Retroville площадью 86 000 кв. м, расположенный рядом Sport Life и бизнес-центр, где в том числе работали сотрудники торгового центра, – сейчас все это разрушено российской армией. Минимум восемь человек были убиты. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Такое же преступление, как война. Украинские офисы Leroy Merlin, Nestle, METRO и JTI давят на материнские компании, чтобы те ушли из России. А получают блокировку работы и отписки

Retroville площадью 86 000 кв. м, расположенный рядом Sport Life и бизнес-центр, где в том числе работали сотрудники торгового центра, – сейчас все это разрушено российской армией. Минимум восемь человек были убиты. Фото Getty Images

В результате российского вторжения в Украину 450 иностранных компаний решили покинуть российский рынок или сократить деятельность. Но такие бренды, как Leroy Merlin, Nestle, Ашан, METRO, JTI и другие, находят отписки, чтобы этого не делать. Как украинские офисы противостоят циничности этих материнских компаний

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

«Они целую неделю пытались добраться до аккаунтов в соцсетях», – рассказывает Forbes на условиях анонимности работник украинского офиса французской сети строительных гипермаркетов Leroy Merlin. 23 марта центральный офис таки добрался до Facebook-страницы «Леруа Мерлен Украина», забрал доступ к ней, а потом вообще деактивировал. Блокада украинского офиса, по словам работника, началась через несколько дней от начала войны. Тогда в Украине приостановил свою работу интернет-магазин французской торговой сети.

Работников, в петициях призывавших прекратить деятельность компании на российском рынке, отключили от корпоративной почты и платформы Workplace, объединяющей сотрудников из разных стран. «Groupe ADEO не хотела нас ни слышать, ни видеть, – говорит работник «Леруа Мерлен Украина». – Нас просто отрубили и подключили к аналогу Workplace, где только украинские работники».

Французская Groupe Adeo принадлежит «Ассоциации семьи Мюлье». В нее входит не только сеть Leroy Merlin, но сети гипермаркетов Auchan и спорттоваров Decathlon.

Какова причина такой блокады? В результате вторжения России в Украину более 450 иностранных компаний решили покинуть российский рынок или сократить деятельность на нем, свидетельствуют данные Школы менеджмента Йельского университета. 169 компаний решили уйти из России, 191 – временно приостановила деятельность, 30 – частично сворачивают бизнес, 56 – отказались от новых инвестиций, но продолжают работать. Leroy Merlin в списке этих компаний нет. Вместе с ней в ряд игнорирующих украинскую войну стали такие бренды-гиганты, как Auchan, Decathlon, Nestle, Danone, METRO Cash&Carry и другие.

Такое же преступление, как война. Украинские офисы Leroy Merlin, Nestle, METRO и JTI давят на материнские компании, чтобы те ушли из России. А получают блокировку работы и отписки /Фото 1

Так выглядит украинский интернет-магазин Leroy Merlin

В письме к работникам гендиректор Adeo Филипп Зиммерманн, текстом которого поделился собеседник Forbes, пишет, что у компании нет оснований для закрытия магазинов в России, в которой у ритейлера 45 000 работников. «Нет никаких причин перестать быть полезным россиянам, которым нужно отремонтировать, утеплить, обезопасить, защитить, осветить… свои дома, – пишет он. – Мы продаем им товары первой необходимости». На Leroy Merlin даже не повлиял обстрел россиянами ТРЦ Retroville, где погиб их бывший продавец-консультант, который в 2018-м перешел в охранную компанию, которая охраняет ритейлера.

Позже в Leroy Merlin заявили, что продолжают работу в РФ из-за страха экспроприаций, но остановили инвестиции в этот рынок, передает Интерфакс-Украина.

На российском рынке у Leroy Merlin 113 магазинов и выручка $4,8 млрд. Выручка шести украинских магазинов Leroy Merlin в 2020 году, по данным YouControl, – $75 млн.

Украинские работники магазинов двух других компаний группы Adeo – сети гипермаркетов Auchan и спорттоваров Decathlon пытались слиться с Leroy Merlin. Но пока не выходит. Decathlon в Украине вроде бы согласился, но украинское подразделение Auchan тянет, все теперь зависит от них, говорит источник в Leroy Merlin.

В Auchan отказались комментировать Forbes эту тему, объяснив тем, что гендиректору нечего добавить к ранее озвученной позиции. «Aшан Украина» не имеет прямого влияния на принятие решений материнской компанией. Сотрудники направили в центральный офис во Франции коллективное письмо-обращение и призывают к кардинальным решениям», – говорится в сообщении украинского «Ашана».

Getty Images

Магазин «Ашан» в России Фото Getty Images

Одна из крупнейших пищевых компаний мира Nestle 22 марта подверглась хакерской атаке. Объединение Anonymous обнародовало 10 Гб данных электронной почты, паролей, бизнес-клиентов Nestlé. Причина – нежелание компании уходить с российского рынка.

Ее работу в РФ также не поддерживают протестующие у швейцарского парламента в Берне и Лозанне, украинские власти и офис компании в Украине. «Польша и страны Балтии поддерживают нашу позицию, но чем дальше западнее, тем меньше понимание, что это настоящая война», – рассказали Forbes в пресс-службе украинского офиса компании. Чтобы изменить позицию хедофиса гендиректор ежедневно вел переговоры с топ-менеджментом штаб-квартиры Nestlé. «Это не были просто письма, – говорят в компании. – У нас были нормальные встречи, где шаг за шагом объясняли свою позицию».

Спустя почти месяц после вторжения РФ в Украину швейцарская компания заявила, что будет производить и продавать в России только товары первой необходимости – детское и специальное медицинское питание. Это означает, что большинство брендов, среди которых флагманские KitKat и Nesquik, исчезнут с полок российских магазинов. «Это большая легенда, что детки без их питания не могут жить», – говорит руководитель одного из подразделений Nestle, попросивший не упоминать его имя в материале. «Трудно представить, как они не будут получать доходы и не будут платить налоги, если у них есть завод, работающий в России», – говорит она.

«Мы хотели, чтобы они официально признали, что это война, потому что они говорили «события» в Украине. И требовали полной остановки работы в России».

Источник Forbes в табачной компании JTI Украина

Ранее компания поставила на паузу инвестиции в Россию и остановила импорт и экспорт некритических продуктов. Но эти решения не устраивают всех работников. Это может успокоить на день или два, но когда полетят бомбы, мы начнем давление, – говорит собеседник Forbes. Сотрудники украинского подразделения, по его словам, пока присылают письма и петиции о полном прекращении продаж в России. «Единственное, что они говорят, что они нас слышат», – говорит он.

Большинство работников украинской команды готовы покинуть компанию, им стыдно работать в ней, объясняет руководитель одного из подразделений Nestle. «Люди хотят бойкотировать, но многие не могут себе позволить, – объясняет он. – Их сдерживает то, что не будет денег хотя бы на еду».

На российском рынке у Nestle есть шесть заводов и 7000 работников. В 2020-м ее выручка в России составила $2,3 млрд. Для сравнения: в Украине, где компании принадлежит три фабрики, выручка – $353 млн. Почему Nestlé полностью не остановит деятельность в России? «Есть процессы, которые нельзя остановить сразу, – объясняют в украинском офисе. – Они позже, возможно, будут остановлены. Не готов сейчас сказать, когда полностью».

Но ускорить процесс выхода международных компаний могут санкции, которые остановят все внешнеторговые отношения со страной-агрессором. «Без импорта ни одна экономика в мире, тем более российская, не работает», – говорит Forbes бывший топ-менеджер Nestle, который не желает, чтобы его имя было названо в материале.

Влияние санкций уже ощутила «дочка» глобального табачного гиганта JTI, которая в России игрок номер один. «Мы узнали по неофициальным каналам, что у них падение производства, – говорит собеседник Forbes в украинском подразделении JTI. – Все, что запрещено санкциями, они выполняют». До войны, по данным собеседника, доля JTI составила около 40% табачного рынка России, в Украине – 24,4%.

С начала войны штаб-квартира JTI, по словам сотрудницы украинского представительства, не признавала войны в Украине. Мы писали им в Workplace: «Это война, нас убивают, уничтожают наши города. И каждый рубль превращается в оружие против нас», – вспоминает она. Несмотря на то что в совете директоров многие иностранцы, которые не препятствовали и негласно поддерживали украинский офис, быстрой реакции не последовало. Впоследствии инициативная группа около десяти человек написала письмо, которое разместили на голосование в Telegram-канале работников. А затем направили его в исполнительный комитет. «Мы хотели, чтобы они официально признали, что это война, потому что они говорили «события» в Украине, – говорит источник Forbes в компании. – И требовали полной остановки работы в России».

Пока материнская компания отбивается от напора работников заявлениями о прекращении инвестиций на российский рынок и остановкой маркетинговых кампаний. Во внутренних каналах коммуникации украинских работников «кормят планами» по остановке работы в России в будущем. «Мы верим, что им нужно время, потому что у компании четыре фабрики и это не делается мгновенно», – говорит источник в компании.

Демарш сделали и работники METRO Украина, ежедневно работающие под обстрелами. Они также против ведения бизнеса сети гипермаркетов в России. «Это зарабатывание на крови и это такое же преступление, как война, которую ведет Путин», – говорит руководитель одного из направлений сети гипермаркетов.

Getty Images

Магазин METRO в России Фото Getty Images

Но в головном офисе, куда Совет директоров направил письмо, рассказывают, что продукты питания никак не связаны с войной, говорит собеседник Forbes в компании. На российском рынке, по состоянию на декабрь 2020-го, у METRO было 93 магазина и почти 10 000 сотрудников. Около 10% от общего объема продаж Metro приходятся на рынок РФ. Ее выручка в 2020-м составила почти $3,1 млрд, выручка в Украине за этот период – $796 млн.

Пока украинская команда бессильна в вопросе закрытия бизнеса МЕТRO в РФ, она параллельно выдавливает из материнской компании гумпомощь. Фуры с продуктами везут из филиалов METRO из Словакии, Польши, Германии и Румынии. Сейчас в Украину никакой инвестор не зайдет, а продукты питания ключевые и для армии, и для населения, – объясняет собеседник Forbes в компании. – Дожимать будем после войны».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине