Экспорт зерна разблокирован. Что и с кем подписала Украина в Стамбуле, каковы риски соглашения и есть ли желающие заходить в Черное море? /Фото Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Экспорт зерна разблокирован. Что и с кем подписала Украина в Стамбуле, каковы риски соглашения и есть ли желающие заходить в Черное море?

Shutterstock

Сегодня в Стамбуле, во дворце Долмабахче, подписали соглашение о разблокировке трех украинских портов: Одесса, Черноморск и Южный. Процесс подписания транслировался на сайте ООН.

В пятницу, 22 июля, было подписано соглашение, которое разблокирует экспорт украинского зерна по Черному морю. Представители Украины и России не подписывали общие документы и не садились за один стол. Соглашение подписано зеркально между министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым и министром обороны Турции Хулуси Акаром, а также между Акаром и министром обороны России Сергеем Шойгу.

«Это (соглашение. – Forbes) поможет избежать катастрофы из-за нехватки продовольствия для миллионов людей во всем мире. Это маяк надежды, возможностей и облегчения», – написал в Twitter генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш.

Что подписали?

Соглашение называется «Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов», пишет «Украинская правда», которая обнародовала текст документа. Его еще должен утвердить Кабмин.

Договоренность предполагает следующее:

  • Стороны создадут в Стамбуле Совместный координационный центр под эгидой ООН. В центр войдут представители Украины, России, ООН и Турции. Центр осуществляет общий надзор и координацию данной инициативы;
  • в Турции будут созданы инспекционные группы, в состав которых войдут представители всех сторон и ООН. Суда будут заходить в порты Украины после проверки инспекцией. Инспекция должна проверять суда на отсутствие несанкционированных грузов и персонала;
  • вся деятельность в территориальных водах будет осуществляться под властью и ответственностью Украины;
  • стороны не будут совершать никаких нападений на торговые суда и другие гражданские суда и портовые сооружения;
  • при необходимости разминирования минный тральщик другой страны, по согласованию сторон, будет очищать подходы к украинским портам, если это необходимо;
  • никакие военные корабли, самолеты, беспилотные летательные аппараты не могут приближаться к морскому гуманитарному коридору ближе, чем на расстояние, согласованное СКЦ;
  • договор будет действовать в течение 120 дней с даты подписания и будет автоматически продлен, если ни одна из сторон не сообщит, что хочет его прекратить.

Украина согласилась на частичное разминирование акватории, и суда будут ходить по разминированным маршрутам. Насколько это опасно с точки зрения военной безопасности? «После того, как мы получили противокорабельные ракеты и показали, что можем ими пользоваться, риск того, что Россия может применить десант, сошел на нет», – говорит главный консультант отдела военной политики Национального института стратегических исследований Николай Белесков.

Разблокировка портов поможет Украине ускорить экспорт зерновых, которые до сих пор хранятся в портах, освободит место в зернохранилищах для нового урожая и увеличит экспортную выручку – около $1 млрд в месяц от продажи зерновых, считает Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии.

Отправители грузов получат более дешевый вариант логистики. В настоящее время логистические расходы по наземным путям составляют более $200, по данным Украинской зерновой ассоциации. Отправка по морю будет дороже, чем до начала полномасштабной войны, но дешевле, чем наземная логистика, считает Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulkers. По подсчетам логиста, доставка 1 т пшеницы из Одессы в Бангладеш будет стоить на $33 больше, чем отправка в ту же точку из порта Констанцы. «Но даже при такой разнице во фрахте по морю однозначно дешевле», – говорит он.

Что получила Россия?

Россия выторговала себе ослабление санкций в части торговли удобрениями и продовольствием. ЕС в седьмом пакете санкций разрешил проводить операции, необходимые для импорта или транспортировки сельскохозяйственной и пищевой продукции, в частности пшеницы и удобрений.

США формально не налагали санкции на агропродукцию и удобрения. «В отличие от российского правительства, мы не заинтересованы в том, чтобы использовать продовольствие как оружие для создания гуманитарных кризисов за счет уязвимых групп населения», – сказал в комментарии Reuters представитель Госдепартамента США. Но экспорт российских удобрений в США почти остановился, поскольку покупатели избегали сотрудничества с российскими компаниями и банками из-за угрозы попасть под вторичные санкции. В пятницу, 22 июля, Reuters сообщил, что танкер с российскими удобрениями следует в США.

Цена риска

Иностранные судовладельцы не будут пользоваться коридором, если не получат гарантии безопасности. «Должно быть сопровождение, минные тральщики, чтобы андеррайтер мог сказать: «Это дало нам уверенность, что это не просто авантюра». Сейчас это просто авантюра, вы не сможете пройти», – сказал партнер страхового брокера McGill and Partners Рори Колакиччи.

Reuters также отмечает, что страховые компании стали более уверенными в безопасности судоходства, чем в феврале. Премии за заход в воды Черного моря упали с 5% от стоимости судна до 2%, отметил руководитель морского отдела брокерской компании Marsh Маркус Бейкер.

В начале недели издание Financial Times со ссылкой на источники в ЕС писало, что при быстром подписании и согласовании всех технических деталей экспорт зерна может начаться через три недели.

Исторический пример

Судовладельцы начали бояться заходить в Йемен, когда в стране в 2014 году началась гражданская война, рассказывает Иванов из BPG Shipping & Kronos Bulkers. Чтобы обеспечить безопасность торговых судов во время захода в порты Йемена, в 2016 году ООН в кооперации с легитимным правительством страны и заинтересованными государствами – импортерами зерна создали орган UNVIM (The United Nations Verification and Inspection Mechanism for Yemen).

Офис UNVIM расположен в Джибути. Туда заходят суда на инспекцию ООН перед заходом в порты Йемена. В Красном море находятся военные суда коалиции, обеспечивающие безопасность навигации судов, объясняет Иванов.

В Йемене не было полномасштабной войны, но количество судовладельцев, готовых заходить в порты, значительно сузилось. Со временем список пополнялся, особенно после создания UNVIM. Теперь Йемен уже не так опасен с точки зрения судовладельца, но на это ушли годы. Даже сегодня по привычке у многих Йемен вычеркивают из списка стран, куда готовы заходить, говорит Иванов.

«Украину, конечно же, нельзя сравнивать с Йеменом по весу экспортного потенциала, – отмечает Иванов. – Я уверен, как только война закончится и уйдут риски, после небольшой паузы, судовладельцы снова будут заходить в Украину».