Экспорт зерна разблокирован. Что и с кем подписала Украина в Стамбуле, каковы риски соглашения и есть ли желающие заходить в Черное море? /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Экспорт зерна разблокирован. Что и с кем подписала Украина в Стамбуле, каковы риски соглашения и есть ли желающие заходить в Черное море?

3 хв читання

Shutterstock

Сегодня в Стамбуле, во дворце Долмабахче, подписали соглашение о разблокировке трех украинских портов: Одесса, Черноморск и Южный. Процесс подписания транслировался на сайте ООН.

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

В пятницу, 22 июля, было подписано соглашение, которое разблокирует экспорт украинского зерна по Черному морю. Представители Украины и России не подписывали общие документы и не садились за один стол. Соглашение подписано зеркально между министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым и министром обороны Турции Хулуси Акаром, а также между Акаром и министром обороны России Сергеем Шойгу.

«Это (соглашение. – Forbes) поможет избежать катастрофы из-за нехватки продовольствия для миллионов людей во всем мире. Это маяк надежды, возможностей и облегчения», – написал в Twitter генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш.

Что подписали?

Соглашение называется «Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов», пишет «Украинская правда», которая обнародовала текст документа. Его еще должен утвердить Кабмин.

Договоренность предполагает следующее:

  • Стороны создадут в Стамбуле Совместный координационный центр под эгидой ООН. В центр войдут представители Украины, России, ООН и Турции. Центр осуществляет общий надзор и координацию данной инициативы;
  • в Турции будут созданы инспекционные группы, в состав которых войдут представители всех сторон и ООН. Суда будут заходить в порты Украины после проверки инспекцией. Инспекция должна проверять суда на отсутствие несанкционированных грузов и персонала;
  • вся деятельность в территориальных водах будет осуществляться под властью и ответственностью Украины;
  • стороны не будут совершать никаких нападений на торговые суда и другие гражданские суда и портовые сооружения;
  • при необходимости разминирования минный тральщик другой страны, по согласованию сторон, будет очищать подходы к украинским портам, если это необходимо;
  • никакие военные корабли, самолеты, беспилотные летательные аппараты не могут приближаться к морскому гуманитарному коридору ближе, чем на расстояние, согласованное СКЦ;
  • договор будет действовать в течение 120 дней с даты подписания и будет автоматически продлен, если ни одна из сторон не сообщит, что хочет его прекратить.

Украина согласилась на частичное разминирование акватории, и суда будут ходить по разминированным маршрутам. Насколько это опасно с точки зрения военной безопасности? «После того, как мы получили противокорабельные ракеты и показали, что можем ими пользоваться, риск того, что Россия может применить десант, сошел на нет», – говорит главный консультант отдела военной политики Национального института стратегических исследований Николай Белесков.

Разблокировка портов поможет Украине ускорить экспорт зерновых, которые до сих пор хранятся в портах, освободит место в зернохранилищах для нового урожая и увеличит экспортную выручку – около $1 млрд в месяц от продажи зерновых, считает Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии.

Отправители грузов получат более дешевый вариант логистики. В настоящее время логистические расходы по наземным путям составляют более $200, по данным Украинской зерновой ассоциации. Отправка по морю будет дороже, чем до начала полномасштабной войны, но дешевле, чем наземная логистика, считает Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulkers. По подсчетам логиста, доставка 1 т пшеницы из Одессы в Бангладеш будет стоить на $33 больше, чем отправка в ту же точку из порта Констанцы. «Но даже при такой разнице во фрахте по морю однозначно дешевле», – говорит он.

Что получила Россия?

Россия выторговала себе ослабление санкций в части торговли удобрениями и продовольствием. ЕС в седьмом пакете санкций разрешил проводить операции, необходимые для импорта или транспортировки сельскохозяйственной и пищевой продукции, в частности пшеницы и удобрений.

США формально не налагали санкции на агропродукцию и удобрения. «В отличие от российского правительства, мы не заинтересованы в том, чтобы использовать продовольствие как оружие для создания гуманитарных кризисов за счет уязвимых групп населения», – сказал в комментарии Reuters представитель Госдепартамента США. Но экспорт российских удобрений в США почти остановился, поскольку покупатели избегали сотрудничества с российскими компаниями и банками из-за угрозы попасть под вторичные санкции. В пятницу, 22 июля, Reuters сообщил, что танкер с российскими удобрениями следует в США.

Цена риска

Иностранные судовладельцы не будут пользоваться коридором, если не получат гарантии безопасности. «Должно быть сопровождение, минные тральщики, чтобы андеррайтер мог сказать: «Это дало нам уверенность, что это не просто авантюра». Сейчас это просто авантюра, вы не сможете пройти», – сказал партнер страхового брокера McGill and Partners Рори Колакиччи.

Reuters также отмечает, что страховые компании стали более уверенными в безопасности судоходства, чем в феврале. Премии за заход в воды Черного моря упали с 5% от стоимости судна до 2%, отметил руководитель морского отдела брокерской компании Marsh Маркус Бейкер.

В начале недели издание Financial Times со ссылкой на источники в ЕС писало, что при быстром подписании и согласовании всех технических деталей экспорт зерна может начаться через три недели.

Исторический пример

Судовладельцы начали бояться заходить в Йемен, когда в стране в 2014 году началась гражданская война, рассказывает Иванов из BPG Shipping & Kronos Bulkers. Чтобы обеспечить безопасность торговых судов во время захода в порты Йемена, в 2016 году ООН в кооперации с легитимным правительством страны и заинтересованными государствами – импортерами зерна создали орган UNVIM (The United Nations Verification and Inspection Mechanism for Yemen).

Офис UNVIM расположен в Джибути. Туда заходят суда на инспекцию ООН перед заходом в порты Йемена. В Красном море находятся военные суда коалиции, обеспечивающие безопасность навигации судов, объясняет Иванов.

В Йемене не было полномасштабной войны, но количество судовладельцев, готовых заходить в порты, значительно сузилось. Со временем список пополнялся, особенно после создания UNVIM. Теперь Йемен уже не так опасен с точки зрения судовладельца, но на это ушли годы. Даже сегодня по привычке у многих Йемен вычеркивают из списка стран, куда готовы заходить, говорит Иванов.

«Украину, конечно же, нельзя сравнивать с Йеменом по весу экспортного потенциала, – отмечает Иванов. – Я уверен, как только война закончится и уйдут риски, после небольшой паузы, судовладельцы снова будут заходить в Украину».

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні