Дарья Шаповалова и Наталья Моденова, основательницы маркетплейса цифровой одежды DressX. Фото Olga Helga / Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

Платья из нулей и единиц. Создательницы стартапа DressX торгуют виртуальной одеждой. Кому это нужно и как на этом заработать

5 хв читання

Дарья Шаповалова и Наталья Моденова, основательницы маркетплейса цифровой одежды DressX. Фото Olga Helga / Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

«DressX – это ваш диджитал-гардероб», – описывает идею своего стартапа одна из основательниц Дарья Шаповалова, 34. Их с Натальей Моденовой, 32, маркетплейс цифровой одежды работает с августа 2020-го. За год с небольшим они собрали на платформе более 1700 нарядов от полутора сотен дизайнеров и подняли $3,3 млн венчурных инвестиций. Предпринимательницы продают одежду, которая существует только на экранах

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

Цель основательниц – продать миллиард цифровых вещей. Откуда такой разгон? Создательницы DressX умеют лавировать в трендах. В ход идет все – от экологической повестки дня до бума NFT и женского лидерства в IT. 

В начале была мода

Чувствовать моду Шаповалова с Моденовой учатся всю жизнь. Обе выросли в Киеве, в разное время окончили Институт журналистики КНУ имени Шевченко и стояли у истоков популярной в 2010-х Недели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Ивент организовывал бывший муж Шаповаловой – политконсультант и предприниматель Казбек Бектурсунов. Первый совместный проект подруг – дизайнерский шоурум More Dash в Париже, открытый в 2014 году.

«У нас на второй год уже был оборот под €1 млн», – говорит Шаповалова. Но лайфстайл-бизнеса им было мало. В 2017-м основательницы оставили More Dash на попечение команды и перебрались в Сан-Франциско. «Хочется показать девушкам по всему миру, что можно сделать технологическую компанию без технологического образования», – объясняет Шаповалова. 

Украинки решили продавать не обычную одежду, а цифровую. В Долине они познакомились с Юлией Красниенко. До 2015 года она была директором по маркетингу одесского стартапа Looksery. Это приложение, изменяющее лица на видео в реальном времени, за $150 млн купил Snap. Красниенко поначалу помогала Моденовой и Шаповаловой делать нечто похожее – менять принты или цвет одежды, добавлять эффекты в дополненной реальности. «Смотрелось весело, но еще недостаточно модно, лакшери-мир этого не понимал», – говорит Моденова. Сейчас Красниенко возглавляет разработку в DressX. 

Идею отложили и открыли два поп-ап-магазина в модном торговом центре Beverly Center в Лос-Анджелесе. Покупать одежду в таких магазинах не обязательно – достаточно заплатить за вход и фотографироваться в разных нарядах сколько угодно. В декабре 2019-го проект свернули, чтобы возобновить эксперименты с виртуальной одеждой.

До сих пор подрывные инициативы в индустрии моды исходили от айтишников.

В 2011 году Джули Уэйнрайт запустила онлайн-площадку для торговли подержанными люксовыми вещами The RealReal. В конце 1990-х она была CEO маркетплейса товаров для домашних животных Pets.com, который обанкротился из-за краха доткомов. Через семь лет The RealReal привлекла $300 млн на бирже и сейчас стоит больше $1 млрд. А британский маркетплейс премиальных брендов Farfetch, созданный португальским айтишником Жозе Невешем, к осени 2021-го нарастил капитализацию до $14 млрд.

Первая версия онлайн-магазина DressX запустилась летом 2020 года. Чтобы надеть обновку, нужно отправить стартапу свое фото. Через 24 часа покупателю возвращают обработанный снимок с «надетой» по его фигуре вещью. Год спустя появилось приложение с дополненной реальностью. В нем примерять модные образы через камеру смартфона можно уже в режиме реального времени, а понравившиеся – купить и получить на фото. По данным основательниц, обе площадки посещают до 70 000 пользователей в месяц, 45% – мужчины.

В ассортименте – фантастические наряды в стиле бала Met Gala и обычные футболки со свитшотами. В топе продаж – коллекция DISCOVERSE под собственным лейблом DressX, футуристическая одежда немецкого 3D-художника Алехандро Дельгадо и панамы со спецэффектами.

Зачем их покупать? Чтобы выложить в соцсети необычное фото или целый ролик. Цифровая мода метит в поколение Z. Клиенты DressX пока немного взрослее – 25–35 лет. Ограничиваться креаторами из Instagram или TikTok стартап не собирается. Инвесторам это пришлось по душе. 

Платья из нулей и единиц. Создательницы стартапа DressX торгуют виртуальной одеждой. Кому это нужно и как на этом заработать /Фото 1

Оцифрованный дизайн

В 2020-м дизайнер Елена Семененко собиралась показать на Украинской неделе моды коллекцию одежды из биоразлагаемых и перерабатываемых тканей. Когда границы закрылись, производители не смогли поставлять материал в Украину. «А шить из обычных тканей я отказалась», – говорит она. Семененко привезла в «Мистецький Арсенал» цифровую коллекцию – дефиле моделей заменило 3D-шоу на большом экране.

