Посол Ізраїлю в Україні Михайло Бродський /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Споры и армия помогли вырастить израильский техносектор. Посол Израиля в Украине о том, какой опыт точно следует перенять

6 хв читання

Посол Израиля в Украине Михаил Бродский. Фото из личного архива

Посол Израиля в Украине Михаил Бродский – герой нового YouTube-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным». Бродский рассказал о том, что объединяет израильтян в кризисных ситуациях и почему Израиль стал магнитом для высоких технологий.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Герой 15-го выпуска «Business Breakfast с Владимиром Федориным» – чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Украине Михаил Бродский. Выпускник Тель-Авивского университета Бродский на дипломатической службе с 2002 года, с августа 2021-го – посол Израиля в Украине.

Накануне этого разговора Государство Израиль отметило 75-ю годовщину основания. Forbes Ukraine выбрал главное из разговора о том, насколько новейшая израильская история перекликается с украинской и какой опыт следует перенять.

«Опыт Израиля можно масштабировать избирательно»

Украинцы хорошо понимают, что на протяжении десятков лет испытывают израильтяне, которые не спят по ночам, не отправляют детей в детские сады и школы из-за опасности ракетных обстрелов. Все это сегодня очень хорошо знакомо и украинцам.

Опыт Израиля можно масштабировать и перенести на другие государства. Первое, что приходит в голову, – Сингапур, который построил армию и систему безопасности по израильской модели. 

Конечно, Украина – это другой случай. Сингапур больше похож на Израиль в плане размеров государства, количества населения. Украина гораздо больше, она находится в другом регионе, в Европе. Но я верю в то, что опыт Израиля можно изучать и перенимать избирательно.

Сегодня в Украине каждая сфера жизни затронута войной, в каждой сфере у Израиля есть определенный опыт. И на этом опыте нужно учиться. Это не значит, что следует копировать в точности то, что сделал Израиль. Это невозможно, потому что исходные данные другие, условия другие. Но есть определенные вещи, модели, форматы, которые можно использовать в Украине, не изобретая велосипед. 

Нужно учиться и на наших ошибках, потому что и ошибки были. Израиль – не эталон, но посмотреть на опыт 75 лет существования и сделать для себя выводы будет для Украины полезно. Я уверен, что дальше судьбы Израиля и Украины будут переплетены еще теснее в силу всех вызовов, которые стоят перед нашими странами. 

«Израилю удалось выстроить систему с иммунитетом к политическим кризисам»

Существует демократическая система, которая включает в себя разделение властей. Даже при кризисе одной из ветвей власти, например парламентской, остальные ветви власти продолжают функционировать. Продолжает функционировать бюрократия. 

На бюрократии держится государство, и бюрократия в Израиле продолжает функционировать в любой ситуации. Она не идеальна, многие ее критикуют, и справедливо. Тем не менее особенно в период кризиса государство функционирует абсолютно нормально. 

Израилю удалось выстроить систему, которая будет спокойно воспринимать политические кризисы и у которой развивается иммунитет к политическим кризисам. Есть парламентская система, разделение властей, сильная судебная система, высший суд справедливости, который может вмешаться в случае нарушения основных законов Израиля, и так далее.

«Если ты спасаешь жизнь, это уже не ошибка»

Одна из существенных проблем Израиля – территории, контролируемые Израилем на западном берегу реки Иордан. Там есть территории, на которых проживают и палестинцы, и евреи. И эта ситуация служит источником многих проблем для Израиля уже много лет, с Шестидневной войны 1967 года.

Это проблема, которую Израиль очень хотел бы решить, но у нас нет партнеров для решения этой проблемы.

Вторая проблема – это арабское меньшинство, люди, которые находятся в Израиле, но не всегда чувствуют себя полноценными гражданами. Они обладают такими же правами, как и евреи, но с этим иногда возникают серьезные проблемы. Было несколько эпизодов, когда арабы проявляли недовольство по поводу отношения к ним и участвовали в массовых акциях протеста с применением насилия. 

Урок Израиля в том, что стоит договариваться, исходя из своих интересов. Израиль в свое время не только вывел поселение из сектора Газа, но и ушел из Южного Ливана. Можно сказать, что это привело к усилению террористов в Южном Ливане и в секторе Газа. Но, с другой стороны, мы спасли многие жизни, потому что на протяжении долгих лет и в секторе Газа, и в Южном Ливане практически каждый день погибали израильские солдаты. Сегодня этого не происходит. Поэтому нельзя говорить, что это была ошибка. Если ты спасаешь жизнь, это уже не ошибка. А Израиль, уйдя из этих двух мест, спас жизни, наверное, сотням, если не тысячам своих солдат. 

Герой 15-го выпуска «Business Breakfast с Владимиром Федориным» чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Украине Михаил Бродский.

