новом маркетплейсе.
Зачем Mythical еще $37 млн инвестиций? И насколько я понимаю, это не последний ожидаемый в ближайшее время раунд?
Не уверен, что я могу комментировать эти планы. Но у Джона можно поучиться многим вещам.
Венчурный рынок в мире и штатах не только «сухой», я такого в жизни не видел. Единственное, на что дают сколько угодно денег – искусственный интеллект и еще несколько вещей. Но это 1%. Я знаю фонды, у которых есть деньги. И был уверен, что они будут их вкладывать, ведь это в том числе зарплата и деньги директоров фонда.
Но их позиция такова: экономика настолько плоха, что у них лично денег хватит, чтобы подождать еще год. А потом вкладывать деньги в стартапы по еще более низким оценкам и заработать еще больше.
К слову, о «засухе» в Долине. Мы видим, как выживают без денег украинские стартапы. Как поступают американские компании, когда финансирования резко стало очень мало?
Есть всего два варианта, оба такие. Нормальный – это безубыточность. Я много раз видел это у своих друзей. Они просто увольняют 80% людей, все сокращают, выходят на безубыточность и просто ждут лучшего рынка.
Также я часто вижу, когда компании с миллиардными отметками поднимают раунды с дисконтом 60-70%. Я сам в несколько таких раундов забросил деньги. И это операционные компании с оборотами в сотни миллионов. Просто такой рынок и очень нужны деньги. А венчурные фонды это используют, такова их работа.
Если посмотреть из Калифорнии. Есть ли смысл украинским стартапам соприкасаться с американскими фондами? Даже на ранних стадиях?
У них, в принципе, нет выбора. У фаундера стартапа не стоит вопрос, есть ли смысл.
Если бы вы спросили, где легче поднять деньги, я бы ответил, что на Ближнем Востоке. Там много денег и нормальные отметки. Это очень легко, но нужно знать, как это делать, куда идти.
Я не думаю, что венчурные фонды в Украине будут относиться к оценкам стартапов теплее, чем фонды в Долине. Но если в общей сложности сравнивать уровень инвестиций в Штатах с любой страной, это все равно 90 к 10.
Поэтому уверен, что у стартапов нет выбора разговаривать ли с американскими фондами.
У Mythical сейчас большие амбиции и большие планы. Но не хочется ли вам завершить проект и снова пойти в свой стартап?
Если я уже построил три компании, то какая-то тенденция есть, ее трудно отрицать. Я всегда смотрю на мир широко.
В каждой компании, которую я делал, всегда была какая-то новая технология, что-то изменяющее мир. И я был первым, кто понимал, как это работает, как будет работать через несколько лет и какой продукт из этого нужно делать. Что умею, то умею (улыбается). Относительно корпораций на миллиарды долларов пока не уверен.
То есть пока не видно идеи, которую еще никто не заметил ?
Пока что у меня очень много уважения к компании Mythical и лично к Джону. Опять же, DMarket покупали за большую сумму, но часть получал деньгами, а часть – акциями Mythical.
Поэтому на личном и монетарном уровне я заинтересован, чтобы у компании все было хорошо. Если на личном уровне что-нибудь изменится, я вам сообщу.
Я отошел от операционного уровня, а на стратегическом занимаюсь искусственным интеллектом. Это, я уверен, изменит человечество навсегда. Это уже имеет влияние, и оно будет ощутимее, чем от изобретения электрического тока. Единственное, о чем нужно думать, как строить будущее так, чтобы 200 млн человек не потеряли работу. А как построить это будущее, мне понятно.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.