Сегодня Семененко – одна из 150 дизайнеров в каталоге DressX. Разброс цен на платформе немалый: от $21 за футболку со «Звездной ночью» Ван Гога до $1400 за платье британского цифрового дома моды Auroboros. Автору причитается 20–30% от каждой покупки.

Почему не продавать работы без посредника? У Семененко собственный магазин цифровых вещей не взлетел. На DressX и популярной в СНГ российской платформе Replicant продажи идут намного лучше, говорит она. Replicant запустила в мае 2020-го дизайнер Регина Турбина. На площадке – 37 дизайнеров и 250 вещей в каталоге.

«Это не столько платформы для заработка, сколько способ рассказать о себе», – говорит дизайнер Алексей Кучма. С DressX он работает с октября 2020 года, продает две-три вещи в квартал. Время на Replicant решил не тратить. Будущее цифровой одежды – за NFT, уверен Кучма.

DressX привлекает русскоязычных дизайнеров, но закрепиться хочет в США, откуда приходит большинство покупателей виртуальной одежды. На втором месте по активности на площадке французы, за ними идут британцы, россияне и украинцы. 80% ангельских инвесторов – американцы, или русскоговорящие экспаты, говорит Шаповалова. Ни имен, ни суммы ангельских вложений основательницы не раскрывают. Несколько ранних инвесторов в свое время работали в Snap, уточняет Моденова.

Два венчурных раунда на $3,3 млн DressX закрыл в 2021 году. Стартап поддержали американские Alpha Edison, Artemis Fund, One Way Ventures, из украинских – венчурная «дочка» Horizon Capital фонд U.Ventures.

Финансовые показатели DressX не раскрывает. «Выручка растет на 20% в месяц», – лаконично отвечает Шаповалова. 

Цель стартапа – продать 1 млрд вещей. Скромно: даже если это будет самый дешевый товар в ассортименте, выручка достигнет $21 млрд. Впрочем, миллиард клиентов для этого не нужен. «Базовый гардероб – это 40 вещей, нам нужно наполнить гардеробы 25 млн пользователей», – говорит Шаповалова.

«DressX уже занимает ведущие позиции на быстрорастущем рынке цифровой моды», – уверен венчурный директор Horizon Capital Богдан Свиридов. На горизонте соседние территории – рынки персонализации персонажей компьютерных игр и NFT в сфере моды.

Платья из нулей и единиц. Создательницы стартапа DressX торгуют виртуальной одеждой. Кому это нужно и как на этом заработать /Фото 2

Цифровая одежда DressX.

Платья из нулей и единиц. Создательницы стартапа DressX торгуют виртуальной одеждой. Кому это нужно и как на этом заработать /Фото 3

Цифровая одежда DressX.

Платья из нулей и единиц. Создательницы стартапа DressX торгуют виртуальной одеждой. Кому это нужно и как на этом заработать /Фото 4

Для сравнения: основательницы DressX в обычной одежде.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Одежда для метавселенных

Некоторые вещи DressX можно купить в фешен-игре MOD4, но на игровой рынок основательницы смотрят с осторожностью. Игры – это скорее способ познакомиться с аудиторией, говорит Шаповалова. Другое дело – собственный NFT-маркетплейс.

За девять месяцев 2021 года объем торгов на крупнейших мировых NFT-площадках, по данным аналитической платформы DappRadar, перевалил за $10,6 млрд. К буму невзаимозаменяемых токенов приобщились LVMH, Burberry, Dolce & Gabbana и другие модные бренды. В апреле один из старейших аукционных домов Sothebyʼs продал NFT-работу художника Pak за $16,8 млн, а полгода спустя объявил о создании собственного маркетплейса Metaverse.

Пробным шаром для DressX стало партнерство с криптоплощадкой Crypto.com. На ней стартап выпустил виртуальную серебряную футболку и коллекцию одежды с принтом запуска ракеты SpaceX Илона Маска.

Цены стартовали с $250. Сейчас некоторые вещи перепродают за $1000–1500, говорит Моденова. На каждой транзакции с Crypto.com DressX зарабатывает 10% роялти.

На своей платформе стартап хочет продавать NFT-одежду, которую можно будет и коллекционировать, и носить на фото или видео в дополненной реальности. Другой бонус – забота об окружающей среде. Цифровые платья и футболки не отправляются на свалку. «Их можно надеть один-два раза, а потом перепродать как NFT», – говорит Шаповалова.

И покупатели, и дизайнеры уже готовы к цифровому шопингу, говорит основатель стартапа DMarket Владимир Панченко. Он построил бизнес с оборотом более $20 млн на торговле скинами – виртуальным оружием, одеждой и амуницией для игр. DressX осталось сделать максимально удобную платформу для массовых продаж. «Подиумную коллекцию Louis Vuitton дизайнер показывает один раз, но основные деньги не там, они – в H&M», – проводит параллели Панченко.

Цель DressX – стать поставщиком одежды для всех метавселенных, говорят основательницы. С подачи Марка Цукерберга виртуальные пространства стали одним из самых громких трендов 2021 года. Надеть одну и ту же цифровую вещь на аватара в компьютерной игре и фото в Instagram – вопрос времени и технологий.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні