3 мая депутаты Верховной Рады готовились к рассмотрению законопроекта о повышении ряда налоговых платежей для компаний, которые продолжают работать на российском рынке.
Документ был полностью готов ко второму чтению, но в последний момент голосование, как минимум, отложили после совещания членов фракции «Слуга народа» и представителей Офиса президента, сообщили три собеседника Forbes в парламенте.
Законопроект №7232 был принят в первом чтении 1 апреля. Среди инициаторов – ряд членов «финансового» комитета Рады, в том числе его руководители Даниил Гетманцев («Слуга народа») и Ярослав Железняк («Голос»). 29 апреля комитет почти единогласно поддержал редакцию законопроекта ко второму чтению, рассказывает Гетманцев.
Ключевая идея – на 50% увеличить налог на прибыль, экологический налог, а также ренту и налоги на имущество для компаний, которые одновременно работают на украинском рынке и ведут при этом бизнес в РФ. Такие компании, согласно нормам законопроекта, не могут работать в налоговом режиме «Дія.City» и пользоваться услугами «инвестнянь». В случае принятия законопроекта их обяжут указывать в маркировке и рекламе причастность к работе на российском рынке.
Налог на лояльность по отношению к России. Что предлагает законопроект №7232
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
Нововведение касается компаний, если:
- их учредителями или конечными бенефициарами являются граждане РФ;
- они получают или могут получать доход в РФ;
- те являются частью международной группы, которая работает в РФ;
- украинская компания или участник ее материнской группы обеспечивают экономическую поддержку РФ (бесплатное предоставление прав интеллектуальной собственности, товаров или услуг, поддержка резидентов РФ или связанных с ними лиц).
Компании, которые подпадают под эти критерии, должны быть занесены в спецреестр на сайте налоговой службы. Это нужно сделать добровольно: на подачу соответствующей заявки дается 60 дней после вступления закона в силу. Если компания заявила о намерении избавиться от критериев связанности с РФ, ей дается на это год с возможностью продления еще на шесть месяцев. В этот период налогообложение для компании остается прежним.
Российские владельцы есть у 16 000 украинских юрлиц, говорит старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин. Среди них и крупные работодатели в сфере ритейла – «Ашан», «Метро», Leroy Merlin, а также Альфа-банк. Потенциально под критерии может попасть даже НАК «Нафтогаз», поскольку он занимается закупкой российского газа.
Для компаний, которые имеют критическое значение для украинской экономики, предусмотрены исключения. Также Кабмин получает возможность ограничивать действие закона определенными сферами или компаниями. «Это предохранитель, чтобы мы не выстрелили себе в ногу. Это коснется тех компаний, чей уход с рынка принесет больше вреда, чем пользы», – говорит Гетманцев.
«Больше навредит Украине»
Финальное голосование так и не состоялось. Накануне в Офисе президента попросили депутатов пока не принимать законопроект, рассказали на правах анонимности три собеседника из Рады – из числа соавторов законопроекта, а также из руководства фракции «Слуга народа».
«Есть мнение, что сейчас он может больше навредить украинской экономике, чем компаниям, сотрудничающим с РФ», – объясняет один из них.
Собеседник в руководстве президентской фракции также озвучил подобные опасения. «Мы пришли к общему мнению, что в такой редакции мы можем получить минус для украинских потребителей [если с рынка выйдут такие компании, как «Ашан» или «Леруа Мерлен»], – отмечает он. – При этом из России они все равно не уйдут».
Железняк утверждает, что комитет пока не планирует вносить в документ кардинальные правки. По словам двух собеседников, близко знакомых с ситуацией, идею с дополнительной налоговой нагрузкой для бизнеса, который работает с РФ, пока не «хоронят» окончательно. «Возможно, мы ее доработаем или как-то облегчим», – говорит собеседник из руководства фракции «Слуги народа».
Почему закон мог не сработать
Эффект от принятия законопроекта в этой редакции действительно может быть неоднозначным.
Повышение налогов в Украине вряд ли будет стимулировать международные корпорации, которые до сих пор не ушли из РФ, пересмотреть свое отношение к российскому бизнесу. «Для большинства продажи в РФ в несколько раз превышают показатели украинского рынка», – отмечает старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай.
Для примера, в 2020 году 113 магазинов в РФ принесли французской Leroy Merlin выручку в $4,8 млрд, аналогичный показатель шести украинских магазинов – $75 млн. В 2021 году бизнес в РФ принес немецкой Metro выручку в €2,4 млрд, около 10% от общего годового результата группы. Выручка компании в Украине в 2020-м – эквивалент €619 млн. По словам Гайдая, закон мог бы повлиять на финансовые результаты украинских «дочек», но минимально отразился бы на самих корпорациях.
С этим согласна и старшая налоговая консультантка Baker Tilly Ирина Панфилова. «Есть риск, что компании могут предпочесть уходу с российского рынка сокращение деятельности в Украине, чтобы не платить повышенные налоги», – допускает она. Также в законе не хватает более четких критериев компаний, которые подпадают под его действие, добавляет Панфилова.
Народные депутаты говорят, что цель – добиться принятия аналогичного закона и в других странах. Сейчас переговоры ведутся с Польшей, Чехией, Эстонией и США, перечисляет Железняк. Конкретных сроков, когда законопроекты могут быть приняты в этих странах, пока нет.
Законопроект больше рассчитан на перспективу, а не на мгновенное действие, считает исполняющий директор CASE Украина Дмитрий Боярчук. «Доходы предприятий во время войны все равно близки к нулю, – поясняет он. – Коэффициент «1,5» к нулевым доходам дает такой же эффект, как и коэффициент «1».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.