Депутаты хотят заставить НБУ автоматизировать печатание денег во время войны. Чем грозит превращение этой идеи в закон /Фото Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Депутаты хотят заставить НБУ автоматизировать печатание денег во время войны. Чем грозит превращение этой идеи в закон

Getty Images

Верховная Рада на днях рассмотрит закон, который обяжет НБУ поставить «на поток» финансирование госбюджета во время военного положения за счет эмиссии гривни. Как и кто предложил эту идею и почему она не поможет бюджету в этом году, однако способна нанести ущерб экономике.

19 июля Верховная Рада, вероятно, рассмотрит законопроект №7429, одна из новых норм которого обязывает НБУ возвращать в госбюджет доходы, полученные в качестве процентов по облигациям госзайма (ОВГЗ).

Речь идет об ОВГЗ, из-за которых Нацбанк с начала войны одолжил правительству 225 млрд грн. Это неподкрепленная экономическим ростом эмиссия гривни, которую Кабмин при отсутствии собственных доходов использовал для покрытия расходной части бюджета. НБУ получает за это от правительства рыночные проценты. Идея, попавшая в законопроект №7429, состоит в том, чтобы Нацбанк возвращал их госбюджету в десятидневный срок после получения.

Норма будет действовать на период военного времени. Фактически она обязывает Нацбанк «печатать» дополнительные деньги каждый раз, когда он будет получать проценты за ранее выкупленные ОВГЗ.

Такое правило, если оно будет утверждено парламентом, коренным образом изменит практику, по которой Нацбанк перечисляет прибыль в бюджет. Обычно НБУ делает это ежегодно после внешнего аудита.

Чем это чревато и какие шансы у этого предложения стать законом?

Что это за норма и кто ее предлагает

Проект закона №7429, о котором идет речь, посвящен коммунальным тарифам и прямо не касается деятельности Нацбанка.

Норма о доходах НБУ появилась в документе после того, как бюджетный комитет Рады учел предложение нардепа Алексея Кузнецова (фракция «Слуга народа»). В целом депутаты внесли в законопроект, принятый за основу в середине июня, почти 1500 поправок.

Кузнецов не ответил на просьбу Forbes прокомментировать свое предложение. Как утверждает издание «Экономическая правда» со ссылкой на главу бюджетного комитета Рады Алексея Аристова, Кузнецов подал поправку по инициативе Министерства финансов.

По словам секретаря профильного комитета Владимира Цабаля («Голос»), Рада может рассмотреть законопроект во втором чтении 19 июля. Однако правка Кузнецова рискует не войти в финальную редакцию.

Заместитель главы Комитета по вопросам финансов Ярослав Железняк («Голос») написал в Telegram, что собирается «сбить» норму о НБУ. Как отмечает Цабаль, это можно сделать, поставив правку «на утверждение», то есть на отдельное голосование всеми нардепами. «Думаю, эта правка не пройдет, – прогнозирует Цабаль. – В зале сейчас не так много людей, «сбивать» такие вещи довольно легко».

Почему такие идеи опасны

Впрочем, по словам Цабаля, далеко не все депутаты понимают, почему предложение забирать у Нацбанка проценты от гособлигаций не слишком удачное.

В начале июля глава НБУ Кирилл Шевченко опубликовал статью, в которой прямо выступил против продолжения финансирования госбюджета за счет «печатания денег» Нацбанком.

«Эмиссия НБУ не создает ресурсы в экономике, а лишь перераспределяет имеющиеся через инфляционный налог, – отметил Шевченко. – Его де-факто платят владельцы и получатели гривневых доходов. Это влияет на уровень бедности.

В июне инфляция в Украине составила 21,5%. Один из возможных сценариев на конец года – ускорение темпов роста цен к концу года до 30%.

По словам финансового аналитика ICU Михаила Демкива, норма, о которой идет речь в законопроекте №7429, грозит разбалансировкой работы Нацбанка из-за того, что она предлагает забирать у регулятора доходы, а не прибыль, как обычно.

«Такая операция [перечисление в госбюджет процентов по ОВГЗ, которые НБУ получает от Минфина] является эмиссией гривни, – отмечает он. – Погашение – это противоположная операция, уменьшающая количество денег в обращении».

За девять месяцев 2021 года НБУ получил от погашения государственных ценных бумаг почти 13 млрд грн, в январе–сентябре 2020-го – 12,5 млрд грн. Эти ОВГЗ НБУ купил до 2016 года. С этого времени и до начала войны с Россией регулятору было законодательно запрещено финансировать госбюджет.

«Правка Кузнецова» не касается этих денег. Она распространяется только на облигации, приобретенные Нацбанком во время военного положения. То есть в случае, если норма все же пройдет парламент, первые перечисления НБУ осуществят уже в 2023 году, уточняет эксперт CASE-Украина и экс-заместитель директора департамента финстабильности Нацбанка Евгений Дубогрыз.

«Весной 2023-го ситуация с доходами и дефицитом госбюджета будет кардинально отличаться от того, что есть сейчас, – говорит он. – Если уже бюджету не хватит денег, их можно «допечатать» традиционно без поправок в Бюджетный кодекс и закон о НБУ, которому эта норма противоречит».

Норма не создает финансовой угрозы Нацбанку, однако содержит другой существенный риск – подобные идеи усиливают роль в экономике правительства и ослабляют независимость Нацбанка, добавляет Дубогрыз. «Это может вызвать вопросы у наших международных партнеров, которые могут воспринять такой шаг как вмешательство Кабмина в операционную деятельность НБУ», – считает он.

Материалы по теме