Цифровую одежду от DressX «носит» миллион пользователей в месяц, купить ее можно в самых известных метавселенных. Как планирует развиваться стартап, когда все уже говорят только об искусственном интеллекте?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Мы начинали с шести дизайнеров и 30 вещей, сейчас это более 300 дизайнеров и свыше 4000 вещей», – говорит соосновательница стартапа DressX Наталья Моденова. Вместе с кофаундером Дарьей Шаповаловой они запустили свой маркетплейс цифровой одежды в августе 2020-го. Тогда технологический мир, едва приспособившийся к локдаунам и пандемии, только готовился сходить с ума по NFT и метавселенным. Однако главные тренды 2021-го быстро затмил новый хайп по генеративному искусственному интеллекту.
Несмотря на это, DressX не изменил курс и закрепился на наиболее узнаваемых площадках – Roblox, Decentraland, Avatar Store от Meta Марка Цукерберга. Бестселлер на всех платформах – цифровой свитшот с лого компании в разных цветах, говорит Моденова.
В начале 2023 года стартап поднял $15 млн от европейского Web3-фонда Greenfield, калифорнийского Slow Ventures и ряда других инвесторов. Чем отличается это соглашение и стратегия украинок?
Сколько стоит и как прогрессирует DressX
В общей сложности на счету DressX $19,2 млн инвестиций. По итогам последнего раунда компанию оценили более чем в $50 млн, говорит Шаповалова. Точную сумму, как и большинство метрик, учредительница не озвучивает, уточняя лишь, что она меньше $100 млн. «Но мы рады своей оценке, потому что она выше средней», – говорит Шаповалова.
Время для фандрейзинга действительно не самое благоприятное. Венчурные капиталисты окончательно охладели к web3-проектам – в первом квартале 2023-го финансирование просело на рекордных 82%, свидетельствует исследование Crunchbase. Это самая низкая точка с момента зарождения индустрии, и денежный поток все замедляется.
«Это новая индустрия, поэтому она относительно рисковая», – говорит Богдан Свиридов, директор по венчурным инвестициям инвесткомпании Horizon Capital. Ее венчурное подразделение u.ventures – среди немногочисленных ранних украинских инвесторов DressX. Во время кризиса вливания в рискованные направления уменьшают в первую очередь, продолжает Свиридов. Исключение – проекты, показывающие результаты.
Как в эту категорию попал DressX? Платформу для торговли цифровыми футболками, платьями и аксессуарами, которые можно примерить на фото или в дополненной реальности, разрабатывает около 40 человек. Головной офис – в Лос-Анджелесе, команду из Украины эвакуировали в Европу за две недели до российского вторжения. Но, несмотря на турбулентность 2022-го, стартапу удалось заключить ряд знаковых партнерств и нарастить продажи.
Одно из крупнейших – с Meta, а точнее с запущенным летом 2022-го магазином Avatar Store. В нем можно приобрести цифровую одежду для аватаров для Instagram, Facebook, Messenger и Oculus VR. Опция пока доступна не во всех странах, самые крупные регионы – США и Канада. Статистику продаж Meta не обнародовала.
«Это возможность на 2 млрд человек, в какой-то момент все звезды встанут правильно», – оценивает потенциальную аудиторию Шаповалова, добавляя, что до выполнения плана продаж еще далеко. С 2020-го компания реализовала более 1 млн цифровых предметов одежды. Правда, это и платные, и бесплатные позиции, раздающиеся во время промо-акций. Ценовой диапазон – от $25 за набор украшений или футболку до $1500 за платье от украинского бренда TTSWTRS.
У DressX есть свой онлайн-магазин и приложение для смартфона, параллельно он закрепляется во всех сервисах, претендующих на звание метавселенных.
Кроме Meta стартап украинок запустил продажи на игровой платформе Roblox, во вселенных аватаров Zepeto и Ready Player Me, на NFT-платформе Decentraland и готовится стартовать на The Sandbox. Это самые «заселенные» площадки, заключает Моденова.
По итогам 2022-го выручка DressX выросла в пять раз в год, утверждает Шаповалова, отказываясь назвать точную сумму. Цифровыми вещами стартапа на всех площадках пользуется более 1 млн человек в месяц. Почти 50% из США, остальные из Европы. Почему этого пока маловато для успеха?
Какие перспективы у цифровой одежды
Цифровая мода – экстремально молодая индустрия, и основные ее заработки, очевидно, в будущем. В 2021–2022 годах это был рынок в $119,5 млн, оценивают аналитики исследовательской компании Research Reports World. Однако через семь лет отрасль будет стоить больше $67 млрд, говорится в исследовании. Другой прогноз гораздо более скромный – рост до $4,8 млрд в 2031-м, свидетельствует исследование американской Allied Market Research.
До этого основательницы DressX успешно лавировали между технологическими трендами – NFT и метавселенными. Однако пик хайпа для обоих уже прошел, констатируют авторы мартовского исследования Activate Consulting.
Нынешняя Неделя моды, которая уже во второй раз прошла в децентрализованной метавселенной Decentraland, имела неоднозначные отзывы. В мероприятии приняли участие 60 всемирно известных брендов, однако посетителей – маловато, описывает впечатление обозреватель The Verge Джей Питерс.
Насколько «заселены» известные метавселенные
(нажмите «Читать больше»)
Roblox – платформа для создания игр, популярная среди детей. Выручка – $2,2 млрд за 2022 год. Аудитория – 214,1 млн активных пользователей в месяц на февраль 2023 года.
Horizon Worlds – метавселенная от Meta. Начальная цель основателя Марка Цукерберга – полмиллиарда активных пользователей в месяц до конца 2022-го. По состоянию на октябрь месячный охват платформы был не более 200 000 пользователей, свидетельствует утечка внутренних документов в WSJ.
Decentraland – web3-метавселенная с виртуальными земельными участками. Сервис построен на базе блокчейна Ethereum и имеет собственный токен MANA. Его рыночная капитализация на 25 апреля 2023 года – около $1 млрд, по данным Coinmarketcap. Вычислить среднюю аудиторию сервиса достаточно сложно, она непропорционально растет во время событий вроде Недели моды. В октябре 2022 года сервис DappRadar заявил, что у Decentraland примерно 650 активных пользователей в день. Оценка самой платформы – 8000 пользователей в день.
The Sandbox – игровая платформа в формате Play-To-Earn, где игроки могут получать награды в криптоактивах. В октябре 2022 года DappRadar насчитал у сервиса только 500 активных пользователей в день. Сооснователь компании Animoca Brands Corp., которой принадлежит The Sandbox, утверждал в интервью Bloomberg, что месячная аудитория платформы – около 200 000 пользователей.
Ready Player Me – эстонская метавселенная и сервис создания аватаров, которые можно использовать в разных видеоиграх и платформах. Стартап заявляет, что аватары в среднем создают около 500 000 пользователей в месяц.
Населенность метавселенных – не единственное предостережение. Направление по-прежнему развивается, но не так быстро, как хотелось бы, говорит CEO и соучредитель Elai.io Виталий Романченко. «Сейчас другой хайп на генеративный искусственный интеллект, в котором мы находимся», – добавляет он. Продукт двухлетнего украинского стартапа – цифровые видеоаватары, генерируемые из текстового описания. С менее чем $420 000 инвестиций Elai.io имеет 900 активных клиентов и вышел на точку безубыточности.
Волну увлеченности ИИ поймал и Марк Цукерберг. В мартовском письме об увольнении 10 000 сотрудников он необычно редко упоминал метавселенную Horizon Worlds, однако назвал искусственный интеллект «крупнейшей инвестицией Meta».
Бизнес DressX не завязан на трендах, протестует Моденова из DressX. «Мы решаем проблему пользователя и рынка, и так получилось, что то, что мы делаем, совпало с хайпом на метавселенные или NFT», – говорит она. О выходе стартапа на безубыточность в ближайшие полгода речь не идет. На привлеченные $15 млн основательницы готовят к выпуску сразу два новых продукта.
Первый – сервис, позволяющий носить цифровые украшения и аксессуары во время видеозвонков. Второй – SaaS-платформа DressX AI для ритейлеров и брендов, которая поможет быстро «примерить» цифровую одежду на фото в режиме реального времени. «Примерку» сразу с нужным ракурсом и светом будут генерировать машинные алгоритмы.
Зачем все это? DressX – один из первопроходцев, которому нужно закрепиться на едва созданном рынке. «Наша цель все еще – продать миллиард цифровых вещей», – говорит Шаповалова.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.