Герой 15-го выпуска «Business Breakfast с Владимиром Федориным» чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Украине Михаил Бродский.

«Украина станет большим Израилем со своим лицом»

Сложно найти более похожие ситуации, чем та, что сегодня сложилась в Украине, и та, что существует в Израиле уже десятки лет. Я даже видел шутку о том, что Израиль старается привлечь туристов из Украины под лозунгом «Приезжайте в Израиль – почувствуйте себя как дома».

Это, конечно, шутка, но в ней есть большая доля правды. И я думаю, что будущее заключается в использовании израильского опыта и израильской технологии в строительстве и восстановлении Украины после войны. Думаю, Израиль должен и будет играть центральную роль в этом процессе, поскольку это самый релевантный и наиболее подходящий для Украины опыт. 

Я не говорю, что нужно ориентироваться только на Израиль. Есть много удачных примеров: Европа, Соединенные Штаты, страны Азии. Но нет ни одной страны, которая бы настолько понимала Украину сегодня в плане безопасности, в плане требования адаптировать и общество, и инфраструктуру, и вообще жизнь под постоянную военную угрозу. Только у Израиля есть такой многолетний опыт, и мы с удовольствием будем им делиться.

«Рефлекс каждого израильтянина – объединяться в момент опасности» 

Большинство населения Израиля – евреи, приехавшие из самых разных стран. Кроме того, в Израиле большая община арабов, более 500 000. Есть много анекдотов на тему «Два еврея – три мнения».

Причем не важно, откуда они приехали, – всегда будут разногласия, споры, для евреев это в порядке вещей. Но сегодня никаких серьезных трений на почве того, кто откуда приехал, на каком языке говорит, нет. Это так называемый плавильный котел. 

В основе государства лежит простая идея о том, что у евреев нет другого выхода, им нужно держаться вместе. И это показывают как раз ситуации кризиса. В момент кризиса, в момент начала военных действий и террора израильтяне, какими бы разными они ни были, каких бы разных взглядов они ни придерживались, всегда объединяются. 

Это рефлекс, который есть у каждого израильтянина, – объединяться в момент опасности. И я думаю, что это в том числе держит израильтян вместе. 

Еще один фактор – традиции, общие интересы, желание жить в своей стране, желание иметь свой дом. Как бы израильтяне его ни критиковали и как бы критично многие ни относились происходящему в Израиле, израильтяне по сути своей очень патриотичны и очень любят свою страну. 

И это видно буквально во всем. Это видно, например, по службе в армии, когда израильтяне стремятся служить в армии. И это не показное чувство, оно абсолютно искреннее. 

«Чем израильский стартап принципиально отличается от украинского и американского»

Культура стартапа изначально международная, она говорит в основном на английском языке, думает на английском языке и понятиями, которые приняты на Западе.

Но Украина, насколько я могу судить, до начала войны в основном была главным направлением, по крайней мере для Израиля, для аутсорсинга. Продуктовым компаниям было сложнее работать в Украине, многие предпочитали регистрировать бизнес, интеллектуальную собственность в других юрисдикциях. Поэтому и в Украине началась очень серьезная работа по исправлению этой ситуации, можно вспомнить «Дія.City».

Для Украины есть все условия, все исходные данные: прекрасные специалисты, желание и доступ к международному опыту. Но нужны определенные реформы. Одна из важных реформ – это все, что касается интеллектуальной собственности и защиты прав на интеллектуальную собственность. Здесь еще есть что улучшать. 

Герой 15-го выпуска «Business Breakfast с Владимиром Федориным» чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Украине Михаил Бродский.

«Сегодня Израиль – источник новых идей, новых технологий»

Сегодня у каждой крупной хай-тек-компании есть центр R&D в Израиле. Сегодня Израиль – источник новых идей, новых технологий. Но это произошло не благодаря инвестициям, а благодаря целому ряду других причин. 

Прежде всего это многовековая еврейская традиция споров и обсуждения проблемы в формате полного и открытого обмена мнениями, неприятия каких-то прописных истин.

Второй момент – характер Государства Израиль, который сам по себе является неким стартапом. Люди, которые приезжали в Израиль (эмигранты или, как мы их называем, репатрианты), были готовы начать все с нуля. Это именно та ментальность, которая требуется для того, чтобы создать стартап, – быть готовым бросить все, пойти на очень серьезные риски, чтобы добиться успеха. 

Еще один – это армия Израиля, которая с самого начала задумывалась как высокотехнологичная армия. Поэтому очень многие успехи израильского хай-тека происходят от того, что в армии разрабатывались различные программы, виды вооружения, оборонные технологии, которые потом уже адаптировались в гражданской сфере. Но культура стартапов, культура создания новых идей, обсуждения новых идей как раз идет от армии. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд