Категория
Инновации
Дата

Юридические ошибки – головная боль для стартапа. Как избежать самых распространенных проблем

5 хв читання

Юридические ошибки – головная боль для стартапа. Как избежать самых распространенных проблем /Freepik

Freepik

Увлеченные идеей стартаперы не всегда уделяют внимание юридическим вопросам. Еще реже могут себе позволить нанять отдельного юриста. Чем это грозит? При поиске инвестиций можно не пройти проверку due dilligence, а иногда – лишиться раунда даже после подписания termsheet, документа об основных условиях привлечения инвестиций. Чтобы этого не случилось, следует избегать базовых юридических ошибок. О чем речь?

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Типичная история. Два партнера запускают стартап, пообещав друг другу все делать совместно и честно. Партнерское соглашение не подписывают, компанию не регистрируют. Прибыль от проекта принимают на счет ФЛП одного партнера, торговую марку оформили на имя другого, а доменное имя – на разработчика. С командой тоже понятийные отношения и устные обещания об опционах. В результате стартап не может объяснить потенциальному инвестору структуру собственности, юридическую историю создания проекта и не может определить, кто именно владеет правами интеллектуальной собственности. 

Ссоры внутри команды, обиды и провальный due diligence – минимум, с которым можно столкнуться в результате такой политики. Кроме того, их идею и даже бренд тоже могут безнаказанно «позаимствовать» конкуренты, которые часто выходят из самой команды. Именно юридические проблемы у стартапов СB Insights называет одной из основных причин их краха. Но что именно нужно делать, чтобы не попасть в такую историю.

Не игнорируйте подписание партнерского соглашения

Не хотите обсуждать неудобные вопросы с партнером сразу – пожалеете об этом в будущем.

С первого дня работы нужно согласовать сферы ответственности, порядок принятия совместных решений, варианты и последствия выхода одного из партнеров из проекта, варианты выхода из конфликтных ситуаций. Все это нужно прописать в партнерском соглашении и периодически пересматривать, если поменялась ситуация или появился новый участник.

В мировой практике существует понятие «napkin agreement». Суть в том, что партнерское соглашение должно существовать хоть в каком-то виде, даже записанное на салфетке, и в некоторых странах его могут признать в суде. Но договоренности должны быть четко изложены и подписаны всеми сторонами. Желательно при свидетелях. 

Показательный кейс – Craig Fedynich v. Curtis Massood Midwest Outdoor Media LLC, где суд принял к рассмотрению партнерское соглашение, составленное «от руки», но отказал в удовлетворении требований истца. Почему? Потому, что в дополнениях к этому соглашению не было конкретно и понятно изложено, о чем договорились стороны.

Составить партнерское соглашение партнеры могут сами, без юриста. Но чтобы эти договоренности имели правовую силу и это можно было защитить в суде, их нужно отразить в уставных документах. Чтобы правильно составить устав и корпоративный договор, точно понадобится помощь юриста. 

Материалы по теме

Анализируйте законность бизнес-идеи

Чтобы гениальная, на первый взгляд, идея не обернулась юридическим кошмаром, нужно провести работу еще до запуска проекта – проверить, легально ли заниматься таким бизнесом в каждой из стран, где вы планируете работать. Например, в разных странах мира сильно отличаются особенности регулирования и требования к таргетинговой рекламе. 

Это обязательство распространяется на любые технологии и платформы. В Калифорнии, к примеру, действует закон о конфиденциальности студенческих данных (SOPIPA), который запрещает использование персональных данных, так или иначе полученных через образовательные учреждения, для таргетинга. Это стоит учесть образовательным стартапам. 

Другой пример – не везде легализирована организация криптовалютных бирж. Зато такую компанию можно вполне легально открыть в Эстонии, получив специальную лицензию Virtual Currency Service Provider (поставщика услуг виртуальной валюты).

Не ошибайтесь с регистрацией

Чтобы сэкономить, стартаперы обычно не спешат регистрировать компанию. Это приемлемо – ровно до того момента, когда вы не начнете получать деньги от клиентов или инвесторов. Также без компании сложно оформить права интеллектуальной собственности. Если вы оформите торговую марку на одного человека, будете принимать оплату от другого, а доменное имя получит третий, то после регистрации компании придется потратить время и деньги, чтобы аккумулировать эти объекты.

Решили зарегистрировать компанию – выберите страну и готовьте документы. Можно воспользоваться готовыми инструкциями. Например, акселератор Y Combinator опубликовал детальную инструкцию со списком документов, которые понадобятся стартапу в Америке. 

Самые популярные юрисдикции для IT – Кипр, Эстония и американский штат Делавэр. Там комфортные налоги и невысокая стоимость открытия бизнеса. Как же выбрать? Чтобы окончательно определиться, проведите тщательный сравнительный анализ по нескольких критериях, включая ставку налогообложения, отчетность, стоимость обслуживания и создания реального офиса, возможность открыть банковский счет. Не менее важно учитывать лояльность и местные требования к вашему виду деятельности.

Материалы по теме

Легализируйте опционы

Чтобы мотивировать команду, особенно на ранних этапах, когда нет возможности платить высокие зарплаты, используют опционы. Это права на выкуп акций по дешевой цене и дальнейшую их продажу в случае успеха бизнеса. Лучше всего законодательство в этом вопросе прописано в США. Как в остальных странах?

Есть искаженные формы опциона. Это устное или письменное обещание основателя о выплате прибыли при выходе из состава акционеров или выполнении определенных финпоказателей. Но в юридическом понимании в большинстве стран опционом считается предоставление компанией сотруднику права приобрести акции компании в будущем по оговоренной стоимости. Которая, как правило, значительно ниже рыночной. 

Оформление опциона, согласно законодательству США и большинства европейских стран, состоит из ряда задокументированных шагов:

  • Stock Option Plan – план опционов на акции, описывающий опционную политику компании;
  • Individual Stock Option Agreement – соглашение об индивидуальном опционе на акции, которое детализирует право на опцион конкретного сотрудника;
  • Exercise Agreement – соглашение об исполнении, которое описывает процедуру реализации опциона;
  • Иногда также включено Notice of Stock Option Grant – уведомление о предоставлении опциона на акции.

Более детальный путь оформления зависит от вида опциона и требований применимого законодательства. Если хотите оформить все правильно, изучите, насколько это реалистично в вашей юрисдикции.

Не забывайте про интеллектуальную собственность

Болезнь всех стартапов – забывать или игнорировать оформление прав интеллектуальной собственности. Над этим нужно работать все время, пока существует компания.

Для начала определите полный список объектов интеллектуальной собственности, которые должны принадлежать бизнесу. Туда могут войти компьютерные программы, торговые марки, полезные модели, базы данных, промышленные образцы, различные изобретения, коммерческая тайна. То есть все, что должно приносить деньги или монетизировано в рамках проекта.

Убедитесь, что их юридическое оформление соответствует требованиям законодательства и может быть защищено в суде в случае возникновения спора. Для каждого объекта такие требования могут отличаться. Например, для надлежащей защиты прав на торговую марку или наименование зачастую потребуется получить свидетельство о регистрации. Для доказательства перехода прав на компьютерную программу (софт) может быть достаточно грамотно составленный договор об оказании услуг по разработке или договор с автором об отчуждении прав. При этом в Украине, в отличие от других стран, можно (но не обязательно) получить свидетельство о регистрации авторского права на такое произведение.

Чеклист – как выполнить юридический минимум 

  • Подготовьте документы для сайта/приложения, особенно особенно если этот ресурс является основным средством лидогенерации или предоставления услуги. В первую очередь речь идет о Политике конфиденциальности (Privacy policy), Политике в отношении файлов cookie (Cookies policy), Условиях использования и положениях (Terms of use и Terms and conditions). Не стоит скачивать или копировать эти документы с других сайтов, поскольку они должны содержать четкое описание деятельности компании и отображать бизнес-модель. 
  • Разработайте шаблоны. В процессе развития стартапа есть договора, которые будут использоваться регулярно (например, договор о неразглашении информации и договора на предоставление услуг с разработчиками). Их можно разработать единоразово и использовать как шаблоны, пока не появится постоянный юрист.
  • Обеспечьте доступ к исходникам. У собственников стартапа должен быть доступ к репозиторию с исходным кодом, кабинетам и другим ресурсам, где хранится важная информация, исходный код или осуществляется вход в систему. Иногда программисты уходят из стартапа, так и не передав логины и пароли.
  • Проверьте уникальность торгового наименования. Если название стартапа будет нарушать чьи-то права или использоваться параллельно другими компаниями, ждите проблем или затрат на ребрендинг. Если стартап планирует развивать деятельность прежде всего на территории Украины, то такую проверку следует сделать, как минимум, через поиск аналогичных названий компаний в Едином реестре юридических лиц. Кроме того, можно воспользоваться существующими онлайн-поисковиками зарегистрированных торговых марок в Украине. Если речь идет о международном стартапе и вы еще не уверены, где именно планируете осуществлять деятельность, проверьте наименование на ресурсе TMView – это международная поисковая система зарегистрированных торговых знаков. Самостоятельный поиск все равно может обернуться ошибками. Лучше всего обратиться к патентному поверенному.
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд