Сооснователь стартапа SolarGaps Евгений Эрик поменял бензиновый Lexus на электрический Nissan Leaf пять лет назад, когда в стране не было и тысячи машин на электротяге. Осенью 2020 года, по статистике ассоциации «Укравтопром», в Украине насчитывалось более 23 000 таких авто. Легковых машин с двигателем внутреннего сгорания в 280 раз больше (6,5 млн). Но растущий рынок уже интересен бизнесу.
Tesla планировала установить две станции Supercharger в марте 2020 года: на трассе Киев – Чоп и возле Житомира. Планы сорвал COVID‑19, рассказывает основатель Tesla Club Ukraine и компании Go To‑U Назар Шимоне‑Давида.
Большую часть сетей даже у крупных операторов занимают так называемые медленные станции переменного тока. Скоростные зарядки в меньшинстве. Средний тариф там 7–9 грн за кВт вместо 4–5 грн за кВт у менее быстрых станций.
На быструю зарядку Tesla уходит 40 минут, Nissan Leaf – 20 минут, рассказывает Эрик. В его семье три электрокара. На электрозаправках они тратят по $50–150 в месяц.
«Не так важна зарядная станция, как время, проведенное на ней», – говорит Шимоне‑Давида. У Go To‑U две скоростные зарядки, ее основной бизнес – софт, позволяющий управлять очередью на станциях. По иному пути пошла «дочка» ДТЭК YASNO E‑mobility, которая строит дорогую скоростную сеть.
Средняя окупаемость зарядных станций – четыре года, полагает основатель компании EcoFactor Сергей Вельчев. Если украинцы будут покупать электрокары прежними темпами, места на рынке хватит всем. «Чего не хватает – это цивилизованного поведения операторов», – говорит президент Европейской электромобильной ассоциации Украины AVERE Денис Радюк.
Опубликовано в шестом номере журнала Forbes (декабрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.