Минобразования подписало меморандум с Parimatch Foundation – корпоративным фондом букмекерской компании Parimatch. Президент фонда Екатерина Белорусская – мажоритарная владелица букмекерской компании. И хотя партнерству МОН и Parimatch Foundation уже год, на Минобразования посыпалось негодование
«Уважаемые студенты, теперь работы подписываем следующим образом: Министерство образования и науки Украины. Parimatch Foundation. Кафедра ставок на спорт», – подхватили новость о меморандуме твиттеряне. Шутки шутками, а образовательное сообщество решение Минобразования возмутило. «Есть категории компаний, с которыми образование, касающееся несовершеннолетних, не должно сотрудничать: алкогольные, табачные, азартные, микрофинансовые», – говорит нардеп «Слуги народа» и член комитета по вопросам образования Роман Грищук.
Основной фокус Parimatch Foundation именно на детях – дать им доступ к занятиям спортом, независимо от физических особенностей или социального статуса. Фонд за два года потратил €300 000 на программу обучения для учителей физкультуры. Еще 2 млн грн ушло на спортивный инвентарь 200 школам. Фонд организовывал разные секции спорта и мотивационные тренировки со звездами спорта. За лучшие достижения 65 детей получили годовые премии по 5000 грн ежемесячно.
Полномасштабная война внесла коррективы в программы. Parimatch Foundation организовал летние лагеря для детей, приюты, проводил курсы для детских психологов. Всего с начала полномасштабного вторжения фонд направил на помощь пострадавшим от войны около 14,5 млн грн, сообщили Forbes в пресс-службе.
Такую щедрость в Минобразования оценили. Второй год министерство заключает с Parimatch Foundation меморандум о сотрудничестве. Публичная «легализация» отношений с фондом беттинговой компании вызвала критику. Чем такое партнерство может навредить детям?
Толерантные дети
Сотрудничество Минобразования с бизнесом – правильный подход, говорит Грищук. Однако созвучное название благотворительного фонда и беттинговой компании может негативно влиять на детей. Forbes обратился в Минобразования с запросом прокомментировать ситуацию, однако МОН не ответило на запрос на момент публикации.
На свежем видео, где фонд привез спортивный инвентарь в школу во Львовской области, дети бегают в футболках с надписью Parimatch Foundation. Это не первый случай: 17 декабря 2021 на открытии праздничного городка возле Офиса президента (ОП) на детях были шарфы с аналогичной надписью.
Почему шарфы и футболки могут вредить детям? У них воспитывается терпимость к бренду, считает Грищук. «Если условная компания Parimatch создает БО «Солнышко», то здесь меньше вопросов», – говорит он.
Первая заместитель министра образования в 2014–2016 годах Инна Совсун обратилась к образовательному омбудсмену с запросом, не противоречит ли такая деятельность закону о среднем образовании и не нарушает права детей. «В безопасном образовательном пространстве дети не должны подвергаться пропаганде и агитации», – цитирует закон Совсун.
Один из продуктов партнерства готовится к запуску в сентябре – диджитал-платформа Active Youth. Это как википедия в направлении образования, комментируют в пресс-службе фонда. Платформа состоит из двух блоков: первый – это образовательная база, содержащая нормативные базы и документы, семинары, информацию для организаторов обучающих мероприятий, учителей и специалистов образовательной отрасли. Вторая – это календарь событий. В нем будет собираться информация о событиях из школ, департаментов МОН.
Разработкой платформы занимались Parimatch Tech и Parimatch Tech Academy. Сейчас Комитет физической культуры наполняет сайт контентом, а разработчики дорабатывают функционал по киберзащите.
Forbes ознакомился с внутренним документом, где есть скриншоты отдельных страниц сайта. Он исполнен в цветах и шрифтах правительственного ресурса Минобразования. Логотип – трезубец с надписью «Активная молодежь». На страницах, которые видел Forbes, не было логотипа Parimatch Foundation.
Закон разрешает?
Закон не запрещает органу власти сотрудничать с фондом, юридически независимым от бизнеса, говорит адвокат и партнер Axon Partners Лидия Клымкив. А вот насколько законно такое сотрудничество для Parimatch?
Клымкив говорит, что здесь есть место для потенциального нарушения закона о рекламе. Рекламировать азартные игры лицам до 21 года запрещается, как и использовать их в рекламе. Юридически текстовое обозначение Parimatch зарегистрировано в торговых марках, отдельно принадлежащих как фонду, так и кипрским компаниям, связанным с азартным бизнесом Parimatch.
«Хотя эти лица юридически трудно связать, слово Parimatch как информация вызывает у потребителей только одну ассоциацию», – говорит Клымкив. Запрет на рекламу текстового знака может касаться не только его непосредственного владельца, но и деятельности компании в целом, добавляет она.
За рекламными проявлениями компаний по азартным играм следит Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей Украины (КРАИЛ). «Комиссия в случае нарушения норм закона введет санкции или лишит лицензии, но речь идет об основном юрлице, которое занимается деятельностью в сфере азартных игр», – говорит юрист Juscutum Дмитрий Палющенко.
Это неоднозначное место в украинском законе. Однако оптимальный вариант для детей – не показывать им текстовое обозначение Parimatch, принадлежащее и фонду, и беттинговой компании. «В сотрудничестве может и не будет ничего плохого, если нигде на предметах или поступающей к детям информации не будет упоминаний о текстовом обозначении Parimatch, в том числе в устной форме, когда дети слушают приветственные речи и оды чиновников об организаторе мероприятий», – говорит Клымкив.
Педагогов волнует не только это: Минобразования решает точечные, а не системные проблемы, считает Совсун. Организовать бомбоубежища, профинансировать их, вернуть из-за границы студентов, подготовить учебники для 5 класса по стандартам НУШ, решить вопросы с внутренне перемещенными учителями – вот неполный список задач к 1 сентября. «Важный вопрос, как мы вообще входим в этот учебный год, когда 1300 учебных заведений оккупировано», – подытоживает Грищук.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.