Категория
Инновации
Дата

Жизнь без 1С и «Битрикс24». Почему украинским компаниям пора слезть с иглы российского софта. Рассказывает CEO GigaCloud Ukraine Владимир Белов

3 хв читання

Украинские компании продолжают пользоваться российским софтом. История с внезапной остановкой работы в Украине и удалением данных CRM-системы «Битрикс24» показала, что проблемы у украинского бизнеса могут возникнуть в любой момент. Почему от российского софта рано или поздно придется отказаться и как решать эту проблему без спешки и ущерба бизнесу. Объясняет CEO GigaCloud Ukraine Владимир Белов.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Кто рискует потерять данные

О необходимости отказаться от российского софта заговорили в 2014 году, а в 2017-м ее даже попытались закрепить на законодательном уровне. Тогда СНБО ввел санкции против сотен российских юридических и физических лиц.

Пока украинцы обсуждали жизнь без российской соцсети «ВКонтакте», бизнес не понимал, что делать без подсанкционного программного обеспечения одноименной российской компании. К тому моменту ее продуктами пользовалось до 90% украинского бизнеса. Это почти 500 000 юрлиц, подсчитать точнее было невозможно из-за пиратского использования нелицензионных версий.

Украинских аналогов подобных программ было мало, они не были широко известны. А отказ от привычного ПО – это долго, болезненно и дорого. Тогда оказалось, что под санкции попал не программный продукт 1С, а юрлицо – производитель программы и некоторые франчайзеры, дилеры и дистрибьюторы продукта.

Фактически ничего не изменилось, и большинство продолжало пользоваться российским софтом.

1С – наибольшая проблема, она самая распространенная на украинском рынке. Но таких российских программ сотни: «Битрикс24», AmoCRM, «Мой склад».

Власти пытались запретить использование российских программ, но всегда безрезультатно.

Все изменилось 24 февраля 2022 года, когда инициативу проявили пользователи, появились реестры вражеского софта, а СБУ признала, что использование российского ПО «грозит нарушением конфиденциальности, целостности и доступности данных, циркулирующих в автоматизированных системах».

5 апреля 2023-го президент Владимир Зеленский подписал указ о введении в действие решений СНБО, предполагающий санкции на 10 лет в отношении 351 физлица и 254 юрлиц, в том числе «Битрикс24».

Софт может обездвижить весь украинский бизнес

Облачный сервис «Битрикс24» станет недоступным для украинских пользователей с 1 июня, а данные полностью удалят. Коробочная версия системы будет работать в режиме ограниченной лицензии. Данные никуда не исчезнут, но ряд функций станут недоступными. Это фактически остановит работу компаний.

К примеру, перестанут работать API с внешними системами – маркетплейсами, соцсетями. Можно написать свои программы, но это время и деньги. Без лицензии CRM не будет обновляться. И довольно быстро это станет критическим и в отношении функционала, и в отношении безопасности.

Для пользователей коробочной версии «Битрикс24» остается еще одна лазейка – купить лицензию в Европе. Но никто не гарантирует и не знает, сколько будут работать функции. То есть стратегически это плохое решение. Надо искать аналоги.

В зоне риска пользователи всех российских CRM, популярных в Украине. К примеру, AmoCRM, RetailCRM. Ситуация с ними отличается от «Битрикс24».

У них не было официального представительства в Украине, полностью прекратившего работу. Они до сих пор продолжают получать средства от украинцев, в отличие от «Битрикс24», который больше года предоставлял свои услуги бесплатно. Также они пытаются проводить ребрендинг, чтобы избавиться от упоминаний о российских корнях.

Эти компании вряд ли сами прекратят предоставлять услуги. Государство может решить блокировать системы по причине безопасности, и тогда провайдеры запретят использовать софт. Но пока об этом речь не идет.

Крупному бизнесу будет сложнее всего

Будь то ERP, CRM или другая система, компания может затачивать ее под свои нужды: разрабатывать дополнительные модули, добавлять новые функции, инструменты.

Для малого бизнеса, который использует в CRM одну-две воронки, подключил лишь условный Instagram и форму на сайте, перейти на аналог «Битрикс24» можно в течение месяца и обойдется в $500–1000.

Для крупного бизнеса миграция на другой софт – проблема:

  • процесс выбора правильной программы сложен и занимает много времени;
  • новая программа может потребовать масштабных доработок;
  • нужно найти специалистов, которые смогут сделать эти доработки.

Стоимость такого перехода для компаний, у которых на CRM завязаны десятки процессов, обойдется в десятки тысяч долларов. Процесс полного перехода займет от месяцев до нескольких лет. Но это нужно делать.

Что делать бизнесу и государству

Переход Украины на альтернативное ПО может занять не менее пяти – семи лет. Бизнесу, если он до сих пор не начал процесс миграции на «нероссийский» софт, надо оперативно его начинать. Ожидание может стоить дорого.

Государству следует работать над системными решениями, которые помогут:

  • своевременно отслеживать риски безопасности и вводить соответствующие комплексные санкции против компаний РФ и экосистемы распространения российского ПО;
  • не использовать в государственном секторе российское ПО;
  • создать бизнес-среду, благоприятную для развития украинских компаний – разработчиков ПО.
Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд