Старлінки в потягах Інтерсіті /Shutterstock/Коллаж Александра Карасева
Категория
Инновации
Дата

Терминалы Starlink будут раздавать Wi-Fi в украинских поездах. Как Илон Маск обошел на повороте всех украинских операторов

4 хв читання

До конца 2023 года интернет на Starlink должен работать во всех поездах Интерсити+ Фото Shutterstock/Коллаж Александра Карасева

Минцифры и «Укрзализныця» придумали, как запустить спутниковый интернет от Илона Маска Stralink в скоростных поездах. Какова цена проекта

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

«Ты меня слышишь?», – спрашивает Михаил Федоров, министр цифровой трансформации, прохаживаясь по своему кабинету. Он говорит по видеосвязи с главой «Укрзализныци» Александром Камышиным. «Я тебя слышу, я тебя вижу», – отвечает тот из скоростного поезда, который едет из Киева в Харьков.

Слышно и видеть позволяет Wi-Fi от Starlink с подстраховкой от мобильного оператора «Киевстар». Пока эта опция находится только в одном поезде, к концу 2023-го она должна появиться во всех 14 скоростных Интерсити+. Для этого «Укрзализныце» передадут 900 терминалов от Илона Маска.

Пассажиры обычных поездов по-прежнему будут путешествовать почти без связи – украинские железнодорожные пути слабо охвачены мобильной сетью. Почему это новшество не двигалось с мертвой точки вплоть до войны

Как работает Starlink в поездах

«Для пользователя это обычная WiFi-сеть, к которой нужно подключиться со своего гаджета», – рассказывает Андрей Набок, руководитель по развитию фиксированного интернета Минцифры. Терминал Starlink устанавливается на крыше вагона. От дождя или снега его защищает специальный купол, пропускающий радиосигнал. Внешняя антенна подключена к роутеру, раздающему WiFi для пассажиров.

«Укрзализныця» присматривалась к Starlink с июля 2022-го. Чтобы проверить, будет ли спутниковый интернет на транспортном средстве во время движения, терминал установили на крыше авто. На скорости 130 км/ч он исправно раздавал сигнал на 100 Мбит/сек – этого достаточно, чтобы пассажиры могли смотреть на YouTube или переписываться в мессенджере.

Тогда Камышин и Федоров отказались рассказывать, дойдет ли дело дальше тестов. Но за полгода интернет на Starlink официально запустили в первом поезде. Скорость интернета на порт – 65,7 Мбит/сек. Это позволяет просматривать сайты и электронную почту, смотреть HD-видео, играть в онлайн-игры. Связь не ложилась на 96,7% маршрута.

В Интерсити разработку Маска страхует дополнительное оборудование от мобильного оператора «Киевстар». Оно улавливает сигнал с ближайших базовых станций и передает его на общий со Starlink роутер, когда терминал теряет связь со спутником.

«У Starlink есть нюанс – он не рассчитан на подвижной состав», – рассказывает Олег Ярмак, менеджер по управлению проектов и продуктов «Киевстар». SpaceX проецировала первые тарелки из расчета, что они будут стоять на крышах домов и вокруг не будет никаких помех для сигнала.

В июле 2022 года компания Маска начала продавать тарелку Starlink Maritime за $10 000 для лодок и яхт. В октябре – анонсировала Starlink Aviation для самолетов. О специальных разработках для железной дороги SpaceX не объявляла. Специалистам «Укрзализныци» и Минцифры удалось приспособить для Интерсити базовую модель терминала.

Всего в Украине около 30 000 Starlink, сообщала пресс-служба Минцифры в январе 2023-го. Одна из самых больших партий – 8000 устройств – поступила от Польши в январе 2023 года. Следующая ожидается в феврале – ее должна предоставить Германия. Поставки от международных партнеров нужны на фронте, деоккупированных территориях, в пунктах несокрушимости и т.д.

Есть ли смысл тратить Starlink на скоростные поезда?

Украина получает тарелки Маска как часть помощи и бюджетные средства на них не тратятся, говорит Набок. Многие устройства на полтора десятка поездов не нужны, добавляет Ярмак. Одного терминала во время тестов хватало на девять вагонов. На поезд из 20 вагонов достаточно два-три, добавляет он. Цифры от УЗ похожи – от четырех до шести штук.

Значительная часть переданных Минцифрой терминалов идет на оборудование связью Фортец несокрушимости на железнодорожных вокзалах и бесперебойности работы пассажирского и грузового движения во время блекаутов, комментируют в УЗ.

Точную стоимость оборудования всего подвижного состава Интерсити Набок не раскрывает. По коммерческим расценкам SpeceX, для частных пользователей из Украины девять сотен терминалов стоили бы $540 000. Сама связь по тем же «гражданским» тарифам стоила бы $67 500 в месяц.

«Человек в поезде не будет выпадать с работы, это инвестиция в увеличение ВВП страны», – считает телеком-эксперт Александр Глущенко. К середине февраля 2022-го «Укрзализныця» отчитывалась, что перевезла 33-миллионного пассажира Интерсити+. Общий пассажиропоток в 2021-м – 1,56 млн. Когда все они смогут поймать интернет в поезде?

Сроки и хотя бы приблизительная смета проекта еще не определены. «Все будет зависеть от наличия необходимого оборудования для модернизации сети внутри вагонов», – говорит Набок.

Почему Интерсити первыми в очереди на спутниковый интернет? Средний возраст парка пассажирских вагонов – около 30 лет, по оценке Мининфраструктуры. По состоянию на начало 2021 года они были изношены на 92,6%. Каждый вагон обычного поезда работает отдельно. В то время как поезд Интерсити — единственная система, которой легче распространить интернет сразу на все вагоны. По маршрутам Интерсити+ курсируют более современные поезда Hundai, Skoda, «Тарпаны» от Крюковского вагоностроительного завода.

Сколько стоит интернет для пассажиров «Укрзализныци»

Стабильное мобильное покрытие по всей железной дороге – проблема на миллиарды гривен. Сейчас у пассажиров больше шансов поймать голосовую связь и мобильный интернет вблизи железнодорожных станций.

В 2019 году «большая тройка» – «Киевстар», Vodafone и lifecell – подписали с правительством меморандум, чтобы охватить скоростным 4G 90% территории страны. Самые болезненные точки – отдаленные населенные пункты, дороги и железная дорога, где мало абонентов. Для этого потребовалось перераспределить между компаниями так называемые низкие частоты в диапазоне 900 МГц.

Чтобы охватить железную дорогу, каждый оператор должен был построить по 200-300 базовых станций, инвестиции в одну – около 1 млн грн, говорит Ярмак из «Киевстара». Это не все издержки. «В вагонах также должно быть установлено дополнительное усилительное оборудование, поскольку сами вагоны сильно «экранируют» внешний сигнал от базовых станций», – говорит Петр Овчинников, главный инженер по новейшим технологиям lifecell.

Vodafone оценивает свою часть проекта в две сотни станций в около 1,5 млрд грн. Однако реализовать ее не торопились. «Помимо пассажиров железной дороги, больше пользователей у этих базовых станций нет, среднесуточная загрузка – примерно 15% от их ресурса», – говорит Александр Ткач, начальник департамента управления качеством и клиентским опытом Vodafone Украина.

Для одного игрока эти вложения окупятся за 70 лет, подсчитывают в Vodafone. Если разделить затраты на строительство сети на троих, срок сократится до трех десятилетий. А с началом полномасштабной войны у операторов появилось более важное направление для инвестиций – восстановление уничтоженной Россией инфраструктуры.

Поэтому «Укрзализныця» и Минцифры планируют разворачивать решения от SpeceX. Минцифра готовит тендер для компаний-интеграторов, которые согласятся провести работы, говорит Набок. «Закупка оборудования для мобильного интернета, терминалы Starlink, монтаж, демонтаж и поддержка – это миллионы, но не миллиарды гривен, как с базовыми станциями вдоль дорог», – заключает Ярмак.

Материалы по теме

На момент публикации материала УЗ не предоставила ответы на вопросы Forbes. После публикации добавлены комментарии компании в 12, 13 и 17 абзацах.

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд