«Укрзализныця» хочет пересадить бизнес на свои вагоны. В противном случае тот рискует не вывезти свою продукцию на экспорт. «Кабмин поставил задачу выйти до конца года на безубыточность», – объясняет логику железнодорожного монополиста заместитель коммерческого директора УЗ Валерий Ткачев. Хотя цена вопроса невелика, предприниматели бьют тревогу. Что происходит
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«В очередной раз в начале «высокого сезона» на железной дороге происходят события, которые негативно влияют на перевозку агропродукции», – посетовал 3 октября Михаил Кравченко, исполняющий обязанности заместителя руководителя департамента перевалки и флота агрогиганта Kernel на своей странице в Facebook. Позже Кравченко удалил сообщение.
Для агробизнеса железная дорога – ключевой перевозчик. В сентябре ж/д путями экспортировали 52% из 2,1 млн зерновых. Препятствием на пути украинской продукции в ЕС служит разная ширина пути: в Украине – 1520 мм, в ЕС – 1435 мм. Для ее преодоления используют железнодорожные тележки. «Переобувает» вагоны под европути государственная компания «Укрзализныця» (УЗ).
С 1 октября УЗ отказывает бизнесу в перестановке частных вагонов на европути и доступе к тележкам, указывал Кравченко. Теперь бизнес должен либо брать вагоны УЗ в аренду, либо покупать собственные тележки. Стоимость новой тележки может достигать 900 000 грн, говорит Андрей Рязанцев, экс-директор по развитию бизнеса УЗ. «Это несправедливо и разрушает тщательно выстроенные цепи поставок агропродукции», – писал Кравченко.
6 октября между бизнесом и руководством «Укрзализныци» запланирована встреча по решению вопроса с тележками. Пока продолжается переговорный процесс, несколько аграрных компаний, включая Kernel, отказали Forbes в комментариях для этого текста.
В чем суть конфликта и придут ли аграрии и УЗ к компромиссу?
Ищите, как переобуваться
Из-за внезапного решения УЗ украинский экспорт может оказаться под угрозой, что повлечет за собой уменьшение валютных поступлений в экономику страны, говорится в заявлении Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) от 2 октября. Ассоциация обратилась к правительству и председателю правления «Укрзализныци» с просьбой отменить решение.
Forbes обратился к ЕБА с просьбой предоставить подробные расчеты о том, как решение УЗ может повлиять на аграрный экспорт. Однако пресс-служба ассоциации не предоставила расчет, ссылаясь на то, что не может их публиковать, пока происходит переговорный процесс между УЗ и бизнесом.
В УЗ заявления об ограничении доступа называют манипуляцией. «С 1 октября ничего не изменилось», – уверяет заместитель директора департамента коммерческой работы «Укрзализныци» Валерий Ткачев. УЗ, продолжает он, будет оказывать и далее услугу по перестановке вагонов на европути. «Просто предупреждаем бизнес: хотите «переобуваться», думайте, где получите тележки», – указывает он.
Чем вызвано такое решение? С начала войны УЗ активно инвестировала в парк тележек – сейчас ими можно перевести на европути 905 вагонов, говорит Ткачев. В то же время частный бизнес не покупал тележки, а арендовал их у УЗ. «При этом 70% грузов по Украине перевозят именно в частных вагонах», – сообщает менеджер УЗ. А парк из 50 000 вагонов УЗ, в том числе 5000 зерновозов – почти не задействован. «Наше желание просто: используете тележки УЗ, используйте и наши вагоны», – настаивает Ткачев.
Сколько УЗ рассчитывает заработать сейчас? Пока неизвестно, говорит Ткачев, все будет зависеть от того, сколько вагонов компании удастся «продать». 5 октября УЗ объявила первый тендер на Prozorro с комплексной услугой: при заказе зерновоза УЗ экспортер получает доступ и на тележку.
Цена конфликта
Новые условия будут даже более выгодны для бизнеса, убеждает менеджер УЗ. До 1 октября тариф на аренду вагона УЗ был 500 грн/сутки. Теперь УЗ будет предоставлять вагоны в аренду через аукционы на понижение. Стартовая цена 600 грн/сутки может упасть втрое – до 204 грн/сутки.
Зерновозы будут предоставляться по заявкам как украинских экспортеров, так и иностранных компаний. Оперированием за границей этих вагонов будет заниматься UZ Poland по своим ставкам.
При условии, что все тележки вместе с 905 вагонами УЗ будут задействованы круглогодично, по приблизительным расчетам Forbes компания сможет заработать около 200 млн грн. Цифра может быть несколько больше, объясняет экс-директор по развитию бизнеса УЗ Андрей Рязанцев. Forbes пригласил расчеты в УЗ, однако пресс-служба компании не успела их предоставить в публикацию.
Однако для украинских экспортеров это очевидно подъемная сумма. К примеру, крупнейший агрохолдинг Украины Kernel закончил третий квартал 2023-го с EBITDA на уровне $155 млн.
Вопрос не в общей сумме, а в том, как это удорожание отразится на перевозке тонны продукции, уточняет экс-директор по развитию бизнеса УЗ Андрей Рязанцев. «Эти вагоны не перевезут весь урожай, а часть – дороже, – говорит он. – Аграрии будут вынуждены отдать УЗ часть маржи, которая и так сейчас не слишком широкая. А они всегда борются за каждую копейку».
Так проблема раздута на ровном месте? Не совсем. Бизнес не имеет доверия к постоянно меняющей правила «Укрзализныце», отмечает Юрий Щуклин, основатель и директор транспортно-логистической компании «Груз», член логистического комитета ЕБА. За последние десять лет «Укрзализныця» сама подтолкнула агробизнес приобрести собственный вагонный парк, поскольку у тех не было гарантий, что смогут вывезти урожай, объясняет он. Да, в собственности Kernel 3500 вагонов.
Если бизнес примет это предложение, УЗ станет полноценным гегемоном в экспорте зерновых по железнодорожному пути, объясняет Рязанцев. Для компании – это хорошо, для рынка – не очень, говорит он. Подобные решения точно несут коррупционные риски справедливости дальнейшего распределения колясок УЗ, указывает Владислав Криклий, экс-министр инфраструктуры Украины (август 2019-го – май 2021 года).
К тому же нет никаких гарантий, что впоследствии «Укрзализныця» не повысит стоимость платы за пользование своими вагонами и поставит бизнес в безвыходное положение, как уже делала не раз, высказывает сомнения Дарья Сичкарь, менеджер Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) .
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.