Украинские шахтеры каждый день рискуют жизнью, чтобы обеспечить нужды страны в угле. Что им грозит, кроме российских ракет? Forbes посетил одну из шахт энергохолдинга Рината Ахметова ДТЭК, чтобы узнать, как она работает вблизи боевых действий.
20 дней в месяц бригадир участка по добыче угля Дмитрий Шатохин, 35, спускается в шахту на глубину более 180 м. В его смене еще около 200 горняков. Шахта работает круглосуточно в четыре смены по шесть часов: утренняя – ремонтная, остальные – добывающие.
Шатохин – мужчина крепкого телосложения, невысокого роста, с усталым взглядом. Он добывает уголь почти половину жизни, впервые спустился в шахту, когда исполнилось 18 лет. Сейчас задача – организовывать безопасную добычу.
Он работает на шахте группы ДТЭК Рината Ахметова, которая находится менее чем в 100 км от линии боевых действий. В прошлом году шахты компании добыли 17 млн т угля – более половины общей добычи Украины. Максимальная глубина шахты – 550 м, что немного по сравнению с некоторыми шахтами Донецкой и Луганской областей, глубина которых превышает 1 км. На такой глубине большее давление и более высокая температура.
Дорога к шахте проходит через несколько блокпостов, линий окопов. Нередко над шахтой на низкой высоте пролетают украинские истребители и, по словам работников, вдали ежедневно слышны артиллерийские взрывы. Некоторые местные шахтерские поселения уже несколько раз подвергались российским обстрелам.
«30 лет подземного стажа, и каждый раз боюсь спускаться вниз, – говорит один из руководителей шахты, попросивший не называть его фамилию из соображений безопасности. «В шахте нужно бояться, чтобы выжить», – говорит он.
Помимо опасности обвала или возгорания угольной пыли в шахте может взорваться метан, содержащийся в пластах газового угля. Именно этот тип угля сейчас добывается в Украине. Взрыв от искры может произойти, если концентрация метана в воздухе превышает 7%. Поэтому под землей запрещено курение и несертифицированная техника, в том числе фотоаппараты и телефоны.
Последняя крупная авария на украинских шахтах произошла в 2017 году на госшахте Степной во Львовской области. Тогда из-за взрыва метана погибли восемь шахтеров, 23 – травмированы.
Чтобы этого не произошло, метан выкачивают, таким образом, дегазируют горные выработки. На некоторых шахтах его затем сжигают на когенерационных установках, производящих электроэнергию. Другая проблема – грунтовые воды, которые надо постоянно откачивать.
Шахта, на которой работает Шатохин, – это 160 км подземных тоннелей, которые будут затоплены через 36 часов, если откачивающие насосы останутся без питания. Эта шахта должна была закрыться в 2023 году. Однако в августе 2022 года ДТЭК продлил ее работу до 2028 года.
Сейчас приоритетная задача компании – добывать как можно больше угля, хотя до войны компания планировала закрывать свои шахты, говорил в интервью Forbes Максим Тимченко.
Важность украинских шахт возрастает в канун отопительного сезона, который может быть одним из самых сложных в истории. Достаточная добыча собственных углей может компенсировать нехватку импортного газа и обеспечить украинские тепловые электростанции топливом. В прошлом году украинские ТЭС и ТЭЦ произвели треть электроэнергии в стране – 46 млрд кВт-ч.
Другая причина, заставившая ДТЭК пересмотреть приоритеты, – рекордные мировые цены, которым способствует эмбарго ЕС на импорт угля из России, а также удорожание альтернативных видов энергоносителей. В августе цены на уголь в ЕС превышают $400/т, что вдвое больше, чем в начале войны, 24 февраля. В настоящее время экспорт угля и газа из Украины запрещен постановлением правительства с 10 июня.
Чтобы снизить риски, связанные с выделением метана, на шахте развернули сеть Wi-Fi: 130 км кабеля, 120 станций связи, 1700 радиомаячков и 400 точек доступа. Для шахтеров изготовили 1500 касок со смарт-лампами, которые постоянно передают диспетчеру на поверхности информацию о том, где находится человек, и предупреждают об увеличении концентрации метана. При превышении норм включается аварийная сигнализация и отключается оборудование в шахте, чтобы исключить взрыв.
Стоимость проекта – около 100 млн грн. «Без такой системы мы вряд ли смогли бы продолжить работу на этой шахте», – говорит руководитель шахты.
Шахта имеет два основных ствола, которые обеспечивают циркуляцию воздуха, а также передвижение людей и грузов. Шахтеры спускаются на нужную глубину в лифте со скоростью до 2 м/c. Далее они пересаживаются в вагонетку на электротяге, которую называют каретой. Ее максимальная скорость – до 20 км в час.
От остановки вагонетки до места добычи нужно идти пешком по горной выработке – штреку. Такие туннели проходчики прорубают с помощью большого проходческого комбайна, а стены укрепляют металлическими арками и древесиной. Штреки прокладывают параллельно пласту угля. В Украине эти пласты узкие – до 1 м высотой.
Добывает уголь очистной комбайн, скашивающий пласт угля, двигаясь вдоль лавы. Лава – это узкий тоннель между двумя штреками. Длина лавы в шахте, где работает Шатохин, – до 300 м, высота – не больше метра. Запасы угля – 112 000 т, средняя добыча в день – 1800 т. Она заработала в середине августа этого года.
Добытый уголь падает на конвейер протяженностью в десятки километров. Затем грузовые лифты-контейнеры поднимают его на поверхность для хранения.
В шахтоуправлении работает 3000 человек. После начала войны было мобилизовано около 600 человек. Впрочем, без рабочих шахта не остается. С временно оккупированных территорий в шахтерские поселки приезжают тысячи беженцев, многие из которых идут на шахту. «Через несколько недель вчерашний бариста становится шахтером», – говорит руководитель шахты.
Средняя зарплата на шахте – около 20 000 грн, но рабочие основных специальностей могут получать вдвое больше – от 35 000 грн. «Чем рискованнее специальность, тем больше зарплата», – объясняет руководитель шахты.
Шахтерский стаж позволяет стать пенсионером в 40 лет и получать до 17 000 грн пенсии в месяц. Но зарплата – не единственная причина, почему шахтеры не покидают свои шахты. «У каждого свой фронт, – говорит бригадир Дмитрий Шатохин. – Мой – добывать уголь».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.