укрзалізниця додала Дія підпис /коллаж Александра Карасева
Категория
Инновации
Дата

Внутри долгой битвы УЗ с перекупами. Украинцы не могли приобрести билет на поезд до Варшавы, мошенники зарабатывали до 500 000 грн с рейса, а спасти ситуацию должна «Дія»

4 хв читання

Билеты на поезд Киев – Варшава можно будет приобрести только с «Дія.Підпис» Фото коллаж Александра Карасева

Билеты на поезд-призрак Киев – Варшава можно будет приобрести только с «Дія.Підпис». Минцифры и «Укрзализныця» сообщают о победе над перекупщиками. Как работает система и действительно ли цифровизация поможет решить проблему.

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про бренд одягу One By One, який з 2022 року відкрив 17 магазинів, а виторг в 2024 році наближається до 500 млн грн 👉 Дивіться за цим лінком

«Кто эти люди, которые выкупают билеты на поезд Варшава – Киев за буквально две минуты, и как они это делают», – это одна из многочисленных жалоб в Facebook на трудности с покупкой билетов на популярное направление.

Курсирование поезда №67/68 Киев – Варшава возобновили в октябре 2021 года после полуторагодичной паузы из-за пандемии. Во время полномасштабного вторжения этот поезд стал одним из самых популярных в связи с остановкой авиасообщения. За девять месяцев 2023-го прибыль УЗ от всех пассажирских поездов в Польшу составила около 800 млн грн, говорил Forbes глава компании Евгений Лященко.

Однако купить билеты в Польшу непросто, их мгновенно скупали перекупщики. «Сначала 80–90% билетов могло идти через косвенные каналы», – отмечает директор филиала «Пассажирская компания» АО «Укрзализныця» Александр Перцовский.

Билеты у перекупщиков можно приобрести на OLX, в телеграм-каналах, фейсбук- и инстаграм-страницах. Стоимость отличается в зависимости от места и времени. Средняя наценка – 2700 грн. Так, на одном поезде перекупщики могли заработать от 388 000 грн до более 510 000 грн, по расчетам Forbes.

Окончательную точку в борьбе с ними должна поставить верификация через «Дія.Підпис» для пользователей приложения, которое УЗ ввела 8 ноября. Как это поможет бороться с перекупщиками и к каким еще мерам прибегала УЗ?

Как УЗ борется с перекупщиками

Самая популярная схема перекупщиков – покупать билет на свое имя, получать заказ от клиента, сдать билет и сразу купить его на имя клиента.

Первый способ в борьбе с такой схемой – блокировка аккаунтов перекупщиков по номеру телефона. «Но люди постоянно регистрировали новые sim-карты и создавали новые аккаунты», – рассказывает Перцовский.

Тогда «Укрзализныця» остановила функцию возврата билетов в приложении – с июля 2023 сдать билет можно было только в кассе. Удар по перекупщикам задел и обычных граждан – возврат средств приходилось ждать до 180 дней. «Это непопулярный шаг, но мы на него пошли, – добавляет Перцовский.

В августе 2023 года «Укрзализныця» также договорилась с крупнейшей в Украине платформой объявлений OLX, чтобы ограничить продажу железнодорожных билетов на платформе. Для этого в OLX разработали специальный алгоритм, не позволяющий публиковать такие объявления. «OLX был одним из важнейших шагов», – отмечает Перцовский. Дополнительным ограничением стало то, что продажа билетов начала открываться всего за 20 дней до рейса.

Внутри долгой битвы УЗ с перекупами. Украинцы не могли приобрести билет на поезд до Варшавы, мошенники зарабатывали до 500 000 грн с рейса, а спасти ситуацию должна «Дія» /Фото 1

Эти шаги помогли существенно снизить количество билетов, которые приходятся на перекупщиков. «Сейчас косвенные продажи составляют менее 20–30%», – говорит Перцовский и добавляет, что остались и другие каналы перепродажи, которые ограничить сложнее.

Верификация через «Дію.Підпис» должна была окончательно погубить этот бизнес. Теперь, чтобы купить билеты на самый востребованный поезд, нужно подтвердить свою личность. Верифицированные аккаунты снова могут возвращать приобретенные в приложении билеты онлайн, а не через кассу.

Как это поможет с перекупками? «Пользователи подтверждают личность с «Дія.Підписом» – и учреждение может быть уверено, что это реальный человек», – говорит Forbes глава Минцифры Михаил Федоров. Верифицироваться достаточно лишь один раз.

Далее это позволит отслеживать потенциальных перекупщиков и после проверки блокировать их аккаунты. Учетная запись получит соответствующую маркировку, и пользователь не сможет покупать билеты на поезд Киев – Варшава и возвращать их онлайн, даже если удалит приложение и попытается пройти верификацию через другое устройство.

Forbes обратился в Минцифру с просьбой прокомментировать более подробно, как работает система обнаружения перекупщиков. Там посоветовали обратиться в УЗ. В «Укрзализныце» также отказались разглашать детали.

«Это автоматизированная система, она работает как банковская, фиксирующая подозрительные операции», – говорит Перцовский. Ключевой момент: УЗ будет мониторить, чтобы с одного аккаунта не покупали много билетов на разные фамилии.

Десять билетов на разные фамилии будут для нас поводом для блокировки аккаунта, говорит Перцовский. «Если человек хочет приобрести более девяти билетов, для этого есть механизм групповых заказов, который также работает онлайн», – добавляет он.

Чтобы делать выводы об эффективности новой системы с «Дія.Підписом», нужно подождать минимум месяц, считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. «Если есть аналогия с BankID, не знаю, как можно будет обходить систему после этого», – добавляет он.

Перекупщики не теряют надежду

Верификация аккаунта через «Дія.Підпис» станет доступна пользователям постепенно, после обновления приложения. Однако, похоже, перекупщики уже переквалифицировались. Теперь они предлагают другую услугу – мониторить наличие билетов и покупать их. Forbes пообщался с ними о возможности приобрести билет на 20 ноября.

Они просят персональные данные для авторизации в аккаунте приложения «Укрзализныци» от имени пользователя. «Скажете мне свой телефон, придет смс-ка, я авторизуюсь через ваш аккаунт и буду искать билет, – говорит одна из перекупщиц. – Как только кто-нибудь сдаст, я его покупаю».

В телеграм-чатах билеты на поезд предлагают от 4000 грн – без выбора места. Есть и более дорогие опции: нижняя полка – 4500 грн, целое купе обойдется в 14 000 грн.

Внутри долгой битвы УЗ с перекупами. Украинцы не могли приобрести билет на поезд до Варшавы, мошенники зарабатывали до 500 000 грн с рейса, а спасти ситуацию должна «Дія» /Фото 2

Оплатить можно двумя вариантами – отправить всю сумму, тогда билет на аккаунт пассажира выкупают они по собственной банковской карте. Другой способ – отправить задаток в 2750 грн. Когда перекупщик найдет билет, клиент самостоятельно оплатит его со своей карты.

Перекупщица обещает сбросить скриншот с найденным билетом для проверки данных и ссылку на платежный шлюз «Укрзализныци». «Вы переходите по ссылке, оплачиваете, и в вашем приложении загружается этот билет», – уверяет она.

С частичной предоплатой удобнее, советует перекупщица. «Со вчерашнего дня новые правила: вы сможете сдать билет в приложении и быстро получить деньги на свою карту. А при полной предоплате средства сначала поступят нам», – добавляет она.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд