Платья из нулей и единиц. Создательницы стартапа DressX торгуют виртуальной одеждой. Кому это нужно и как на этом заработать
Категория
Инновации
Дата

Платья из нулей и единиц. Создательницы стартапа DressX торгуют виртуальной одеждой. Кому это нужно и как на этом заработать

Дарья Шаповалова и Наталья Моденова, основательницы маркетплейса цифровой одежды DressX. Фото Olga Helga / Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

«DressX – это ваш диджитал-гардероб», – описывает идею своего стартапа одна из основательниц Дарья Шаповалова, 34. Их с Натальей Моденовой, 32, маркетплейс цифровой одежды работает с августа 2020-го. За год с небольшим они собрали на платформе более 1700 нарядов от полутора сотен дизайнеров и подняли $3,3 млн венчурных инвестиций. Предпринимательницы продают одежду, которая существует только на экранах

Цель основательниц – продать миллиард цифровых вещей. Откуда такой разгон? Создательницы DressX умеют лавировать в трендах. В ход идет все – от экологической повестки дня до бума NFT и женского лидерства в IT. 

В начале была мода

Чувствовать моду Шаповалова с Моденовой учатся всю жизнь. Обе выросли в Киеве, в разное время окончили Институт журналистики КНУ имени Шевченко и стояли у истоков популярной в 2010-х Недели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Ивент организовывал бывший муж Шаповаловой – политконсультант и предприниматель Казбек Бектурсунов. Первый совместный проект подруг – дизайнерский шоурум More Dash в Париже, открытый в 2014 году.

«У нас на второй год уже был оборот под €1 млн», – говорит Шаповалова. Но лайфстайл-бизнеса им было мало. В 2017-м основательницы оставили More Dash на попечение команды и перебрались в Сан-Франциско. «Хочется показать девушкам по всему миру, что можно сделать технологическую компанию без технологического образования», – объясняет Шаповалова. 

Украинки решили продавать не обычную одежду, а цифровую. В Долине они познакомились с Юлией Красниенко. До 2015 года она была директором по маркетингу одесского стартапа Looksery. Это приложение, изменяющее лица на видео в реальном времени, за $150 млн купил Snap. Красниенко поначалу помогала Моденовой и Шаповаловой делать нечто похожее – менять принты или цвет одежды, добавлять эффекты в дополненной реальности. «Смотрелось весело, но еще недостаточно модно, лакшери-мир этого не понимал», – говорит Моденова. Сейчас Красниенко возглавляет разработку в DressX. 

Идею отложили и открыли два поп-ап-магазина в модном торговом центре Beverly Center в Лос-Анджелесе. Покупать одежду в таких магазинах не обязательно – достаточно заплатить за вход и фотографироваться в разных нарядах сколько угодно. В декабре 2019-го проект свернули, чтобы возобновить эксперименты с виртуальной одеждой.

До сих пор подрывные инициативы в индустрии моды исходили от айтишников.

В 2011 году Джули Уэйнрайт запустила онлайн-площадку для торговли подержанными люксовыми вещами The RealReal. В конце 1990-х она была CEO маркетплейса товаров для домашних животных Pets.com, который обанкротился из-за краха доткомов. Через семь лет The RealReal привлекла $300 млн на бирже и сейчас стоит больше $1 млрд. А британский маркетплейс премиальных брендов Farfetch, созданный португальским айтишником Жозе Невешем, к осени 2021-го нарастил капитализацию до $14 млрд.

Первая версия онлайн-магазина DressX запустилась летом 2020 года. Чтобы надеть обновку, нужно отправить стартапу свое фото. Через 24 часа покупателю возвращают обработанный снимок с «надетой» по его фигуре вещью. Год спустя появилось приложение с дополненной реальностью. В нем примерять модные образы через камеру смартфона можно уже в режиме реального времени, а понравившиеся – купить и получить на фото. По данным основательниц, обе площадки посещают до 70 000 пользователей в месяц, 45% – мужчины.

В ассортименте – фантастические наряды в стиле бала Met Gala и обычные футболки со свитшотами. В топе продаж – коллекция DISCOVERSE под собственным лейблом DressX, футуристическая одежда немецкого 3D-художника Алехандро Дельгадо и панамы со спецэффектами.

Зачем их покупать? Чтобы выложить в соцсети необычное фото или целый ролик. Цифровая мода метит в поколение Z. Клиенты DressX пока немного взрослее – 25–35 лет. Ограничиваться креаторами из Instagram или TikTok стартап не собирается. Инвесторам это пришлось по душе. 

Оцифрованный дизайн

В 2020-м дизайнер Елена Семененко собиралась показать на Украинской неделе моды коллекцию одежды из биоразлагаемых и перерабатываемых тканей. Когда границы закрылись, производители не смогли поставлять материал в Украину. «А шить из обычных тканей я отказалась», – говорит она. Семененко привезла в «Мистецький Арсенал» цифровую коллекцию – дефиле моделей заменило 3D-шоу на большом экране.

Сегодня Семененко – одна из 150 дизайнеров в каталоге DressX. Разброс цен на платформе немалый: от $21 за футболку со «Звездной ночью» Ван Гога до $1400 за платье британского цифрового дома моды Auroboros. Автору причитается 20–30% от каждой покупки.

Почему не продавать работы без посредника? У Семененко собственный магазин цифровых вещей не взлетел. На DressX и популярной в СНГ российской платформе Replicant продажи идут намного лучше, говорит она. Replicant запустила в мае 2020-го дизайнер Регина Турбина. На площадке – 37 дизайнеров и 250 вещей в каталоге.

«Это не столько платформы для заработка, сколько способ рассказать о себе», – говорит дизайнер Алексей Кучма. С DressX он работает с октября 2020 года, продает две-три вещи в квартал. Время на Replicant решил не тратить. Будущее цифровой одежды – за NFT, уверен Кучма.

DressX привлекает русскоязычных дизайнеров, но закрепиться хочет в США, откуда приходит большинство покупателей виртуальной одежды. На втором месте по активности на площадке французы, за ними идут британцы, россияне и украинцы. 80% ангельских инвесторов – американцы, или русскоговорящие экспаты, говорит Шаповалова. Ни имен, ни суммы ангельских вложений основательницы не раскрывают. Несколько ранних инвесторов в свое время работали в Snap, уточняет Моденова.

Два венчурных раунда на $3,3 млн DressX закрыл в 2021 году. Стартап поддержали американские Alpha Edison, Artemis Fund, One Way Ventures, из украинских – венчурная «дочка» Horizon Capital фонд U.Ventures.

Финансовые показатели DressX не раскрывает. «Выручка растет на 20% в месяц», – лаконично отвечает Шаповалова. 

Цель стартапа – продать 1 млрд вещей. Скромно: даже если это будет самый дешевый товар в ассортименте, выручка достигнет $21 млрд. Впрочем, миллиард клиентов для этого не нужен. «Базовый гардероб – это 40 вещей, нам нужно наполнить гардеробы 25 млн пользователей», – говорит Шаповалова.

«DressX уже занимает ведущие позиции на быстрорастущем рынке цифровой моды», – уверен венчурный директор Horizon Capital Богдан Свиридов. На горизонте соседние территории – рынки персонализации персонажей компьютерных игр и NFT в сфере моды.

Цифровая одежда DressX.

Цифровая одежда DressX.

Цифровая одежда DressX.

Цифровая одежда DressX.

Для сравнения: основательницы DressX в обычной одежде.

Для сравнения: основательницы DressX в обычной одежде.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Одежда для метавселенных

Некоторые вещи DressX можно купить в фешен-игре MOD4, но на игровой рынок основательницы смотрят с осторожностью. Игры – это скорее способ познакомиться с аудиторией, говорит Шаповалова. Другое дело – собственный NFT-маркетплейс.

За девять месяцев 2021 года объем торгов на крупнейших мировых NFT-площадках, по данным аналитической платформы DappRadar, перевалил за $10,6 млрд. К буму невзаимозаменяемых токенов приобщились LVMH, Burberry, Dolce & Gabbana и другие модные бренды. В апреле один из старейших аукционных домов Sothebyʼs продал NFT-работу художника Pak за $16,8 млн, а полгода спустя объявил о создании собственного маркетплейса Metaverse.

Пробным шаром для DressX стало партнерство с криптоплощадкой Crypto.com. На ней стартап выпустил виртуальную серебряную футболку и коллекцию одежды с принтом запуска ракеты SpaceX Илона Маска.

Цены стартовали с $250. Сейчас некоторые вещи перепродают за $1000–1500, говорит Моденова. На каждой транзакции с Crypto.com DressX зарабатывает 10% роялти.

На своей платформе стартап хочет продавать NFT-одежду, которую можно будет и коллекционировать, и носить на фото или видео в дополненной реальности. Другой бонус – забота об окружающей среде. Цифровые платья и футболки не отправляются на свалку. «Их можно надеть один-два раза, а потом перепродать как NFT», – говорит Шаповалова.

И покупатели, и дизайнеры уже готовы к цифровому шопингу, говорит основатель стартапа DMarket Владимир Панченко. Он построил бизнес с оборотом более $20 млн на торговле скинами – виртуальным оружием, одеждой и амуницией для игр. DressX осталось сделать максимально удобную платформу для массовых продаж. «Подиумную коллекцию Louis Vuitton дизайнер показывает один раз, но основные деньги не там, они – в H&M», – проводит параллели Панченко.

Цель DressX – стать поставщиком одежды для всех метавселенных, говорят основательницы. С подачи Марка Цукерберга виртуальные пространства стали одним из самых громких трендов 2021 года. Надеть одну и ту же цифровую вещь на аватара в компьютерной игре и фото в Instagram – вопрос времени и технологий.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

130 идей для новогодних подарков | 25 самых умных компаний Украины